Медвежья эра

Сначала — некоторые вводные замечания.

Я начинаю эту серию колонок, которые, надеюсь, удастся довести до логического конца, по одной весьма простой причине. Россия переживает интересный исторический этап, которого ещё ни разу не было.

Суть дела вот в чём — впервые в нашей истории произошла мирная и «юридически-формальная» смена лидеров.

Никогда раньше такого не случилось. Царь сменял умершего царя. Одного «царя» и одно довольно бессмысленное «правительство» свергли. В крайнем случае, лидера отстраняли от власти путём некоего закулисного «переворота». Ну, а два последних случая, когда лидер на собственном посту менял сам себя — это просто неизбежные издержки демократии.

И вот впервые, при живом прежнем лидере, при соблюдении формальных процедур демократии, на его пост заступает другой.

Конечно, есть оговорка — прежний лидер немедленно занимает «пост №2». Но это несущественно, прежний лидер мог бы удалиться якобы на покой и следующие тридцать лет просидеть где-нибудь на дальней даче, при этом оставаясь «серым кардиналом» и «патриархом российской политики» (в мире таких примеров сколько угодно). То, что он остался среди «вождей», это, пожалуй, даже в чём-то честно. Впрочем, это характеризует одну из черт устройства нашей власти — из «актива» выбывать нельзя. Сразу забудут и подвергнут закидыванию камнями.

Так вот. Именно эта ситуация, формально совершенно безупречная, может нам дать массу полезных знаний о том, как на самом деле устроена нынешняя власть, нынешняя Россия.

Честно признаюсь: я лет десять пытался это понять; понял, впрочем, довольно мало. Сейчас появляется возможность в этом хоть немного разобраться. Всё «устаканилось». Вот теперь уже можно пробовать в чём-то разобраться…

При этом меня совершенно не интересуют закулисные перипетии, «кремлёвские тайны» и прочая пища политических аналитиков. Я предлагаю другое: представим себе просто обывателя, с высшим образованием, но не «гения», не «близкого к кругам» и не «будущего политика». Просто этому гипотетическому обывателю интересно, как устроено его собственное государство. У него такое хобби. И вот он сидит у телевизора, по утрам просматривает газеты и интернет. И пытается понять, как здесь жить.

Иными словами, я собираюсь писать дневник от имени такого обывателя.

Я назвал его «Медвежья эра». По разным причинам. В частности, исходя из старой пословицы «закон — тайга, прокурор — медведь». Не знаю насчёт прокурора, но наша история сейчас поворачивается такой удивительной и незнакомой гранью, что игнорировать это было бы глупо.

* * *

Итак, первая неделя Медведева закончилась. Что же мы с вами видели?

Никто особо не заметил инаугурации, она прошла довольно буднично — несмотря на огромное количество флагов, которые, кажется, были в тот день везде: на автобусах и трамваях, на домах и учреждениях, и даже лично автор этих строк наблюдал общественный сортир типа биотуалет, над которым развевался почему-то флаг Московской области. Не утерпели, так сказать…

Сама инаугурация показалась странной и очень быстрой, — а сам церемониал, с его президентским полком и всеми прочими атрибутами, мне, грешному, по ассоциации напомнил, как ни странно, советский фильм «Три толстяка». Вот там тоже были всякие национальные гвардейцы и вообще, дух какой-то именно вот такой царил над всем этим царством победившего гламура…

Путин произнёс речь. Медведев произнёс клятву (очень короткую) и речь… Кстати, как новый президент входил в зал, это особый вопрос. Он шёл, как-то нарочито раскачиваясь, и чувствовалось, что к подобного рода церемониям не привык. То ли ему было в новинку, то ли стыдно, но, во всяком случае, в этом чувствовалась некая естественность, что мне лично сразу понравилось. За это его можно даже уважать. Ну, как говорится, посмотрим…

Речь Медведева запомнилась в основном тем, что в ней всплыла тематика безопасности обывателя — впрочем, средний россиянин прекрасно понимает, что это бла-бла-бла. В ближайшее время российский милиционер так и останется лучшим другом ценностей любого прохожего и, по совместительству, тупым садистом, тут уж ничего не сделаешь, не речи решают такие проблемы. Но хотя бы намекнуть! Но хотя бы обрисовать черты вопроса! Разве это не обнадёживает? Помнится, Ельцин обещал речь на рельсы из-за какой-то, по нынешним временам, чисто ерунды — и население верило в это… А во что ещё верить? В социальную революцию? В сошествие ангелов мщения? В то, что на США упадёт гигантский метеорит? (Так ведь от этого, скорее всего, лучше-то никому и не будет…).

В общем, Медведев наметил некие контуры одной из главных российских проблем. Получится у него хоть что-либо на этой стезе? Опять же: ну, посмотрим…

Между тем, по каким-то странным причинам президентский триумф утонул в праздновании Дня Победы. Видимо, так было задумано «великими архитекторами РФ» — процедурка должна пройти на фоне дня, который, в общем, все в России признают настоящим всенародным праздником. Тогда она будет менее заметна. Праздник вроде и праздник, заодно и дельце обтяпали.

Что ж, это типа «по-западному»: да мало ли какого там президента избрали, главное — народные праздники, вечные ценности и так далее.

При всей оправданности подобного подхода должен заметить, что он, теоретически, может быть использован и в самых что ни на есть шарлатанских целях. «Да какая разница, что у вас за власть — главное, что всеобщие народные праздники соблюдаются. Вам что важнее — текущий режим или Вечные Ценности? Неужели вы так мелочны? Неужели вы считаете, что конкретная политическая ситуация что-то меняет в Вечности?»

И мы на это ведёмся. Мы считаем такую позицию правильной, морально оправданной, разумной, возвышенной, достойной Настоящих Людей, какими себя хочется считать. А, однако, живём-то всегда при конкретном политическом режиме. Пусть он другой каждое новое десятилетие, и всё же… (к примеру, уже в 2003 г. у меня было чувство, что Путин правит Россией лет сто, не меньше). Это, конечно, не должно волновать нас, таких возвышенных, таких морально чистых, таких настоящих и неподдельных… Ну, якобы погибло там из-за чего-то полтора-два-три миллиона человек, подумаешь, зато они все попали в рай, наверное. Мы попросту должны им завидовать.

В этот раз всеобщий праздник особо акцентировался — впервые с 1990 г. на Красной площади серьёзная военная техника! — так, что возникал подсознательный вопрос: с чего бы? что хотят скрыть?

Вот на это «с чего бы?» нам ещё предстоит ответить.

Всё впереди.

Население, впрочем, окончательно приняло правила игры. Власть сама по себе, но иногда демонстрирует единение с вверенным ей народом. Народ сам по себе, но иногда тоже склонен порассуждать на темы вроде «это моя страна, я здесь живу и её люблю».

Ажиотаж вокруг так называемых георгиевских ленточек прекрасно это показал. За ленточками прямо-таки давились, и 9 мая оказаться без неё было своего рода позором. Так что Путин и Медведев, надевшие этот всенародный атрибут даже на парад, произвели впечатление.

Ведь в чём, собственно, секрет (хочется сказать — «прикол») георгиевской ленточки, как и всего нынешнего проекта «РФ»?

Происходит попытка некоего синтеза. Ленточка такого цвета была на георгиевском кресте, на медали «За победу над Германией» и на ордене Славы. При этом она не имеет прямой отсылки к советской идеологии (из серии «Знамя Победы было красным!» и т.п.). Иными словами, русское сознание ищет символы, которые не являются откровенно «коммунистическими» и при этом вполне адекватно выражают русскую идею. По-хорошему говоря, что-то подобное предлагает и путинский проект. Другой вопрос, что это благое намерение, которое всего лишь улучшает мощёную дорогу известно куда. И всё же жестокая эклектика последних восьми лет — это именно попытка соединить «хорошее советское» с «хорошим досоветским».

Причём, как мы видим, довольно-таки успешная попытка — оно же соединяется! Оно же склеивается!

Оно бы, может, и склеилось. Если бы не привходящие обстоятельства, о которых скажу отдельно и потом…

* * *

Ну, а что дальше? Да, собственно, всё крайне предсказуемо. Потом эти люди, победившие на парламентских и президентских выборах, люди, которым все аплодируют, которые уже прекрасно знают, чего и от кого они хотят, собрались и учредили новое правительство. Быстро, эффектно, без шума, без самокопаний и самобичеваний. Что-то там перераспределили, переделали, пересмотрели… Команда, в общем, и не изменилась особо. Восторжествовал разумный консерватизм.

Так что же это, в конце концов, за непонятная такая страна?

Помнится, Дмитрий Галковский пророчил нам «столетия латиноамериканской истории». А, однако, впереди вовсе не это, а нечто совершенно иное. Хотя бы потому, что латиноамериканизм в климате, близком к Северному полюсу, не может не быть крайне своеобразным.

По ряду причин, о которых поговорим, опять же, позднее, я назвал бы нынешний стиль правления РФ «неовизантизмом». Вам и не снилось, как говорится…

И всё же — чувство истории остаётся с нами… Сделать из России анклав, описываемый какой-то примитивной банальностью вроде «воруют», «торгуют» и т.п., не получилось.

Давайте хотя бы смотреть на то, что происходит. Давайте искать позитив в монбланах негатива. Он, хоть и небольшой, но есть: русская история продолжает оставаться интересной.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram