Молодежь для «галочки»

В июне во Владикавказе прошли два крупных молодежных форума, на которые были затрачены большие средства и организационные усилия. Однако отдача от них в лучшем случае равняется нулю, а в худшем со временем повлечет за собой печальные последствия, поощряя формализм, непрофессионализм и безответственность, прикрываемые фиговыми листками «общественно-значимых проектов». Впрочем, и молодежными они явились только по названию да по количеству безмолвно присутствующей на заседаниях молодежи, которой позволили вставить свои пять копеек лишь в самом конце мероприятий.

24-26 июня столица Северной Осетии принимала II форум христианской молодежи России. Он должен был начаться днем ранее, но самолет, доставлявший на Кавказ огромную делегацию из Москвы, не сумел убрать шасси и был вынужден совершить аварийную посадку. Организаторы-партнеры форума – Всемирный русский народный собор, Союз грузин в России, благотворительный фонд «Рука помощи», Антиглобалистское движение России, Российский союз молодежи, Русская православная церковь, Молодежная ассамблея «Единый Кавказ», русский духовный театр «Глас» и федеральная национально-культурная автономия греков России (именно в таком порядке они перечислены на сайте мероприятия) – не сделали из этого знамения никаких выводов. Как организационная, так и содержательная части форума, увы, не выдерживали критики, воспринимаемой почему-то крайне болезненно.

Проведя ряд освещавшихся в прессе оргсобраний во Владикавказе и Москве, собрав целый самолет делегатов (о некоторых из них подробнее ниже), пообещав круглый стол с послами Сирии и Египта, генконсулом Палестины «Христианство на Ближнем Востоке», организаторы привезли на форум только лидера православной партии Леванта Родерика Хури.

Молодой политик Хури вызывает искреннюю симпатию: в доме его деда висел портрет императора Николая II, в его собственном – президента Путина. «Мы с Россией – во всем, от Ближнего Востока до Украины, потому что она борется за нравственные ценности! – заявил на пленарном заседании Родерик Хури (об Украине, которая, по словам Патриарха Кирилла, для нас сейчас важнее всего, на форуме практически не упоминалось). – Мы с Россией, которая за принципы, а не за интересы, за духовное, а не материальное, с Россией, которая несет свет против сил, которые несут тьму!». «Ставь на Россию, ставь на православие, ставь на Святую Троицу!», - добавил он по-русски, вызвав восторженную реакцию засыпавшего к тому времени зала. Ясно, что партия Хури, объединяющая православных Леванта, которых набралось около 6 тысяч человек, является маргинальной силой – во всяком случае, на сегодняшний день. И все же он был единственным, кто и в самом деле затронул положение христиан на Ближнем Востоке, однако ни лекции, ни обсуждения этой темы не получилось – график был составлен так, что ни на что не было времени.

Как не получилось и работы по секциям, во всяком случае, там, где предполагалась дискуссия, например, по межнациональным и межрелигиозным отношениям. Это не удивительно, поскольку программы – хотя бы предварительного списка обсуждаемых вопросов – у организаторов не было, а ведущие ряда секций назначались буквально на ходу, уже во Владикавказе. И это отсутствие целеполагания никак не может быть объяснено проблемами с самолетом, на который все время пытались «переводить стрелки».

В то же время именно на этой секции прозвучал ряд тезисов, заставляющих задуматься, для чего второй форум христианской молодежи проводился именно во Владикавказе (первый тихо-мирно прошел два года назад в Подмосковье). Речь идет о целенаправленной и агрессивной пропаганде грузинской точки зрения на положение православных в РЮО и Абхазии, а также российско-грузинско-осетинские отношения в целом. Непосредственное участие в этом принимали представители не только грузинской делегации, что никого не удивило бы, но и организаторов, а это существенно меняет дело.

Представитель Патриарха Грузинской православной церкви Илии II в Москве Мамука Путкарадзе, выступавший с докладом «Миссионерская деятельность ГПЦ на Северном Кавказе», заявил, что православные Южной Осетии не просто должны, но и якобы сами хотят вернуться под омофор Тбилиси, и переговоры об этом состоялись буквально в дни форума.

Выяснить, что никаких переговоров такого рода, естественно, не происходило, не составило труда (о настроениях югоосетинских православных, не желающих даже слышать имя Илии II, говорить и вовсе не приходится). Вопрос в ином: на кого рассчитаны такие заявления? Разве что на тех, кто абсолютно не в курсе реальной ситуации. Действительно, на заседании отсутствовали представители православной молодежи Осетии, так что ждать возражений было вроде бы неоткуда.

Когда же они все-таки последовали, грузинская реакция была традиционно-истерической - обвинения в «зашоренности» чередовались с обвинениями в «незнании ситуации» и т.п. Но и на этом пропаганда не закончилась. В эмоциональном выступлении девушки из грузинской делегации Грузия предстала в качестве идеала межнационального и межконфессионального мира и гармонии, как будто Панкисское ущелье и Аджария, Борчалы и Джавахетия находятся не в этой стране, а где-то в другом месте. Возражение, что как минимум последние двадцать лет грузинской истории никак не позволяют считать Грузию примером в этой области, было встречено в штыки. Напоминание – а вдруг кто забыл – о грузинской агрессии против Южной Осетии 2008 года вызвало неподдельное возмущение: ведь «всем известно», что это Россия напала на Грузию!...

Уже после закрытия секции тему продолжил ее модератор, глава МАЕК («влиятельнейшей» организации, сайт которой заблокирован за неуплату), ростовчанин Алик Микаелян. По его мнению, «налаживание отношений» между Южной Осетией и Грузией является первоочередной задачей, и южные осетины только и думают, что об этом вопросе. Несогласие с такой установкой - после признания грузинская тема для РЮО абсолютно не актуальна, что видно в том числе и «по сайтам», на которые пытался ссылаться Микаелян - вызвала бурю пустых эмоций. Дело, однако, не в том, хочет ли рядовой гражданин добрых отношений с Грузией - разумеется, этого хотят все, в том числе и автор этих строк. Но первый шаг в данной ситуации обязан сделать инициатор грузино-осетинского конфликта, то есть Тбилиси, покаявшись (или хотя бы принеся официальные извинения) за преступления, совершенные против осетин в эти годы, и конкретно за войну 2008 года. В противном случае диалог откровенно вреден, и, наконец, просто опасен для РЮО.

К сожалению, молодежный лидер Микаелян почему-то убежден, что Грузия, во-первых, уже извинилась (да-да, мы все что-то пропустили), во-вторых, грузинский народ ни в чем не виноват (а кто же плясал от радости на улицах Тбилиси в день начала войны?...), грузинские солдаты громили Южную Осетию, потому что должны были исполнять приказ (как будто тема преступных приказов не закрыта приговором Нюрнбергского трибунала), в-третьих… В общем, нужно думать о налаживании грузино-осетинских отношений, и именно так якобы считает подавляющее большинство населения Южной Осетии, полагает Алик Микаелян. Проблема (для него) в том, что дело обстоит прямо противоположным образом. В ответ на многократно повторенную просьбу познакомить хоть с одним-единственным представителем Южной Осетии, убежденным, что главное - это восстановление отношений с Грузией, Микаелян пообещал предъявить такого… в интернете.

Не сомневаюсь, что одного-двух сторонников «налаживания» отношений с Грузией без предварительных условий, наверное, можно найти и в РЮО: в семье не без урода. Однако подавляющее большинство граждан республики, также, как и живущих за ее пределами здравомыслящих людей, не понаслышке знают, что представляет собой грузинское государство и общество, не считающие нужным принести хотя бы формальные извинения за творимые ими на протяжении всего двадцатого и начала двадцать первого века акты геноцида осетин.

Да и о каком покаянии можно говорить, если буквально накануне форума, 20 июня, министр иностранных дел Грузии Майя Панджикидзе назвала три условия, которые должны быть выполнены для восстановления дипломатических отношений с Россией: «деоккупация страны, отзыв признания независимости (Абхазии и Южной Осетии) и выполнение соглашения о прекращении огня от 12 августа 2008 года». Пока Тбилиси продолжает настаивать на этих абсурдно-нереалистичных требованиях, очевидно, что о мифическом «улучшении отношений» между Грузией и РЮО в обозримом будущем нужно забыть. Сомнительно, что Путкарадзе и Микаелян этого не понимают, однако они почему-то не стесняются проповедывать свои, мягко говоря, странные идеи грузино-осетинского «сближения» именно во Владикавказе, где не понаслышке известно о настроениях в Цхинвале и Тбилиси.

Но если организация Микаеляна при этом позиционирует себя как патриотическая, то к Путкарадзе особых вопросов нет. Бежавший из Сухума в 1993 году (но оказавшийся почему-то в Москве и принявший российское гражданство) представитель грузинского патриарха не скрывает неприязненного отношения к приютившей его стране (а также, в лучших либеральных традициях, к возвращению Крыма и героической борьбе против укрофашизма ДНР и ЛНР).

«Не буду говорить за всю Грузию, но мне не по нраву ни сильная, ни слабая Россия, и вообще существование России, если она мешает жить мне в моем же доме. Никому не понравится сосед, если он терроризирует остальных». «Кто же думал, что сближение с единоверной Россией может принести то, что не смогли силой оружия сделать за многие века иноверцы? А именно: лишить независимости, лишить царя, лишить Церкви, лишить право говорить на родном языке». «Россия сама была в этом конфликте (грузинской агрессии против РЮО 2008 года – прим.) агрессором, который сама же и спровоцировала!». «Стоит ли игра свеч? Абхазия и так называемая Южная Осетия ценой дружбы с Грузией. Ведь такие раны не исцелить десятилетиями… Даже нынешний Католикос-Патриарх неоднократно заявлял, что отношения между Россией и Грузией могут стать нормальными после восстановления исторической справедливости». Это цитаты из ряда статей и публичных постов Мамуки Путкарадзе, ясно проявляющих его общественно-политическую позицию.

Есть, конечно, и о религии: «Если мы считаем себя чадами Грузинской Церкви, это не значит, что мы ставим себя и свои национальные интересы выше веры. Грузины и Грузинская Церковь это доказала и доказывает вот уже на протяжении почти 2 тысяч лет» (из стенограммы выступления в радиопрограмме Якова Кротова). Путкарадзе практически слово в слово повторил это и на форуме во Владикавказе. И это в Осетии, где никто не забыл о роли ГПЦ и лично патриарха Илии II в развязывании грузино-осетинского конфликта! Трудно назвать это чем-то иным, нежели попыткой идеологической диверсии - разумеется, провалившейся. Было бы честнее и разумнее, если бы вместо положения христианства на Ближнем Востоке участники форума обсудили бы более животрепещущие проблемы - ситуацию в югоосетинском православии и на той же Украине, беженцы с которой появились уже и в Осетии…

Справедливости ради следует добавить, что на секции по межнациональным и межрелигиозным отношениям затрагивались интересные и глубокие темы, например, о том, какова должна быть позиция Церкви по политическим вопросам, о соотношении «общечеловеческого» и национального, различиях между национализмом, патриотизмом и шовинизмом, неуместности употребления терминов «терпимость» и «толерантность», ситуации в Крыму и т.д., но они не получили развития. Удивил и низкий уровень дискуссии. Когда при обсуждении проблемы радикального ислама в Грузии слышишь в ответ, что «у меня есть знакомый кистинец, очень хороший парень», а значит, опасности экстремизма нет, интерес к разговору теряется.

В результате самой яркой и запоминающейся фигурой форума (напомню, христианской молодежи) неожиданно стал муфтий Северной Осетии Хаджимурат Гацалов, оказавшийся в числе спикеров практически случайно. Об этом, кто с уважением, а кто и с недоумением, говорили многие делегаты, с сожалением отмечающие отсутствие таких ораторов и политиков среди христианских участников форума.

Выступления муфтия не носили характер откровения – он, как и открывший собрание архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима, определивший основные задачи форума (увы, его слова, как показали дальнейшие события, не дошли до присутствовавших), всего лишь говорил по существу, в отличие, например, от почти двухчасового зачитывания приветствий, передать которые можно одной фразой: «желаем вам успешной работы». Кстати, точно также – с двухчасовых формальных и никому не нужных приветствий – начинался прошедший 10-11 июня второй межрегиональный молодежный форум «Кавказ сегодня и завтра: открытый диалог молодежи». Там, однако, бы наличествовала программа, присутствовало довольно много ребят со всего Северного Кавказа, да и православные выглядели более представительно, так что его все же нельзя назвать столь однозначно провальным, как форум христианской молодежи. Все познается в сравнении.

Муфтий Гацалов в очередной раз призвал молодых христиан перестать говорить о диалоге и, наконец, вместе заняться делом. Этот призыв, так и оставшись гласом вопиющего в пустыне, не только не был услышан, но многократно оспаривался делегатами и гостями. Может быть, потому, что идеологи «молодежных» форумов, как видно, проводят их исключительно ради «галочки», совершенно не беспокоясь ни о практической пользе, ни о содержательной части своих мероприятий. А стоило бы! Беспечно лепя в название слово «христианский», горе-организаторы волей-неволей бросают тень на Церковь, а их формально-бюрократический подход к делу – на молодежь как таковую. Которой все-таки дали слово – где-то около часа в последний день работы каждого из форумов. Вот только сформулировать в эти сроки что-то более-менее внятное было уже невозможно.

Яна Амелина, ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram