Анализируя Навального

 
Большинство российских политологов нужно бросать 
в клетки московского зоопарка, чтобы их съели звери.

Алексей Навальный

 

13 декабря Алексей Навальный выдвинул свою кандидатуру на пост президента России. Однако вместо ожидавшегося взрыва массового энтузиазма в социальных сетях настала тишина. Затем некоторые блоггеры стали поддерживать Навального, но в основном в форме нытья. Например, известный блоггер Олег Козырев пишет:


Много ли есть среди лидеров оппозиции людей с такой прекрасной семьей? С такими вдохновляющими честными родственниками? С такими друзьями, товарищами, коллегами?

Я вас уважаю и понимаю, мои грустящие про одиннадцатый год друзья. Но вот Навальный идет и делает что-то, чтобы у нас не все осталось в прошлом, чтобы появился пусть шанс, но на будущее.


Текст имеет характерное название «Если не Навальный, то кто?». Хочется сострить – Григорий Алексеевич Явлинский, но не будем о грустном.


Козыреву вторит бывший активист штаба Навального Алексей Абанин:


То, что Навальный идет в президенты (ну по крайней мере попытается) - это хорошая новость. Это движение, это надежда. Это лучше чем сидеть на **** и ждать "тру-революции". Все претензии в его адрес сейчас бессмысленны. Можете в нынешних обстоятельствах сделать правильнее и лучше - делайте. Не можете - не ***, а поддержите.


Социальные сети откликнулись на выдвижение Навального без малейшего энтузиазма. Еще пару лет назад молодой лидер Алексей Навальный вызывал искреннюю симпатию даже у людей, не разделявших его политических взглядов.


Сегодня Навального с натугой пиарят пожилые и статусные либеральные политологи: «Рукопожатие крепкое. Работает с документами». Тональность «пиара» такова, что ассоциации с поздним Ельциным, то есть тяжелобольным человеком, перенесшим несколько инфарктов и шунтирование, не возникли только у ленивого. А ведь Навальному 40 лет и он, насколько можно судить, полностью здоров.


Навальный – кандидат терпения. «Если не Навальный – то кто?», «Навальный – это меньшее зло», «Навальный – это стабильность». Такие лозунги возможны, если вы Ангела Меркель, идущая на четвертый срок. Что же сломалось в имидже Навального?


Ведь всего три года назад несколько тысяч человек, узнав об аресте своего лидера, вышли на стихийный митинг протеста на Тверскую, причем в тот же день – списавшись через социальные сети.


Больше того, в период 2011-2013 годов Алексей Навальный был общепризнанным лидером российского протеста. Он возглавлял Координационный совет оппозиции, в который входили представители либералов, националистов и левых.


В ходе выборов мэра Москвы 2013 года Навальный набрал 27% голосов. Это лучший результат для оппозиционного кандидата на выборах московского градоначальника за всю историю.


Что-то изменилось. Но что?


Навальный образца «снежной революции» 2011-2013 годов был уникальной фигурой, одинаково приемлемой для либералов и для националистов. Он единолично воплощал собой синтез либеральных и националистических идей, на основе которого только и возможна победа протестного движения.


После кризиса на Украине и вступления Крыма и Севастополя в состав России Навальный утратил контроль над повесткой. Его позиция была невнятной и скорее проукраинской. Одновременно либералы заняли проукраинскую позицию, а националисты раскололись на сторонников Украины и защитников Донбасса. В результате протестное движение сошло на нет, что прекрасно продемонстрировали выборы в Государственную думу 2016 года, на которых представители «Единой России» победили в одни ворота, получив три четверти мандатов в нижней палате парламента.


Навальный перестал быть фигурой либерально-националистического консенсуса, а стал одним из представителей либерального лагеря. По-прежнему одним из самых молодых и ярких.


Однако здесь вступил в игру и ещё один фактор, который обычно недооценивается. Дело в том, что в ходе украинских событий значимая часть общества перестала считать либералов за своих.


И дело тут не в религиозных-этнических-ценностных или каких-то иных разночтениях. Украинские активисты призывали «сжигать вату» («вата» - оскорбительное название русских). И делом доказали, что на это способны (см. известные одесские события). Проукраинские активисты здесь, в России, сожжениям живых людей активно радовались. Эти преступления вызывали у них взрыв неподдельного энтузиазма (которого не видно в деле выдвижения Навального).


И сработало различение «свой-чужой». Вряд ли вы примите за своего даже самого приятного человека, который желает вам сожжения заживо. И рейтинг «либеральной общественности» рухнул.


Результаты выборов в Государственную думу продемонстрировали, что престиж и авторитет либеральных партий в массовом сознании обратился в прах. Например, сама крупная на этих выборах либеральная партия «Яблоко» получила 1,99% голосов и не добилась даже государственного финансирования (полагающегося партиям, набравшим 3%), не говоря уже о депутатских мандатах (необходимо 5%).


Конечно, лично Навальный не выступал со столь однозначной позицией, как проукраинские активисты. Однако с точки зрения идеологической «тусовки» склонился именно на эту сторону. Как результат – превратился в «одного из» либеральных политиков. Ассортимент их широк – от Касьянова до Явлинского и свойство у них одно – получать на выборах 2%.


Навальный, конечно, может провести свою избирательную кампанию (представим, что ему позволят выдвинуться) гораздо ярче, чем вышеназванные либеральные вожди. Но поможет ли ему это? В условиях спада протестной волны и невнятности программы самого Навального даже с политтехнологической точки зрения у него будут трудности. Ведь общественным мнением он опознаётся как чужой. Не «украинец», а просто «чужой». «Не наш», в любой момент могущий заговорить в стиле: «Коренные народы Севера вымирают и спиваются. Русские как нация — это крупнейшая разделенная нация Европы, и тоже есть громадные проблемы с алкоголизмом, например в северных областях».


У русских есть проблемы. Почти как у коренных народов Севера, представьте. Своему о своих просто не придёт в голову говорить в таком тоне. Навальный – чужак, который даже не скрывает своей отстраненности от русских проблем. И люди это чувствуют, хотя не всегда могут сформулировать.


Это хорошо видно по социальным сетям. Раньше люди агитировали за Навального сами и с огоньком. Нынче – ждут отмашки из «центра», а затем с трудом выжимают из себя «Если не Навальный, то кот», «надо потерпеть, братцы, при всём богатстве выбора, иной альтернативы нет» и т.п.


Короче, без существенной поддержки со стороны государства эта телега далеко не уедет. Говорят, что в карьере любого певца есть два пика: первый, когда благодаря удачному хиту он на вершине популярности. И второй – обычно лет через 10, когда былому кумиру удаётся вдруг вернуться и снова оказаться в центре внимания СМИ.


Можно констатировать, что первый пик популярности Навальным пройден. Удастся ли ему организовать себе второй? Без серьезного административного ресурса – похоже, что нет.

 

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram