Ледокол «Росатома» доставил полярников на материк

 

Атомоход "Россия" прошел свыше 5 тысяч морских миль

Одно из судов «Росатомфлота», атомный ледокол «Россия» успешно выполнил задачу по обеспечению Высокоширотной морской экспедиции «Арктика – 2011» Арктического и антарктического научно-исследовательского института Росгидромета. А арктических льдах произведена замена дрейфующих станций, собранный полярниками научный материал в сохранности доставлен на материк.

В воксресенье, 9 октября, атомный ледокол «Россия» завершил свой высокоширотный рейс и в 16:00 ошвартовался у причала базы «Росатомфлота» в порту Мурманска. В ходе экспедиции Росгидромета, которую обеспечивало судно, проведены работы по снятию дрейфующей станции «Северный полюс-38» и организации новой дрейфующей станции «Северный полюс-39». Ледокол доставил и отгрузил для новой станции около 180 тонн оборудования, топлива и провизии.

Участники экспедиции провели большой объем исследований. «Задачи экспедиции «Арктика – 2011», работу которой обеспечивал атомный ледокол, полностью выполнены, — сказал начальник экспедиции Владимир Соколов. – Экипаж ледокола во главе с его капитаном Александром Спириным отработал весь рейс очень четко. Надеюсь, что наше сотрудничество с «Росатомфлотом» продолжится и в будущем».

Экспедиция продолжалась 22 дня. Атомный ледокол «Россия» вышел из Мурманска 17 сентября и прошел за это время свыше 5 000 морских миль в водах Северного Ледовитого океана. Доставку участников экспедиции, грузов и оборудования к месту дрейфа в прошлом году также обеспечивал атомный ледокол «Россия» — станция «Северный полюс – 38» была открыта 15 октября 2010 года.  С момента открытия станции общий дрейф составил около 2800 км. Личный состав станции, который на момент закрытия насчитывал 16 человек, выполнил комплексные исследования высокоширотной Арктики в районе дрейфа.

В последние годы аналогичные экспедиции атомоходов, эксплуатируемых «Росатомфлотом» госкорпорации «Росатом», проходят ежегодно. Ледокол «Россия» - российский атомный ледокол типа «Арктика», четвёртый в мире ледокол с ядерной энергетической установкой. Он был заложен 20 февраля 1981 года на Балтийском заводе им. Серго Орджоникидзе в Ленинграде. Тип главной установки: атомная турбоэлектрическая мощностью 75 000 л. с. Максимальная скорость хода на чистой воде — 20,8 узла.

Сегодня атомный ледокольный флот России — самый мощный в мире. Он насчитывает шесть атомных ледоколов, один контейнеровоз и пять судов технологического обслуживания. Флот был передан на баланс госкорпорации «Росатом» в августе 2008 года. Управлять работой ледоколов уполномочен базирующийся в Мурманске «Росатомфлот».

Ледоколы «Росатомфлота» ведут проводку в Арктике при скорости 14 узлов во льдах, толщина ледового покрова — 1,5-2,5 метра.

Компании удалось возобновить проводку крупнотоннажных танкеров по Северному морскому пути в 2010 году. В 1990-е годы грузопоток на этом маршруте падал практически до нуля. С 2000 года регулярное использование морских трасс возобновилось, но до прихода «Росатома» ситуация не оставалась плачевной. Отягощенный задолженностью по зарплате, арктический флот не приобретал новых судов и с трудом получал заказы на перевозку.

В 2010 году объем перевозок удалось увеличить до более чем 3 млн тонн. Потенциальный грузопоток маршрута — 50 млн тонн в год.

Сегодня транспортный прорыв на арктическом маршруте — один из наиболее масштабных вызовов «Росатома». В сентябре на втором международном форуме «Арктика — территория диалога» премьер-министр Владимир Путин заявил, что Северный морской путь, сокращающий путь из Европы в Азию на треть по сравнению с традиционными маршрутами, станет одним ключевых торговых маршрутов глобального значения и масштаба. Наблюдатели уже сравнили его со строительством Суэцкого и Панамского каналов. Закон, регулирующий судоходство по Северному морскому пути, уже внесен в Госдуму и может быть принят до конца 2011 года.

Перед ледокольным флотом стоят и другие важные задачи. Традиционная — северный завоз, невозможный без судов «Росатома». Но самый острый вопрос Арктики — огромные запасы углеводородов. Вопрос не только экономический, но и политический. Атомный ледокол «Россия» и научно-экспедиционное судно «Академик Федоров» совершили уже несколько экспедиций по определению границ континентального шельфа — решение этой задачи позволит России активнее развивать добычу полезных ископаемых в регионе.

Без увеличения мощностей арктическому флоту не решить всех задач. В России возможно обеспечить полный цикл строительства атомных ледоколов. За счет бюджета уже запланировано строительство трех дизельных ледоколов с малой осадкой общей стоимостью 25 млрд рублей и нового атомного ледокола стоимостью 20 млрд рублей. Директор ФГУП «ЦНИИ имени академика А.Н.Крылова» Валентин Пашин недавно отметил, что Россия переживает подъем строительства ледоколов: «Государство вкладывает колоссальные средства».

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram