Белоруссия: от Не-России к Анти-России? Или к Белой Руси?


Прошло уже больше года со времени драматичных событий в жизни белорусского общества, произошедших в Республике Беларусь после президентских выборов 9 августа 2020 года. После масштабной попытки захвата власти посредством уличных протестов прозападной оппозицией внутриполитическую ситуацию удалось стабилизировать. Однако причины, вызвавшие произошедшее, не исчезли – они лишь загнаны вглубь. Практически ежедневно выходят телепередачи, материалы в государственных СМИ, которые достаточно правдиво описывают вмешательство коллективного Запада, финансирование так называемых «независимых» СМИ, которые годами расшатывали государственный курс страны, выливали в общественное пространство потоки лжи и откровенно ангажированной информации, деятельность десятков тысяч прозападных НКО, которые на совершенно легальной основе «формировали основы демократии» в Белоруссии, связь местных бело-красно-белых оппозиционеров с жёлто-голубыми майданщиками на Украине, участие белорусских боевиков в войне на Донбассе в составе нацистских бандеровских батальонов… Описывают и говорят о том, о чём до 9 августа 2020 года практически молчали. Молчали, когда беда уже была у самых ворот, когда нужно было не просто говорить, а кричать, надрывая связки и нервы.


Почти не говорят сейчас и самое главное: произошедшее после 9 августа 2020 года было следствием сознательной многолетней политики выстраивания, по печальному примеру нашей южной соседки Украины, государственной концепции «Беларусь – Нероссия». Нет, таковой её не объявляли – она была таковой по факту.


Давайте вспомним всё то, о чём писали в эти годы совсем немногие. Последние полтора десятилетия в Республике Беларусь откровенно проводился курс на «суверенизацию» и так называемую «многовекторность». «Суверенизация» предполагала укрепление позиций белорусского языка, белорусской культуры, построение национального «пантеона героев», сплочение единой белорусской нации, гордость за то, что теперь мы наконец-то «сами определяем свою судьбу», формирование суверенного историко-культурного пространства…


Вроде бы всё верно, всё правильно, но с одним маленьким уточнением – просто не учли знак. Помните, когда доктор Ватсон, раскрыв необычные увлечения своего нового соседа по квартире Холмса, посчитал того преступником. Холмс похвалил наблюдательность Ватсона, но пояснил, что тот ошибся только в знаке – он, Холмс, сыщик и враг преступников. Однако эта вроде бы совсем незначительная ошибка в оценках привела к диаметрально противоположному истине восприятию в сознании Ватсона. Тогда герои произведения Конан Дойла посмеялись. Нам, увы, после 9 августа 2020 года было не до смеха.


Проблема и опасность этой самой «суверенизации-белорусизации» была именно в знаке. Белоруссия, будучи частью триединого русского мира наряду с Россией и Украиной, как и белорусы являлись частью триединого русского народа вместе с русскими и украинцами, оказалась вовлечена в масштабный многолетний эксперимент по созданию нового этнотипа и нового этносознания.


От кого мы «суверенизировались» и для чего «белорусизировались» эти многие годы?! От Литвы, от Польши, от Украины, наконец? Естественно – в первую очередь, от России! Прозападная оппозиция требовала этого открыто, а на государственном уровне об этом не говорили, но понемногу, увы, делали.


Началась новая «мягкая белорусизация»: везде, где было можно -- в названиях улиц, топонимике вообще, в метро, на железной дороге, в организациях -- начали постепенно заменять русские надписи белорусскими. Как апофеоз – введение высосанной из пальца «белорусской латиницы», которая и заменила русские надписи в метро и других местах. Мы ведь – Не-Россия?! А на латинице белорусский язык больше отличается от русского – не так ли?!

 

Делалось это порой вызывающе крикливо – какой-нибудь «неравнодушный житель» (по факту – профессиональный активист прозападной НКО) писал в органы власти жалобу, что вот ему, видите ли, портит настроение такая-то надпись на русском языке. Власти «шли навстречу обратившемуся гражданину». Не обошлось и без повышенного внимания к символике. Такие же «сознательные граждане» старательно бродили по стране в поисках российских триколоров и георгиевских ленточек в водительских салонах общественного транспорта, других местах. По этим жалобам водителей иногда штрафовали, иногда просто заставляли убирать российские флажки и ленты – дескать, они «мешали обзору», «могли создать проблемы при движении транспортного средства». А ведь попадали в такие истории чаще всего самые обычные белорусы: свозил человек экскурсию в соседний Смоленск, подарили местные школьники ему российский флажок на память, вот он и повесил его в салоне. А дома «оценили» дружбу с соседями штрафом… При этом американские и евросоюзовские флажки «граждан» не «оскорбляли», а движению особо не мешали. Зато вовсю шла попытка реабилитации бело-красно-белого флага в качестве «исторической ценности» - того самого флага, который был создан в годы кайзеровской оккупации, а затем активно использовался полицаями и коллаборантами в годы немецко-фашистской оккупации Белоруссии.


Так постепенно воспитывалась наглость и вседозволенность местных русофобов.


Поддержали «новые веяния» и многие музеи, где на новых табличках под экспонатами отказались от русского языка, оставив надписи лишь на белорусском и английском.

Раз уж говорим про музеи, то стоит вспомнить и тот «пантеон национальных героев», который нам и в особенности молодёжи навязывался все эти годы: Ягайло, Радзивиллы, Сапеги, Пацы, сплошные польские короли и шляхтичи, Костюшко, Манюшко, Калиновский, Мицкевич… иные, менее громкие имена. Под весьма надуманным предлогом деятели польской культуры объявлялись национальными белорусскими героями только на том основании, что они родились или жили какое-то время на современных белорусских землях. Львиная доля этих персонажей и вовсе либо веками угнетала и издевалась над белорусским народом (Радзивиллы, Сапеги, Пацы), либо активно боролась против России, стремясь восстановить Речь Посполитую, независимое Польское государство, а в итоге – вновь вернуть белорусский народ под власть соседей с запада. Чего же тогда удивляемся, что в белорусском Гродно в 2020 году из окон вывешивали польские флаги?!


Дальше – больше. В Республике Беларусь огромное внимание уделяется сохранению памяти о Великой Отечественной войне. Но что творилось всё это время в наших (или уже давно не наших театрах)? Там все эти годы были в почёте (а кое-где это продолжается и поныне) такие «подвижники белорусской культуры и белорусскости», как прислуживавшие немецко-фашистским оккупантам Лариса Гениюш, Наталья Арсеньева, Франтишек Олехнович. Нет, про них не рассказывали, как они прислуживали гитлеровцам, пока белорусов убивали, сжигали живьём. Рассказывали про другое – как они «писали проникновенные стихи», «ставили талантливые пьесы». Фактически с молчаливого согласия Минкульта, других причастных ведомств проходил процесс ползучей реабилитации фашистских приспешников. Впрочем, он не прекратился и сейчас. Не далее, как 4 сентября 2021 года по 3 каналу белорусского телевидения (аналогу российской «Культуры») демонстрировался спектакль Республиканского театра белорусской драматургии «по произведениям Ф.Олехновича и Л.Родзевича «Адамовы шутки».


И эта вся пропаганда прислужников оккупантов под видом «восстановления славных имён представителей белорусской культуры» годами проводилась среди учеников школ, студентов вузов. Вначале студентов и детей везли в Хатынь и в Брестскую крепость, а затем на театральных и обычных уроках рассказывали про «подвижническую деятельность» той же Натальи Арсеньевой, написавшей в 1943 году стихотворение «Магутны Божа». Той самой Арсеньевой – жены одного из главных полицаев Ф.Кушеля, -- что была главным цензором всей прессы полицаев и предателей; той самой, чьи тиражи «поэзии» фашисты печатали до самого своего бегства в 1944 году из Минска.


Могло ли быть иначе, если долгое время министром культуры был Павел Латушко – убеждённый русофоб, сторонник культурных обменов и сближения с Европой.

Именно Латушко и находящиеся в его подчинении маленькие латушки, латушата и латушончики заполонили всю белорусскую культуру и гуманитарную сферу.

И уже не удивляешься, что такое внимание уделялось «творчеству» В.Орлова, О.Трусова, А.Мальдиса и прочих писателей, откровенно замаравшихся своими реверансами по отношении к предателям и коллаборантам. Не удивляешься и тому, что актёры театров во время событий 2020 года «с воодушевлением» распевали «Магутны Божа», «подавая пример молодёжи».


Стоит вспомнить и странные циклы телепередач вроде убранного, наконец (хотя и спокойно перекочевавшего в Интернет) цикла «Путешествие дилетанта», в которых добрый с виду дядечка в очках, со старомодным портфелем, в костюме старинного интеллигента вкрадчивым голосом рассказывал о тех или иных достопримечательностях и весьма ненавязчиво добавлял: теперь этого нет, так как было разрушено во время войны с Россией, а вот это сожгли русские войска.


Весьма своеобразно развивалось и футбольное фанатское движение – формально в русле «патриотизма», а по факту – с использованием опыта «Правого сектора» (организация запрещена в России). И никого не насторожило, когда несколько лет назад на футбольном матче Украина-Белоруссия половина стадиона орала «Слава Украине!», а другая вторила «Жыве Беларусь!». А затем все вместе дружно вопили нецензурную кричалку в адрес российского лидера Владимира Путина.

 

 

В 2020 году эти «болельщики» с набитыми на телах татуировками-свастиками, прошедшие и «стажировку» в нацистских батальонах на Донбассе, бросали камни и арматуру в милиционеров и ребят из внутренних войск. А за ними стройными рядами шли толпы молодёжи, распевающие полицайский «Магутны Божа».

И всё это с явным и основным идеологическим стержнем – «Беларусь – Не-Россия», плавно переходящим в украинский вариант «Беларусь – Анти-Россия».


Так называемая «многовекторность» лишь добавляла растерянности и вносила все эти годы ненужную дезориентацию: Россия наш друг, или враг или так?..

Республика Беларусь, получив свою независимость в 1991 году после трагического распада СССР, не могла не строить свою государственность, но, выстраивая её отдельно от России, не без активной «помощи» извне, развивая свою белорусскую душу, ошиблась в знаке и вместо естественного курса «Вместе с Россией» выбрала вначале «Не-Россию», а затем, по примеру Украины, и вовсе едва не скатилась к «Анти-России».

И именно это, в первую очередь, и породило тот тектонический общественно-политический разлом и те потрясения, которые всколыхнули белорусское общество в 2020 году.


Белорусы, русские и украинцы – один большой народ, одна восточнославянская цивилизация. У нас общий русский базис, общие корни, Древняя Русь, кириллица, общая история, невзгоды и поражения, достижения и великие победы. С течением времени сложилась и своя надстройка – у нас белорусская, у южных соседей – украинская, у восточных – российская. Но разделить базис и надстройку нельзя, и уж тем более противопоставить их друг другу. Именно поэтому русский язык для белоруса – родной и основной язык, а белорусский – тоже родной, язык местного своеобразия, но лишь второй по реальному значению и использованию. Поэтому тот же белорусский язык может развиваться только вместе с русским, а никак не вместо русского, никак не на основе подмены и уж, тем более, противостояния. То же касается и белорусской культуры, литературы, истории, всей гуманитарной сферы в целом. И это же можно сказать об украинском языке, культуре и всём остальном. Дом, разделённый внутри себя, не устоит. Наши враги стараются нас разделить, столкнуть между собой части одного целого, части одного народа – белорусов, украинцев, русских.


Латушко – человек недалёкий. Он всерьёз поверил, что может стать президентом. Где Латушко и где Лукашенко?! Он ещё меньше похож на царя, нежели домоуправ Бунша на Ивана Грозного в комедии «Иван Васильевич меняет профессию». Но почему он вдруг «поверил в себя»? Глуп? Это есть. Но дело и в другом: сколько ещё маленьких латушек, латушат и латушонков затаилось временно, притихло. На эту "армию" ведь и рассчитывал главный Латушко, слушая от них в своё время многочисленные льстивые речи: «Ты достоин быть президентом, а не тот, кто сейчас».


Они неизбежно сменят тактику, пойдут по пути «культурных обменов», «работы на ниве национальной культуры» и другими, самыми разными путями, стараясь после своего поражения не злить Лукашенко, не привлекать к себе его внимание. Но цель, которую будут им диктовать хозяева и благодетели из-за рубежа, будет одной – Анти-Россия!


И они рано или поздно победят, если мы так и застынем на этом выборе: кто мы - Не-Россия или Анти-Россия?.. Остановить эту идеологию распада может только другая, по настоящему народная и сильная идеология: от Нероссии к Белой Руси, к общерусским корням, к нашему единству. Для этого коренным образом должна быть перестроена вся гуманитарно-историческая и образовательно-воспитательная составляющая государственной политики Республики Беларусь с простой и ясной концепцией в итоге: «Белая Русь – только вместе с Россией! Будущее – в Союзном государстве!».


Мы, русские, украинцы и белорусы – один народ, одна большая и великая нация, нация Всеслава Чародея, Ярослава Мудрого, Владимира Красное Солнышко, Петра Великого; нация трёх православных Софийских соборов – Киевского, Новгородского и Полоцкого; нация Скорины и Мстиславца, Петра Могилы и Богдана Хмельницкого; нация Пушкина, Толстого, Гоголя, Шевченко и Колоса; народ, победивший фашизм в самой страшной в истории человечества Великой Отечественной войне! Это, пожалуй, основное и главное, что мне хотелось сказать после прочтения важнейшей программной статьи президента России Владимира Путина «Об историческом единстве русских и украинцев».

 

 


Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter