Госкомпании смогут скрывать информацию о большей части закупок, а требования к поставщикам предъявлять любые. И обжаловать это в ФАС будет нельзя, сообщают "Ведомости".
В распоряжении издания оказалась подготовленная ко второму чтению редакция законопроекта о закупках госкомпаний (госкорпораций) и их дочерних предприятий. Поправки готовил комитет по строительству и земельным отношениям Думы, большая их часть представляет собой исправления, сделанные по указанию президента Медведева (письмо от 7 июня). Новая редакция была обсуждена с министром экономразвития Эльвирой Набиуллиной, документ поддержала директор департамента министерства Ольга Анчишкина, сообщает председатель комитета Мартин Шаккум.
Прежняя редакция обязывала госкомпании разработать и опубликовать положения о закупках. Компании могли сами решать, что закупать на торгах, но правительство оставило за собой право утвердить перечень товаров и услуг, которые позволено покупать только на электронных аукционах. Долгосрочные закупочные планы с упором на высокотехнологическую продукцию госкомпании должны были публиковать в интернете — за исключением закупок менее чем на 100 000 руб. или касавшихся гостайны. Проигравшие торги могли обжаловать их в Федеральной антимонопольной службе (ФАС).
Публикация информации о тендерах не должна давать преимущества конкурентам госкомпаний, написал Медведев: требование наращивать закупки инновационной продукции может привести к увеличению издержек, а обязательство проводить аукционы ущемляет конституционное право на свободу экономической деятельности.
По новой редакции можно не сообщать о тендерах менее чем на 500 000 руб., а также имеющих отношение не только к государственной, но и к коммерческой тайне, а что такое коммерческая тайна, компании решат сами. Долгосрочных планов закупок публиковать не надо — только однолетние. А пункты о наращивании закупок инновационной продукции и праве правительства обязать госкомпании проводить аукционы из документа исчезли вообще.
Новая редакция законопроекта разрешает обжаловать процедуру и результаты торгов госкомпаний только в суде.
Как считают эксперты, под определение коммерческой тайны можно подвести большой перечень данных. У госкомпании может появиться возможность засекретить закупки, согласна Анчишкина, поэтому критерии отнесения к коммерческой тайне должны регламентироваться правительством и быть едиными.
Второе чтение запланировано на 29 июня.