Крайними при закупке лекарств могут оказаться пациенты

Заканчивается общественное обсуждение проекта постановления правительства, известного как «второй лишний». Сам проект, как водится, называется скромненько - о внесении изменений в другое постановление аж от 2015 года. А вот то постановление – уже с интересным названием «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включённых в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Смысл изменений, которые вносятся сейчас, очень простой: если при закупке жизненно важных препаратов на конкурс подана хотя бы одна заявка от отечественного производителя, остальные заявки не рассматриваются. Вот это и есть «второй лишний», полагает телеграм канал Новый Век.

Логика правительства понятна и даже во многом справедлива. У нас лекарства производятся либо по зарубежной лицензии, либо из фармацевтического сырья, которое ввозится из зарубежных стран – и нет, не из ведущих фармацевтических держав типа Швейцарии, Германии, Штатов, а, в основном, из Китая. Перекрыть нам краник лекарственных препаратов не просто, а очень просто. Поэтому надо переводить производство в Россию, чтобы быть в этом отношении независимыми и самодостаточными.

Но большинство производителей не будут вкладываться в полноценное производство без гарантий сбыта. Вложения это огромные, а работать на склад никому не хочется. Что тоже логично. Поэтому правительство и пытается решить вопрос жестким протекционизмом. Но протекционизм этот в режиме «сначала всё запретить, а там посмотрим», как минимум, на первых порах будет выходить боком пациентам, ради которых вроде бы все и делается.

Во-первых, препараты разных производителей имеют разную эффективность в конкретных случаях. Это отдает магией, но факт. Вот на базе одного и того же действующего вещества по одним и тем же процедурам сделанные лекарства, но одно помогает, а другое – не очень. Это не блажь пациентов - при ряде заболеваний этот фактор известен врачам и считается критичным. Например, диабетикам крайне не рекомендуется менять производителя инсулина, к которому привыкли.
 
Во-вторых, все лекарства, кроме, может быть, витамина С, устроены по принципу «одно лечим, другое калечим». Так или иначе есть побочные эффекты – когда-то незначительные, а когда-то и серьёзные, которые требуют компенсаторной терапии другими лекарствами. Да даже антибиотик элементарный рекомендуется применять в паре с какими-нибудь бифидосодержащими препаратами, чтобы желудочно-кишечный тракт не убивать по ходу лечения. Причем какими именно «какими-нибудь» сильно зависит от производителя антибиотика.

Эти определяющие факторы немедленно вызвали серьёзнейших негатив к проекту «второй лишний» со стороны и организованных сообществ больных и их родственников (их полно в России), и со стороны профессиональных медиков. Наиболее панические голоса говорят о грядущей катастрофе и дополнительной сверхсмертности, которую никто даже не отфиксирует по причинам.

Никого это, естественно, не остановит – постановление будет принято, поскольку лежит в русле госстратегии импортозамещения. Самое при этом смешное, что никакого особого отечественного производства по итогам не возникнет – просто заинтересованные в нашем рынке производители станут маркировать собой какие-нибудь здешние производства, а уж как они по ходу будут следить за качеством – вопрос второй. В принципе, а что за ним особо следить, если рынок гарантирован и продукцию всё равно купят, под чем само правительство подписалось.
Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter