В Москве всерьёз озабочены ситуацией в кавказских республиках

Назначение полномочного президентского представителя на Северном Кавказе ожидалось давно.

Несколько неожиданным оказалось другое решение Кремля: выделить из состава Южного федерального округа (ЮФО) именно Северо-Кавказский регион и на его основе создать новый федеральный округ — Северо-Кавказский (СКФО), в который с 19 января 2010 года входят все национальные республики за исключением Адыгеи, плюс Ставропольский край.

Решение, между прочим, весьма важное.

Во-первых, оно свидетельствует о том, что в Москве всерьёз озабочены ситуацией в кавказских республиках. В особенности, в Ингушетии и Дагестане.

Во-вторых, решением о создании именно Северо-Кавказского федерального округа с включением в него всех «проблемных» республик Кремль фактически признал, что проблемы там носят очень глубокий и системный характер и упираются не только в некие абстрактные вопросы чисто экономического характера, как нам годами вещали до этого, а во вполне конкретные: национальные, религиозные, социально-политические. На Восточном Кавказе действительно пахнет войной, и, похоже, до Кремля, наконец-то дошёл запах сухого пороха.

Весьма показательно в этом отношении включение в СКФО Ставропольского края с центром в маленьком и курортном Пятигорске. Видимо, кремлёвским чиновникам и самому президенту Медведеву он видится этаким ключевым русским фактором сдержек и противовесов в регионе.

Что же касается личности назначенного главы нового федерального округа Александра Хлопонина — бывшего губернатора Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, а затем Красноярского края, то пока сложно сказать, будет ли удачным такое кадровое решение.

С одной стороны логику Кремля понять можно — он принципиально хотел видеть на этом посту человека, до того ничего общего с Северным Кавказом не имеющего и, следовательно, не имеющего там никаких обязательств ни перед кем. И это, безусловно, правильно. С другой, есть весьма высокая доля вероятности, что, не зная всей сложной этно-религиозной и клановой специфики региона, Александр Хлопонин не сможет в должной мере справится со всеми поставленными перед ним задачами. Здесь многое будет зависеть от того, какими полномочиями — официальными и неофициальными — он будет наделён. И, главное, какими средствами будет претворять их в жизнь.

А задачи перед Хлопониным стоят очень важные. Отчасти от их решения зависит будущее всей нашей страны.

Во-первых, любой ценой необходимо погасить разгорающуюся в Дагестане войну и вернуть регион к мирной жизни.

Во-вторых, необходимо восстановить престиж федеральной власти в кавказских нац.республиках — а он, особенно после истории годичной давности с изгнанием из Дагестана назначенного из Москвы чиновника Владимира Радченко подорван основательно.

В-третьих, противодействие Рамзану Кадырову в его поползновениях захватить ещё более суверенитета и распространить своё влияние уже по всему Кавказу так же является немаловажной государственно задачей, хотя о ней в высших эшелонах и не принято говорить вслух.

Я уже не говорю о таких вещах, как разработка программы экономического возрождения региона и снятия его с «дотационной иглы». Без устранения этого отчуждающего Кавказ от России и Россию от Кавказа фактора невозможно решение сколько-нибудь значимых стратегических задач в регионе.

Но, самое главное, современной России нужна на Кавказе новая доктрина, новая кавказская политика. Мы должны чётко понимать: что мы хотим там видеть, каким представляем будущее региона, как и какими средствами собираемся претворять наши планы в жизнь. На сегодняшний день такой доктрины нет. Есть лишь запоздалые рефлекторные реакции Кремля на происходящее.

Здесь надо чётко понимать ещё вот что. Без возвращения и наращивания на Кавказе доли именно русского населения, без восстановления исторической справедливости наше государство так и будет там заниматься вечным латанием дыр со вполне реальной перспективой утраты контроля за этими территориями. Новая кавказская политика в регионе должна быть обращена лицом именно к русскому человеку на Кавказе. Без его присутствия там в достаточном количестве влияние России в регионе всегда будет ограниченным, создавай ты хоть десять федеральный округ и назначай туда хоть двадцать полпредов.

Это, без сомнения, понимают все грамотные политологи и специалисты по региону. Но вот понимает ли это Кремль и Александр Хлопонин?

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter