Минвостокнеразвития

Спикер Совфеда Валентина Матвиенко в ходе заседания верхней палаты парламента 25 июня, обращаясь к главе Минвостокразвития Александру Козлову, фактически заявила, что он не справляется со своей работой.

По мнению сенатора, министерство превратилось в совнархоз, который только «собирает заявки с регионов», в то время, как его задача «сделать рывок в развитии Дальнего Востока». 

 «... такое ощущение, что Минвостокразвития выключили информационно. Вообще нет информации, что происходит на Дальнем Востоке и в Арктике, какие решения принимаются», — сказала Матвиенко министру. Сенатор поставила Козлову в пример советский опыт информационной работы. «Как раньше было? Объявляли, например, освоение БАМа, и вся страна этим жила, и все ехали туда и откликались», — сказала спикер.

«Должна быть налажена информационная работа, чтобы информировать бизнес, инвесторов - приезжайте на Дальний Восток и вы получите там красивую, замечательную жизнь. И люди поедут. Но пока этой информации нет», - резюмировала сенатор.

Трудно не согласиться с оценками, данными Матвиенко работе Минвостокразвития под руководством Козлова. Стоящие перед министерством задачи, в первую очередь демографические и экономические, в стратегическом для страны регионе были де-факто провалены. Впору переименовывать ведомство в Минвостокнеразвития, а то и в Минвостокдеградации.

Согласно опубликованным Росстатом официальным данным, в Дальневосточном федеральном округе в 2018 году численность населения сократилась на 35 000 человек. Реальные цифры, очевидно, выглядят еще более удручающе. Все большее число жителей Дальнего Востока перебирается жить в центральные и западные регионы России – это становится заметно уже даже на бытовом уровне: шансы обнаружить среди соседей по столичной или провинциальной новостройке переселенцев из этого региона в последнее время существенно выросли, да и на дорогах автомобилей с хабаровскими и приморскими номерами стало заметно больше.

Надо отметить, что при формировании министерства семь лет назад прекращение оттока населения с Дальнего Востока было обозначено как фундаментальная, стратегическая цель. Трудно представить как без решения этой задачи можно было бы добиться интенсивного экономического развития региона.

Про с большой помпой презентовавшийся в свое время проект создания территорий опережающего развития (ТОР), главным лоббистом которого был полпред президента в ДФО Юрий Трутнев, даже нельзя сказать что он был слабо реализован. Он попросту провалился.

Когда проект только стартовал и стояла задача во что бы то ни стало отчитаться перед высоким кремлевским начальством о его эффективности, статусом ТОР наделялись любые территории, где можно было продемонстрировать хоть какую-то активность инвесторов. 

Впрочем, заниматься очковтирательством долго не получилось: уже в 2016 году стало ясно, что целый ряд заявленных проектов придется закрывать, поскольку они оказались полностью виртуальными. Интересно, что сами инициаторы этих фейковых проектов не понесли за это никакой ответственности.

Кроме того, сам механизм распределения льгот, которые предоставлялись в ТОРах, был предельно непрозрачным – фактически решения оставались на усмотрение чиновников, что, естественно, не могло привести ни к чему, кроме взрывного росту коррупции в аппарате, который контролировал эту сферу.

Собственно, и сам Трутнев в 2018 году признал, что порядка 20% ТОРов необходимо ликвидировать, поскольку они не оправдали ожиданий. 

В 2018 году в результате проверки Счетной палаты выяснилось, что из 18 перспективных планов развития ТОРов не были утверждены 15, более того – не была введена даже система оценки их эффективности. Предусмотренные законом программы развития инвестиционной и предпринимательской деятельности регионов округа не были утверждены федеральным правительством. 

В ходе проверки ТОР «Большой камень» специалисты Счетной палаты установили, что выделенные на нее средства расходовались предельно неэффективно. Впрочем, на фоне общих удручающих итогов реализации проекта создания ТОРов это выглядело вполне ожидаемо.
Матвиенко, оценивая на заседании в Совфеде работу Минвостокразвития, сказала, что от возглавляемого Козловым министерства ждали, что оно сможет «сделать рывок в развитии Дальнего Востока» и привела в пример политику граничащего с регионом Китая, где города «растут как грибы» и «поезда не на магнитной подушке ходят, а летают по воздуху». По мнению Матвиенко, в результате работы Минвостокразвития «прорыва, новых городов, как в Китае, мостов, новых поездов мы не увидим, это даже не предполагается». 

Смотря на результаты работы ведомства за годы его существования, трудно с этим выводом не согласиться.
Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram