Религиозное влияние Северного Кавказа на Поволжье: проблема исламского фундаментализма

Ваххабиты Северного Кавказа стремятся распространить свой идеологический контроль над мусульманами Поволжья – к такому выводу пришли 1 февраля 2013 года участники научной конференции «Религиозное влияние Северного Кавказа на Поволжье: проблема исламского фундаментализма», организованной Приволжским центром региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований.

Председатель Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия Фарид Салман выделил три этапа влияния ваххабизма с Северного Кавказа на Татарстан в новейшей истории: первый период – с момента распада СССР до начала Второй чеченской войны (1991-1999), для которого больше характерен культ светскими татарскими националистами чеченских боевиков как «борцов с империей», второй период был временем наибольшего благоприятствования взаимоконтактам кавказских и поволжских ваххабитов и охватывает время руководства Духовным управлением мусульман Татарстана Гусманом Исхаковым (1999-2011), и, наконец, третий период – последние три года, когда стало очевидным и заметным воздействие деструктивных процессов в религиозной сфере, проходящих на Северном Кавказе, в Поволжье. «Начавшаяся хиджра (переселение) кавказцев в Поволжье сказалась на ментальности татарской молодежи: если в 2000-е годы кавказского сегмента было крайне мало в казанских мечетях, то сейчас он заметен, особенно по причине подпавшей под влияние кавказских ваххабитов татар», - считает мусульманский богослов. По словам Фарида Салмана, «никакой схемы, кроме предложенной Рамзаном Кадыровым, для борьбы с ваххабизмом нет». При этом теолог уточнил, что он понимает под «кадыровскими методами»: абсолютная поддержка традиционного для своего региона ислама и никаких переговоров с ваххабитами. «Силами духовных управлений мусульман ваххабизм не может быть побежден, только государство в состоянии это сделать», - резюмировал мусульманский священнослужитель.

Начальник Сектора кавказских исследований Российского института стратегических исследований Яна Амелина уверена, что «сейчас можно совершенно однозначно говорить о едином исламистском фронте от Северного Кавказа до Поволжья, сформировавшимся в последние несколько лет». Институционально это произошло за 6 лет: в 2007 году был провозглашен «Имарат Кавказ», в 2009 году происходит провозглашение «вилаета Идель-Урал», в 2010 году появляется одноименный сайт и происходит попытка создать вооруженное подполье по типу северокавказского, правда, первая попытка была неуспешной, поскольку в ходе спецоперации в Нурлатском районе в ноябре 2010 года одна из подобных банд была ликвидирована. Однако ваххабиты продолжили свою работу, после чего бандподполье не только сумело появиться, но и постаралось о себе заявить летом-осенью 2012 года серией терактов в Казани. Третий «амир Татарстана» Абдуллах заявляет о переименовании «вилаета Идель-Урал» в «эмират Булгаристан» и об изменении своей тактики, упор делая на точечные удары по личному составу силовых органов и промышленной инфраструктуре. «Сейчас власти Татарстана, наконец-то, начали менять свою политику в отношении фундаменталистов, главное, чтобы дело не ограничилось лишь косметическими изменениями: решать надо кардинально проблему», - резюмировала эксперт.

Старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований Галина Хизриева считает, что первой площадкой для переговоров с ваххабитами был Интернет, где с ними пытались вести мусульмане-традиционалисты диалог. «Когда стала понятно, что не все мусульмане пойдут за ваххабитами, последние изменили в своей интернет-пропаганде тактику, сделав упор на шиитско-суннитское противостояние, чтобы тем самым подмять под себя всех мусульман-суннитов, натравливая их на шиитов», - полагает исламовед. По мнению Хизриевой, наиболее успешно ваххабитам удается вести вербовку в свои ряды через женскую аудиторию.

Магистрант кафедры социальной и политической конфликтологии Казанского национального исследовательского технологического университета Михаил Федько представил свое исследование о влиянии ваххабитов Северного Кавказа на русскую националистическую молодежь Поволжья. По словам конфликтолога, в среде русских националистов есть те, кто считает, что «принятие ислама русской нации поможет сохраниться», и часть из них готовы лично сделать такой выбор. В ходе проведенного им глубинного интервьюирования 18-ти молодых русских националистов, на вопрос о причинах принятие ими ислама, опрашиваемые отмечали, что видят в современном православии «религию, проповедующее ненасилие и толерантность», что ими трактовалось как проявление слабости. «Русские националисты, планирующие стать мусульманами, в качестве доказательства того, что современное православие проявляет свою трусость, приводят такой аргумент: современная Русская православная церковь не ведет открыто миссионерскую деятельность среди мусульман, боясь навлечь на себя гнев с их стороны. Этим нынешние православные священники отличаются, например, от баптистов и иеговистов, которые активно и публично занимаются миссионерской работой среди этнических мусульман, добиваясь при этом значительных успехов», - приводит мнение опрошенных исследователь. Русской националистической молодежи, делает вывод Михаил Федько, нравится та религия, в которой присутствует культ воинственности. Как выяснилось в ходе исследования, часть русских хизб-ут-тахрировцев, посещавших казанскую мечеть «Аль-Ихлас», оказывают влияние на русскую молодежь Казани, склоняя ее к принятию своей версии радикального ислама, находя при этом определенные отклики. «Ислам – это религия сильных людей», - приводит конфликтолог основной тезис, который озвучивают в своих интервью русские националисты, многие из которых с упоением слушают песни ваххабитского барда Тимура Муцураева, проповеди русского террориста Саида Бурятского (настоящее имя – Александр Тихомиров), восхищаются так называемыми «приморскими партизанами» как «исламскими борцами с путинским режимом». Для многих русских националистов «приморские партизаны» являются определенным образцом для подражания.

Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов выступил с докладом «Татары и башкиры в рядах ваххабитского подполья Северного Кавказа: пути проникновения и последствия». Эксперт отметил, что в период существования «независимой Ичкерии» (1996-1999) наряду со светскими татарскими националистами в Чечню направлялись некоторые татары из религиозных побуждений с целью прохождения военной и идеологической подготовки в лагере «Кавказ» Хаттаба и Шамиля Басаева в Введенском районе Чечни. Одним из таких являлся Руслан Хабибуллин из Кировской области, более известный как «Фатих-хазрат», который ныне продолжает свою пропаганду среди татарской молодежи Нижнекамска. По мнению Раиса Сулейманова, сейчас поток отправляющихся из Поволжья в Дагестан увеличился, куда татары и башкиры отправляются для временного прохождения боевой подготовки с целью дальнейшего возвращения в родные места для развертывания «джихада» уже у себя дома. При этом есть и татары, которые принимают участие в терактах в Дагестане. Речь идет о 41-летнем жителе Нижнекамска, члене местной ОПГ «Машовские» по кличке «Фора», который весной 2010 года подорвал милицейский участок как террорист-смертник в Кизляре. «Тот факт, что первый «амир» Татарстана Мухаммед (настоящее имя – Раис Мингалеев) публично присягнул Доку Умарову на верность, свидетельствует о начале координации действий между ваххабитами Северного Кавказа и Поволжья», - полагает Сулейманов. Сам эксперт отмечает, что сегодня после Саида Бурятского среди татарской ваххабитской молодежи по популярности второе место занимает 32-летний салафитский проповедник Абу Умар Саситлинский (настоящее имя - Исраил Ахмеднабиев), деятельность которого легализовали власти Дагестана. Отдельное внимание Раис Сулейманов обратил на ситуацию в ряде деревень Высокогорского района Татарстана, где поселились религиозно активные чеченцы.

Подводя итог работе конференции, ее участники сошлись во мнении, что влияние ваххабитов с российского Юга ведет к тому, что северокавказский сценарий развития событий сегодня вполне реально может повториться в Поволжье, что отчетливо стало заметно по событиям в Татарстане лета-осени 2012 года. При этом эксперты выразили надежду, что после того как в Казанском Кремле, наконец-то, начали хоть что-то делать в отношении исламских фундаменталистов республики, ситуация может нормализоваться, но это возможно только при условии, что твердая государственная линия на поддержку традиционного для России ислама останется непоколебимой: капитулянтского диалога с ваххабизмом, как это произошло в Дагестане, не должно быть в Татарстане.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram