Мятеж против Трампа подавлен

Итоговая партийная конференция Республиканской партии США, открывшаяся 18 июля в Кливленде, штат Огайо, несмотря на неоспоримые результаты праймериз, все же содержала в себе определенную интригу.

Наиболее активные противники Дональда Трампа внутри его собственной партии, объединившиеся в движение NeverTrump, были настроены весьма решительно. Главную ставку они сделали на изменение правил номинации кандидата в президенты.

Согласно действующим правилам Национального республиканского комитета (RNC), делегации, прибывшие на конференцию, не могут голосовать против воли избирателей своих штатов, выраженной на первичных выборах. Учитывая результаты этих выборов, голосование на партийном форуме превращается в формальность.

Однако эти правила на конференции еще должны были быть утверждены. Заговорщики из NeverTrump рассчитывали, что им удастся провалить голосование по правилам, затянуть его и навязать длительную дискуссию о том, как же должен голосовать каждый делегат. В прессе за пару недель до партийного форума развернулась кампания за «право делегатов голосовать по совести». Иными словами, не так, как проголосовали избиратели на первичных выборах в штатах.

Если бы такое «право» было делегатам предоставлено, в кулуарах конференции за ними развернулась бы настоящая охота. Как не раз было в истории американских партийных мероприятий, на представителей штатов оказывали бы давление с целью проголосовать «так, как надо». Сложно сказать, могла ли эта авантюра увенчаться успехом — все-таки большинство делегатов были трамповскими активистами, — но она совершенно точно повредила бы имиджу Большого Дональда и Республиканской партии.

Бунт возглавили делегаты из Аляски, Юты и Вирджинии. Они добились переголосования по правилам с голоса (по сути дела, председатель при этом на слух определяет, кто набрал больше голосов — партия «за» или партия «против»), но проиграли.

Стоит отметить, что движение NeverTrump к середине июля практически полностью выдохлось. Более того, остатки старого республиканского истеблишмента за редким персональным исключением (Митт Ромни, семья Бушей и некоторые другие) не только смирились с тем, что Дональд Трамп станет кандидатом в президенты, но и стремились всячески избежать конфликтов с тем, кто на праймериз завоевал право представлять партию на всеобщих выборах.

Молодые же руководители «партии слона» (прежде всего, глава Республиканского национального комитета Рейнс Прибус и спикер Палаты Представителей Конгресса Пол Райан), настаивали на строгом исполнении ранее принятых правил и учете воли избирателей. Райан не раз говорил в интервью различным СМИ, что Трамп не является кандидатом его мечты, но, тем не менее, «выиграл честно и убедительно».

Некоторые партийные функционеры и идеологи в своем стремлении не допустить номинации Дональда Трампа были готовы практически на все, в том числе, на разрушение Республиканской партии. Так, неокон Билл Кристол уже предложил свою поддержку Хиллари Клинтон, а Митт Ромни до последнего вынашивал план по собственному выдвижению в качестве независимого кандидата и, даже поняв бесперспективность такого выдвижения, все равно продолжал призывать республиканцев блокировать номинацию Большого Дональда.

Пол Райан и Рейнс Прибус, несмотря на определенные разногласия с Трампом, в конце концов объединили свои усилия с его штабом для спасения внутрипартийной демократии и партии в целом.

Предложение «адаптировать правила» было отвергнуто. Формально это означало, что никто, кроме Трампа, уже не мог стать республиканским кандидатом в президенты.

Но антитрамповский мятеж нужно было подавить не только процедурно, но и эмоционально, чтобы ни у делегатов, ни у многомиллионной телевизионной аудитории, следившей за съездом «слонов», не сложилось впечатления, что, несмотря на де-юре справедливое выдвижение Трампа, партия осталась расколотой, а ее номинант лишен единодушной поддержки.

В ход пошла «тяжелая артиллерия». Слово было предоставлено сенатору Джеффу Сешнсу, известному на всю страну чернокожему шерифу из Висконсина Дэвиду Кларку, бывшему мэру Нью-Йорка Руди Джулиани и супруге кандидата Мелании Трамп.

День 18 июля, вне всякого сомнения, был «сделан» давним другом Трампа, одним из немногих в новейшей истории республиканских мэров Большого Яблока, Руди Джулиани, который, казалось, бросил в зал эмоциональную бомбу. Он так красочно и зажигательно обличал штаб Хиллари и либеральную прессу за шельмование Трампа, что под конец его речи всякому уже было неудобно выступать против Дональда. Бóльшую часть его речи делегаты провели на ногах, то и дело прерывая оратора овациями.

Дело было сделано. Под песню группы Queen «Мы чемпионы» на сцене появился Дональд Трамп и непривычно коротко представил свою жену, Меланию, после чего удалился.

Речь миссис Трамп задумывалась как центральное событие первого дня. Ничего особенного Мелания не сказала, впрочем, как и многие другие претендентки на роль первой леди США до нее. Задача таких речей, с одной стороны, представить стране возможную хозяйку Белого Дома, с другой — нарисовать позитивный образ кандидата как мужа и отца.

Со своей задачей Мелания, на мой взгляд, справилась. Но не обошлось без эксцессов. Уже на следующее утро социальные сети и медиа разнесли по всему миру ролик, в котором сравнивались отдельные фрагменты выступлений миссис Трамп и Мишель Обама в 2008 году. Ролик был смонтирован мастерски. У зрителя и правда складывалось впечатление, что целые фрагменты были попросту перенесены из одной речи в другую методом «копипаста».

Возможно, спичрайтерам из штаба Трампа и следовало бы отнестись к вычитке речи возможной будущей первой леди более внимательно, но мне, как человеку, который прослушал с десяток таких речей целиком, совершенно очевидно, что в них говорится все время об одних и тех же вещах и примерно в одних и тех же выражениях: он хороший семьянин и добрый человек, он учит детей трудиться, как трудился сам, он любит свою страну и т.п.

В некотором смысле речь возможной будущей первой леди — это всегда повторение правильных, но сто тысяч раз говоренных истин из добрых детских книжек. Так что невольные «плагиаты» неизбежны. Не в этом соль. Все, что должна показать супруга кандидата — это умение держаться перед большой аудиторией и уверенно читать телесуфлер.

И все же либеральные СМИ почти сутки мусолили тему «плагиата» в речи Мелании. Телекомпания CNN умудрилась выстроить убийственную логическую цепочку: эта речь — грубая ошибка штаба Трампа, в конечном счете за все отвечает сам кандидат, так что ошибка многое говорит о нем как о лидере, точнее, как о человеке, не способном на лидерство! То есть какой же из него президент, когда в речи его жены обнаружены заимствования?!

Вся эта шумиха вокруг выступления Мелании Трамп, на мой взгляд, показывает лишь одно. Что других «блох» поймать на республиканской конференции либералам не удалось. Когда такая мелочь раздувается до вселенских масштабов, это значит, что противник хватается за соломинку.

Второй день партийного форума «слонов» прошел в целом ровно. В результате голосования Дональд Трамп получил 1725 голосов — значительно больше необходимых для чистой победы в первом туре голосования 1237-ми. После обработки протоколов Пол Райан официально объявил Трампа кандидатом в президенты США.

Следом довольно быстро (в виду отсутствия альтернативных кандидатур) был избран кандидат в вице-президенты — губернатор Индианы Майк Пенс.

Потом конференцию по видеосвязи из Нью-Йорка коротко поприветствовал Дональд Трамп. Поздравив делегатов «с великим днем», он попрощался до среды.

Из «тяжеловесов» во вторник выступили лидер республиканского большинства в Сенате Митч Макконнелл, спикер Палаты Представителей Пол Райан, губернатор Нью-Джерси Крис Кристи и бывший кандидат в президенты Бен Карсон. Несмотря на то, что все эти выступления были по своему ярки и содержательны, до речи Джулиани в первый день конференции им было далеко.

Приятно удивил собравшихся сын кандидата, Дональд Трамп-младший, пропевший оду американскому предпринимательскому духу, американской мечте, упорно работающим американцам и, конечно же, своему отцу, представив его человеком, который никогда не сдается и с энтузиазмом берется за задачи, кажущиеся прочим неподъемными. Зал с удовольствием прерывал речь Дональда-младшего овациями и скандированиями «Трамп! Трамп!».

Конференция республиканцев приняла официальную партийную платформу, однако, как показывает исторический опыт, реальную линию партии вырабатывает команда кандидата в президенты. И нам еще только предстоит узнать ее в деталях.

Республиканский форум согласился с лидерством Трампа, не поставив ему ни одного жесткого условия. Кроме одного. Не допустить к власти Хиллари Клинтон. Ирония ситуации состоит в том, что его собственная партия ему в этом не слишком хороший помощник. Она еще только оправляется от того удара, который по ней нанес сам Дональд, борясь за право участвовать во всеобщих выборах.

Все попытки остановить Трампа на пути к номинации, включая последнюю, на партийной конференции, провалились. Теперь уже самому Трампу придется решать весьма непростую задачу — как остановить Хиллари и ее хорошо отлаженную административно-медийную машину.

 

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram