Реальный манифест российских либералов

Партия «Правое дело» представила проект манифеста, который должен лечь в основу предвыборной платформы Михаила Прохорова. Как отмечают эксперты, в манифесте, помимо общих политических положений, пожалуй, выдвигаются вполне конкретные предложения для реального сектора экономики. По мнению аналитиков рынка, многие из них способны существенно улучшить социально-экономическую ситуацию и способствовать расшивке «узких мест» в экономике.

«Проект Прохорова основан на понимании реальных проблем и отражает действительные запросы общества. Здесь есть совпадение между настроениями общества и настроениями авторов проекта», -- считает Борис Кагарлицкий, директор Института глобализации и социальных движений. «Дело в том, что мы до сих пор не строили, конечно, никакого социального государства, а просто проедали советское наследство, поясняет он. «Теперь оно окончательно проедено, и встает вопрос - что же дальше»,-- говорит он. И если ничего не делать, то выбор - начинать жить как в каком-нибудь Чаде или Нигерии, -- либо идти на перемены, гораздо более радикальные, нежели предлагает Михаил Прохоров, предупреждает эксперт. При этом, судя по опросу специалистов, предложения «Правого дела», при всей своей радикальности, вполне реализуемы.

Земля - народу

Так, одно из самых революционных предложений «Правого дела» -- безвозмездная передача земли гражданам под обработку или строительство дома. «Необходимо безвозмездно предоставлять землю для занятия сельским хозяйством и пищевым производством, для поселения и ведения индивидуального хозяйства, строительства собственного жилья, для создания несельскохозяйственных производств и кооперативов в деревне», говорится в проекте манифеста партии. Более того,  предлагается развивать модель «города на природе» -- переезд большинства горожан в пригороды с возможностью дистанционной работы и образования, а также передвижения скоростными видами транспорта. Для этого необходимо создавать досуговые центры и медиатеки, автономную локальную энергетику и ту же инфраструктуру скоростного транспорта, пишут авторы документа.

Руководитель Партнерского объединения «Союз застройщиков» Андрей Павлов считает это предложение очень своевременным. И вполне осуществимым. «Безвозмездная передача земли индивидуальным застройщикам и сельским жителя - не такая уж редкая практика в мире, -- напоминает он. -- В Австралии государство бесплатно выделяет землю тем фермерам, которые готовы поднимать пустоши во внутренних районах страны. Ранее практиковалось и безвозмездное выделение земли под индивидуальное строительство в пригородах перенаселенных городов. Такая практика до сих пор существует и в США - застройщики платят лишь за инженерную инфраструктуру и дороги, построенные на этих землях муниципальными властями. В результате, снижается себестоимость строительства, что благоприятно сказывается на рынке недвижимости, стимулируется его рост, повышается доступность жилья. А государство получает налоги с построенной недвижимости и рост экономики». Для России такая практика особенно важна в малонаселенных районах для привлечения населения, считает Павлов. «И наоборот - безвозмездной выдачей земли в пригородах можно снизить плотность населения в мегаполисе. К тому же при этом возможно регулирование потока миграции в нужном направлении - например, туда, где уже построены или запланированы новые дороги, производства и ощущается нехватка людей», -- добавляет эксперт.

Что касается безвозмездной передаче земли под сельское хозяйство, то здесь у Павлова есть свежий пример. «Я только что вернулся из Финляндии. Отдыхал с семьей у знакомого фермера, в коттедже на берегу озер. Так им государство даже проводит дороги и электричество за свой счет к их хозяйствам. А за счет рационального подхода к труду и применению новых технологий, производимая фермером продукция (даже при цене бензина 1,5 евро за литр), конкурентоспособна по цене. А об отменном качестве я и не говорю!», -- восторгается руководитель Союза застройщиков.

Новая индустриализация

«Мы обладаем гигантским пространством для экспансии -- своей собственной страной», -- пишут авторы документа, предлагая начать новую индустриализацию России. «Новая индустриализация должна дать прирост до миллиона рабочих мест ежегодно, создать условия для роста постиндустриального сектора экономики», -- говорится в проекте манифеста.

Это означает, по версии «Правого дела», прежде всего, радикальное развитие транспортной системы - включая Новый Транссиб и новый международный транспортный коридор (МТК) Север-Юг. «Государство должно обеспечить стратегический проект новой инфраструктуры, а ее эффективное создание надо передать частному капиталу на концессионной основе», -- полагают в «Правом деле». Это поможет и решить проблему инвестирования пенсионных накоплений - сегодня они фактически съедаются инфляцией в низкорисковых государственных долговых бумагах. А новая инфраструктура позволит накапливать и сохранять пенсионные средства в нефинансовых институтах, говорится в документе.

Это очень серьезный вопрос, полагает Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства. «В России  нет ресурса транспортно-освоенной территории, где можно было строить жилье, -- переживает он. -- В результате приходится делать довольно бредовые с точки зрения градостроительства вещи. Например, на периферии больших городов строить многоэтажные дома, чего не делает никто в мире. К тому же у нас конфигурация дорожной сети не менялась лет сто».

Новый Транссиб, задуманный как скоростное перемещение грузов от Владивостока до Берлина, позволит перенаправить часть международных грузовых перевозок с традиционного морского пути через Суэцкий канал на сухопутный железнодорожный путь через Россию. Тем более, что для этого сейчас сложилась благоприятная обстановка. С одной стороны - «арабские революции», включая революцию в Египте, контролирующего Суэц. С другой - активный поиск Китаем новых рынков сбыта для своей продукции в условиях замедляющейся экономики традиционного партнера - США. Транссиб мало того, что сокращает время доставки грузов почти на неделю по сравнению с морским путем, но и дает странам Юго-Восточной Азии возможность доставлять грузы на новые рынки, расположенные по ходу магистрали - а это и Россия, и страны СНГ, и ЕС. Для России же развитие Транссиба - это вопрос не только развития, но иногда и сохранения заселенности территорий. Так, развитие ответвления Транссиба в Якутию, например, позволяет отказаться от так называемого северного завоза, ограничивающего привлекательность региона, особенно для молодых семей с детьми (в рамках северного завоза невозможно поставлять, например, детское питание из-за коротких сроков хранения), и требующего значительных расходов федерального бюджета.

Что касается МТК «Север-Юг», соединяющего страны Ближнего Востока со Скандинавией через сухопутные и речные пути по территории России, то его реализация позволит реанимировать речные грузопассажирские перевозки (переживающие, судя по трагедии с «Булгарией», не лучшие времена) и портовую инфраструктуру. Конкурентным преимуществом МТК «Север-Юг» является также отсутствие альтернативных транспортных коридоров на этом направлении.

В рамках новой индустриализации «Правое дело» предлагает также «создать систему технологий двойного военно-промышленного назначения, перенеся центр разработки инноваций из военной в гражданскую «половину» военно-гражданских концернов». Примером тут может служить авиастроение, где авиазаводы, за исключением строящих истребители, всегда выпускали и гражданские, и военные самолеты. «Это начиналось уже на уровне конструкторских разработок, -- говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. -- Например, КБ Туполева создавало стратегические авианосцы, а КБ Илюшина - транспортные самолеты, которые у нас вообще все двойного назначения». Сейчас нам важно передовые позиции России в области боевой авиации, считает Гусаров. На госзакупках профинансировать необходимую для этого дорогостоящую инфраструктуру невозможно. Поэтому нужно дать возможность ВПК выпускать и продукцию гражданскую, но с обязательством выполнять государственные заказы на военную продукцию, поддерживает предложения «Правого дела» эксперт. уже происходит, напоминает он. «Авиазавод в Комсомольске, всегда выпускавший истребители, сейчас выпускает самолет Super Jet. А Иркутский авиазавод (выпускавший Су-30), готовится к выпуску гражданского самолетаМС-21», -- говорит Гусаров.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram