Ультиматум Байдена

Выступление вице-президента США Джозефа Байдена в Мюнхене было встречено с большим интересом. По сути дела, эта первая презентация внешнеполитического курса новой администрации США. Конечно, формально за него будет отвечать госсекретарь Хиллари Клинтон. Но она не обладает солидным внешнеполитическим опытом. Другое дело Байден, который до того, как занять пост вице-президента, был председателем комитета по иностранным делам Сената США. Он на отношениях с другими странами «собаку съел».

Правда, считается, что вице-президент – должность номинальная. Дескать, занимающий её политик имеет ровно столько власти, сколько её предоставляет действующий президент. Так было в течение столетий, но в последние годы традиция изменилась. Сначала Билл Клинтон дал Альберту Гору существенные полномочия, что позволило последнему стать одним из ключевых членов администрации. Затем Буш настолько доверился Чейни, что вице-президента стали считать чем-то вроде регента и неформального правителя Америки. Так что у Байдена с его опытом есть все шансы продолжить новомодную традицию и войти в число немногих ключевых помощников и советников нового президента Обамы, тем паче, что опыт внешнеполитической, да и государственной деятельности последнего исчерпывается четырьмя годами пребывания в американском Сенате, что кошкины слёзы по любым мировым меркам.

Российские чиновники и дипломаты испытывают в связи с выступлением Байдена некие не вполне ясные надежды.

Но что же сказал Байден? Ничего благоприятного для России.

Да, он произнес дежурные слова о необходимости начать с чистого листа двухсторонние отношения, нажать кнопку «резет» и перезагрузить их. Всё это очень хорошо. Но при этом Байден заявил, что США не намерены отказываться от строительства системы ПРО в Европе, к чему их безуспешно призывала на протяжении последних месяцев Москва. Правда, Байден пообещал, что США будут консультироваться по этому вопросу с Россией, но не расшифровал содержания этих консультаций. Больше того, он не ответил на вопрос, зачем они, собственно говоря, нужны, если США все равно создадут ПРО без согласия России. Между тем польский премьер Туск, выступая в Мюнхене, заявил, что его страна будет настаивать на строительстве ПРО.

Антироссийскую позицию заняли США и по другому ключевому для Москвы вопросу – о вступлении Грузии в НАТО. Байден поддержал Грузию, заявив, что вопрос вступления в НАТО зависит от Тбилиси. Это в завуалированной форме повторение старого тезиса о том, что Россия не имеет право вето при вступлении в НАТО государств постсоветского пространства. В открытую на ту же тему в интервью «Эхо Москвы» высказался генсек НАТО Схеффер, который отметил, что Грузия и Украина смогут стать членами НАТО, когда выполнят все условиях Бухаресткого саммита, то есть не сейчас. Конечно, тот факт, что вступление двух стран в НАТО откладывается – отрадная новость. Но новая администрация США, похоже, не желает отказываться от него, как от стратегической цели. Одновременно западные представители, и Байден и Схеффер, единодушно заявляют, что Запад никогда не признает Абхазию и Южную Осетию. Больше того, представители Запада требуют, чтобы на территории этих республик не размещались российские военные базы. Грузию же, как заявил Байден в интервью грузинскому телевидению, ожидает американская финансовая помощь.

А это уже звонок. В последние месяцы Москва стремилась избежать неблагоприятного для себя решения вопроса по трем направлениям:

а) строительство ПРО в Европе,

б) вступление Украины и Грузии в НАТО,

в) признание Западом итогов грузинской войны.

Ожидалось, что новая администрация США сделает уступки по каким-то из этих проблем или даже по всем сразу с тем, чтобы улучшить отношения с Россией.

Что же мы видим на самом деле? Американская администрация устами Байдена и генсека НАТО, по сути, дает отрицательный ответ на все российские требования. Программа развертывания ПРО в Европе сохраняется. Сохраняется ориентация на принятие в НАТО Грузии и Украины. Запад жестко отказывается принять во внимание итоги грузинской войны и давит на Россию с тем, чтобы она отказалась от признания Южной Осетии и Абхазии в качестве независимых государств.

Одновременно генсек НАТО издевательски заявляет, что Запад надеется на то, что Россия уговорит Киргизию сохранить американскую военную базу на своей территории. А ведь всего несколько дней назад киргизский и российский президент договорились о выводе базы, что наблюдатели расценили как крупнейшую победу России в регионе.

Иначе говоря, в Мюнхене Россия получила кучу ультиматумов. Отказаться от закрытия американской базы в Киргизии. Отказаться от признания Южной Осетии и Абхазии и размещения там баз. Признать, что рано или поздно Украина и Грузия вступят в НАТО. Признать, что ПРО в Европе будут размещены. Целая куча претензий.

Конечно, люди, настроенные конспирологически, могут сказать, что всё вышеперечисленное – лишь часть большого торга России и Запада. Дескать, западники выдвигают невыполнимые требования, чтобы потом сдать назад. Россия консолидирует вокруг себя ОДКБ и добивается закрытия базы в Киргизии, чтобы потом разменять эти козыри на вкусные уступки со стороны американцев.

Проблема только в том, что сторонам нечем меняться. Вряд ли, даже если Россия согласится помочь США в Афганистане, в ответ она получит отказ от ПРО, принятия Грузии-Украины в НАТО и признание Западом Южной Осетии и Абхазии.

Единственным серьезным направлением сотрудничества может быть разоружение и подписание нового договора на этот счет. Но вряд ли Запад согласится на тотальные уступки России в обмен на разоружение (разве что Кремль согласится полностью отдать ядерный щит, но тогда Москве уже не будут нужны никакие уступки, как не нужны они современному Ираку).

Поэтому выступление Байдена выглядит как попытка воспользоваться экономическим кризисом, от которого страдает экономика России и нажать на все болевые точки Кремля сразу, дабы выбить из него уступки и заставить следовать американской генеральной линии. Разумеется, для этого требуется, чтобы Россия признала свой статус третьеразрядной державы. В ответ на это с Кремлем «будут совещаться». Правда, без малейших гарантий, что совещательный голос Москвы будет услышан. Недаром в вопросе о размещении ПРО в Европе западные представители подчеркивают, что это техническая проблема и мнение России учитываться не будет.

Если называть вещи своими именами, Байден предложил России формат «перестройки-лайт». Реальная сдача российских интересов в обмен на эфемерные разговоры о «новом мировом порядке», «многополярности», «принятии в клуб цивилизованных держав» и прочие галлюцинации, которыми грезила еще советская верхушка. Чем это закончилось для нее – общеизвестно. Вот и США, не поступившись принципами ни по одному пункту, не учтя российских интересов ни в чем, все же ожидают, что им будут сделаны многообразные уступки – от сокращения ядерного оружия (что только на руку Вашингтону в связи с его громадным превосходством в обычных вооружениях) до помощи в Афганистане.

Вопрос в том, хватит ли у российского руководства мужества не попасть под чары американских сирен и не ввязаться в гибельный для России «торг», в рамках которого национальные интересы будут меняться на расплывчатые, ничего не значащие обещания.

Если хватит, то в апреле, в ходе первой встречи Обамы и Медведева мы, быть можем, услышим более рациональные предложения, учитывающие роль России в Европе и мире.

Пока же ультиматум Байдена похож на банальную попытку зондажа – насколько далеко готова пойти Россия в сдаче своих национальных интересов в обмен «судьбоносный конценсус» (выражение Горбачева) с Западом.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram