Распад Имарата – результат спецоперации?

21 августа в дагестанском селе Гуниб были ликвидированы пятеро боевиков. Один из них был опознан как Магомедали Вагабов. Он был официально объявлен организатором терактов на двух станциях московского метро 29 марта. Боевик уже несколько лет находился в федеральном и международном розыске, а террористка-смертница Марьям Шарипова, которая привела в действие взрывное устройство на станции "Лубянка", была его шариатской женой. Член Национального антитеррористического комитета, первый вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин назвал спецоперацию в Гунибе большим успехом спецслужб, «поскольку ликвидирован весьма известный по своему кровавому почерку боевик. Этот боевик мог бы вырасти в Шамиля Басаева, ни больше и ни меньше».

Однако значение этой операции куда больше, чем просто ликвидация очередного организатора терактов. Бой в Гунибе практически поставил точку в истории Имарата Кавказ. Во всяком случае, по ситуации на сегодняшний момент – хотя надо учитывать, что изменения в мире вооруженного исламистского подполья могут происходить быстро и драматично, разворачивая ситуацию на 180 градусов.

Вагабов был более известен под своим исламским именем Сайфуллах Губденский.

В иерархии боевиков он занимал должность «Амир вилайата Дагестан», т.е. командир дагестанского подполья и одновременно – это главное - «Верховный кадий Имарата Кавказ», т.е. верховного шариатского судьи, духовного руководителя Имарата Кавказ.

Обнаружение места, где прятался Сайфуллах Губденский, произошло очень своевременно, и эта своевременность наводит на мысль, что недавний фактический распад Имарата Кавказ (см. Авраам Шмулевич. Чеченский мятеж. Имарат Кавказ фактически распущен), как минимум частично, случился не сам по себе, не в результате идущих среди исламистов процессов трансформации, а был результатом умелой операции Федерального Центра и/или кадыровских спецслужб.

Очень похоже на то, что федералы подыгрывают противникам Имарата среди моджахедов.

Ведь ликвидация Амира Вилайата Дагестан и Къадия Имарата Кавказ Сайфуллаха (Магомедали Вагабова) означает фактический распад Имарата.

Согласно иерархии исламистов Кадий и Амир возглавляют две параллельные системы власти – военную и духовную. Фактически убитый Сайфуллах был вторым лицом в Имарате. Он безоговорочно встал на сторону Амира Абу Усмана (Докки Умарова) и объявил выступление чеченских полевых командиров незаконным, потребовал от них возобновить присягу Умарову, предстать перед шариатским судом для разбора их действий и развил активную деятельность по наведению порядка.

«Амир Докку Абу Усман является единственный законным правителем. Я, амир муджахидов Вилайята Дагестан, от всех муджахидов Дагестана заявляю, что мы по прежнему верны присяге Амиру Абу Усману амиру всех муджахидов Имарата Кавказ, пока он остается мусульманином и следует Къуръану и Сунне», заявил он 11 августа 2010 г., 11 августа, т.е. на следующий день после собрания чеченских командиров. Через четыре дня, 15 августа.2010, последовало радиообращение, где он потребовал от чеченских полевых командиров «срочно явиться на Верховный Суд Имарата Кавказ, где будет Маджлис Ученых». Принят Сайфуллах-Вагабов меры и к подчинению Умарову пропагандистского аппарата исламистов.

«Снять с должности» мятежные полевые командиры его не могли, наоборот, согласно шариату они сами были обязаны всецело подчиняться Кадию.

Но кроме него в поддержку Умарова и вообще идеи Имарата высказалась публично лишь очень малая часть боевиков и членов «военной иерархии» Имарата. Собственно, было распространено всего лишь три заявления: Сайфуллах-Вагабов; Адам, «амир муджахидов вилаята ГIалгIайче (Ингушетии)», на следующий день после «мятежа», 11.08.2010, он заявил:

«Я хочу заявить, что муджахиды ГIалгIайче по-прежнему верны присяге амиру Имарата Кавказ Абу Усману Докку Умарову, и мы не собираемся отказываться от этой присяги». Однако позднее никаких заявлений от него не поступало, и само заявление было подписано им лично, без подписей моджахедов (что формально было в пределах нормы – именно Амир является представителем своих бойцов, но в реально сложившейся обстановке совершенно неочевидно, что все моджахеды разделяют эту позицию).

Кроме того, 17.08.10 в 20:59 Сайт Джамаат Шариат, официальный сайт «Вилайата Дагестан Имарата Кавказ» опубликовал заявление: «Муджахиды Шамилькалинского сектора, Дагестанский Фронт ВС ИК»: «Мы верны присяге Амиру Абу Усману!».

И все. «Секторов» в военной структуре подполья насчитывается много, но такое заявление распространил лишь один из них.

Более никто не подтвердил свой байат (присягу) Умарову.

Где он сам, и жив ли вообще – неизвестно. Никаких сообщений о его судьбе, тем более заявлений самого Умарова - не появилось.

Нет сведений и о судьбе Амира Супьяна (Абдуллаев Супьян Минкаилович). Это один из самых авторитетных и опытных полевых командиров, ветеран подполья, еще после первой войны был назначен Масхадовым на должность заместителя министра МШГБ (министерства шариатской госбезопасности), в подпольном правительстве Масхадова был министром финансов, в иерархии Ре6спублики Ичкерия имел звание бригадного генерала. Важно то, что амир Суптьян - один из главных, (точнее, один из немногих вообще имеющихся) идеологов Имарата. Он был близок к Умарову, входил в число его ближайших сторонников. На видео, где объявляется о выходе из подчинения Докке – его нет, нет вообще никаких сведений о дальнейшей судьбе.

Т.е. Сайфуллах (Вагабов) был единственным авторитетом, который боролся за сохранение Имарата. Его позиция Духовного руководителя Имарата, Верховного Шариатского судьи давала ему возможность объявить нелегитимными действия «мятежников», а позиция командира дагестанского подполья – мощные силовые и финансовые ресурсы для борьбы с «мятежниками» и сохранения единой структуры кавказского подпольного исламского государства.

После гибели предыдущего Верховного Кадия Анзора Астемирова исламистам потребовалось несколько месяцев, что бы выбрать нового. (Между прочим, Астемиров также выбрал себе исламское имя Сайфуллах. Означает оно «Меч Аллаха», но как-то очевидно не приносит удачи боевикам).

Предыдущий Верховный Кадий – амир Сайфуллах-Астемиров_- был убит 24.03.2010, а нового Верховного Кадия – амира Сайфуллаха-Вагабова – руководитель Имарата Кавказ Докка Абу Усман (Докка Умаров) назначил лишь 15 июля 2010. Ситуация с кадрами, имеющими достаточный уровень исламского образования, в подполье сейчас еще хуже, да и попросту нет того, кто будет его выбирать и назначать.

В заявлении о «шахаде» Сайфуллаха «Пресс-служба Амира Дагестанского Фронта»заявлет: «Муджахиды Дагестанского фронта подтверждают свой байат (присягу – А.Ш.) амиру Абу Усману и присягнут тому, кого он назначит амиром Дагестана».

Но без авторитета Кадия, при неизвестной судьбе самого Амира, при молчании большинства ключевых фигур среди боевиков – значение этой декларации в деле сохранения Имарата может оказаться близкой к нулю.

Т.е. с устранением Амира Сайфуллаха (Вагабова) исчезает и последняя из имеющихся опор самой идеи Исламского Государства Имарат Кавказ.

Вагабова искали несколько лет. Погибни он чуть раньше – и Амир Умаров успел бы назначить на его место нового Кадия. А сегодня – нет ни Амира, ни Кадия, ни, фактически – Имарата. Конечно, может быть и так, что силовики именно сейчас, после долгих и кропотливых поисков, обнаружили место, где скрывался Вагабов…

И хоть искали они Амира Сайфуллаха очень долго – награда за успешный поиск нашла их мгновенно. Уже на следующий день. 22 августа, Президент Дагестана Магомедсалам Магомедов предложил главам силовых служб республики «наградить сотрудников милиции, особо отличившихся при ликвидации лидера боевиков Магомедали Вагабова» и лично пообещал материально поощрить участников спецоперации.

Однако на Кавказе давно ходят слухи, что месторасположение многих ключевых фигур исламистского вооруженного подполья давно известно властям, но их до поры до времени не трогают из каких-то «высших соображений». Проверить эти слухи невозможно.

В данном конкретном случае - или федералам очень сильно повезло – или же они сами устроили себе это везенье, не дожидаясь милостей от Аллаха.

Приложение:

Биография Амира Сайфуллаха - Магомедали Вагабова (Согласно данным сайта Кавказский Узел):

Амир Сайфуллах (Магомедали Вагабов) Абу Абдуллах родился 1 января 1975 года в селении Губден (Карабудахкентский район Дагестана). Имя Вахаб (в русской транскрипции Вагаб) арабского происхождения. Один из сифатов (образов Аллаха) переводится как «дарующий». В Дагестане это имя чаще всего распространено у даргинцев.

Вагабов окончил 9 классов Губденской средней школы. Совмещал учебу в советской школе и одновременно изучал шариатские науки под руководством местных знатоков (мазхабов). Изучил арабский язык, грамматику арабского языка, хадис и тафсир (наука комментирования и толкования Корана). В 1994 году поехал на учебу в Пакистан.

Поступил в школу хафизов, где в течение года выучил наизусть Коран, потом сдал экзамен и получил диплом хафиза (мусульманин, знающий наизусть Коран). В Карачи изучал шариат в области усулуль-фикх, тафсир, хадис, и усулуль-хадис (в Дагестане этой науке тогда не обучали). Посещал частные уроки у шейхов. Там же он поменял свои взгляды от следования учению мазхабов (богословско-правовая школа), и полностью перешел на акъиду АсСаляф.

Вагабов выучил языки фарси и урду. В 1997 году, после окончания обучения в Пакистане, приехал домой и открыл медресе - Школу хафизов в Губдене, там же давал уроки по хадисоведению. Входил в шуру Джамаата Таблигъ, был имамом аульской мечети (в Губдене 40 аульских мечетей), проповедовал в других мечетях Дагестана, в том числе вёл пятничные проповеди в Центральной мечети Губдена.

В 1997 году в Чечне познакомился с амиром Хаттабом и Абу Джафаром. Там же прошел военную подготовку, призывая к джихаду мусульман из Дагестана. Привозил всех желающих в военно-полевые лагеря амира Хаттаба.

В 1998 году по указанию Абу Джафара назначен военным амиром. До нападения на Буйнакск (по терминологии сепаратистов ТемирХанШура) Вагабов находился в Чечне в лагере Хаттаба.

Весной 2004 года организовал в Губдене группу боевиков.

В 2005 году со своим джамаатом перешел к амиру Муслиму. С конца декабря 2005 по август 2006 гг. в одиночку скрывался в лесах.

25 августа 2006 года Вагабов собрал новую группу боевиков, к которой присоединились Зубейр Губденский, Шамиль Куппинский и другие.

Весной 2009 года организовал группы в Шамилькале (амир Халид) и Каспийске (амир АльБара) и Левашинский джамаат (амир Раббани). Все джамааты входили в Центральный сектор Дагестанского фронта (численностью более 100 моджахедов), амиром которого был Вагабов.

15 июля 2010 года, в соответствии с постановлением амира самопровозглашенного исламского сепаратистского государственно-территориального образования Имарат Кавказ Докку Абу-Усмана, Сейфуллах Губденский (Магомед Вагапов) назначен командующим Дагестанским Фронтом и валием вилайята Дагестан, а также командующим Центральным сектором Дагестанского Фронта ВС ИК.

Амир Имарата Кавказ (объявленный российскими и американскими властями как международны террорист Докку Абу-Усман назначил амира Сейфуллах Губденского (Магомеда Вагапова) также верховным кадием Шариатского Суда Имарата Кавказ.

Амир Даргинского сектора. В его подчинение находятся амиры даргинских джамаатов: Шуайбкалинский (Сергокалинский), Губденский, Кадарский и Шамилькалинский (Махачкала).



Обсуждение материала - в сообществе в Живом Журнале и на странице АПН в Facebook.
Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram