Поможешь соседу – поможешь себе

Значение достаточно быстро принятой Государственной Думой инициативы об упрощении процедуры предоставления гражданства носителям русского языка нам еще предстоит осмыслить в полной мере.

Она дает хорошие возможности перебраться в Россию людям из ближнего зарубежья, из той же Прибалтики, что само по себе немаловажно в условиях ухудшения демографического положения в нашей стране. С другой стороны, есть опасность, что новый закон будет использован для легализации большого числа мигрантов, находящихся на данный момент на нашей территории. И в свете прогнозируемой нестабильности Средней Азии, увеличения потока беженцев оттуда (в связи с выводом американских войск из Афганистана, ростом радикального исламизма и т.д.) может получиться так, что в Россию направится большой поток переселенцев, которым этот закон дает возможности для легализации.

Главная цель, которой надо добиваться – предоставление всех условий для желающих приехать в Россию русских людей, в то же время не допустив массового приезда инокультурного элемента.

Пункты законопроекта о носителях русского языка и проживании родственников по прямой восходящей линии на территории государств в границах нынешней РФ были необходимыми, вопрос в том – достаточными ли. Вполне возможно, что необходимо устраивать какой-то экзамен на знание российской истории, на степень владения русским языком. Ведь многие из трудовых мигрантов, находящихся на территории России, имели временную регистрацию, вид на жительство, кто-то даже гражданство, - этот процесс происходит довольно давно. Поэтому многие жители среднеазиатских республик имеют родственников, проживавших или проживающих на территории России, поэтому они могут подпадать под действие этого закона.

Дело не только и не столько в принципиальном неприятии миграции из Средней Азии, а в геополитических планах России. Если мы хотим сохранить влияние на наших южных соседей, мы должны заниматься развитием этих государств, чтобы люди имели возможность зарабатывать и достойно жить в своих странах, не создавая в российских городах социальную, этническую и религиозную напряженность. Почему бы нашему бизнесу не заняться переводом своих производств из Китая в Среднюю Азию, где рабочая сила, возможно, даже более дешевая, но где живут люди гораздо более близкой к нам культуры.

Допускать бесконтрольный приток мигрантов нельзя, и вопрос с раздачей гражданства должен быть тщательно проработан. Те же «оранжевые» революции инспирируются сторонними силами, и если говорить о попытках воздействия Запада на Россию, то ожидать следует попыток расколоть общество не по политическому признаку (так называемые либеральные силы у нас не так сильны), а по этническому и религиозному. Поэтому с точки зрения безопасности государства не стоит создавать дополнительные факторы, которые могут быть использованы нашими геополитическими противниками.

Полезность закона во многом будет зависеть от его интерпретации и исполнения. Если будет поставлена государственная задача по возвращению в Россию русских людей, то он будет работать во благо, если же задачи ставятся иные, то это может привести к дестабилизации общества. Поэтому необходимо более четко проработать механизмы реализации закона, такие как экзамены на знание русской истории и русского языка.

Евгений Андрущенко, координатор движения «Народный собор»

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram