За якутскую Якутию

Во время выборов в Ил Тумэн Республики Саха (Якутия) в марте 2008 года возникло достаточно широкое обсуждение вопроса смены власти в республике, которая выразится, в первую очередь в замене нынешнего президента Вячеслава Штырова на другого политика. Как и в других подобных случаях, главным вопросом стало обсуждение возможных кандидатур. Но опыт уже проведенной смены власти в других регионах, в частности, в Республики Бурятия (наиболее близкий пример к Якутии), показывает, что выдвигаемые местной властью кандидатуры и их достоинства не имеют никакого значения. Скорее даже, опора на местную элиту снижает шансы соответствующего лица занять пост.

Происхождения и основания подобной политики понятны, особенно в свете непрерывных разговоров о том, что национальные регионы угрожают целостности России. Национальные регионы стараются вливать в состав обычных краев и областей. В те из них, которые нельзя укрупнить (как Бурятию или Якутию) стараются назначать людей со стороны, не связанных с местной национальной элитой.

Подобная политика сама по себе несет негативные тенденции, а в очень специфических условиях Якутии и вовсе может стать причиной крупной социально-политической катастрофы.

Логика перестановок

В этом процессе перемены власти выявились некоторые общие моменты.

Во-первых, отмечается перетасовка политиков. В большей части случаев назначается человек из другого региона, в том числе, весьма отдаленного. В Бурятии был назначен представитель Томской области Вячеслав Наговицын, в Архангельской области - бывший мэр Якутска Илья Михальчук, в Ярославской области - заместитель полпреда президента в Уральском федеральном округе Сергей Вахруков (правда, выходец из области), в Костромской области - член Совета Федерации от Алтайского края Игорь Слюняев, в Амурской области - депутат Госсовета Республики Татарстан Николай Колесов, в Иркутской области - бывший генеральный директор "АвтоВАЗ" и выходец из Самарской области Игорь Есиповский.

Лишь немногие регионы были возглавлены представителями самого региона. В Сахалинской области - Александр Хорошавин (бывший мэр г. Оха), в Смоленской области - глава местного отделения "ЕР" Сергей Антуфьев, в Тульской области – Вячеслав Дудка (заместитель генерального директора Тульского КБ приборостроения), в Камчатском крае - Алексей Кузьмицкий (это промежуточный вариант, поскольку выходец из Санкт-Петербурга работал на Камчатке с 2005 года). Отклонения от принципа перемешивания элит наблюдается только в двух случаях: если речь идет об и малоперспективном в настоящий момент регионе, либо в том случае, если нет подходящих кандидатур и имеющийся руководитель является безальтернативным кандидатом.

Во-вторых, принцип перемешивания политических элит приводит к тому, что выдвигается кандидат, совершенно не имеющий ни связей, ни поддержки, ни известности в регионе. Это обстоятельство вынуждает его опираться в первую очередь на федеральный ресурс, а также на "Единую Россию", и ставит в условия, когда новый губернатор волей-неволей вынужден блюсти лояльность федеральному центру.

В-третьих, в значительной части случаев выдвигается политик второго или даже третьего эшелонов: заместители полпредов, мэры городов, представители крупных компаний и так далее. Резкий подъем политика из второго эшелона в первый также делает его зависимым от федерального центра и гарантирует его лояльность.

Что же до поддержки и авторитета, то "Единая Россия", чьи фракции доминируют во всех региональных парламентах, гарантирует результат. Это очень удобно. Раньше Администрацию Президента России критиковали за "короткую скамейку" и недостаток кандидатур. Что же, в АП прислушались к критикам и создали систему, когда на пост главы региона можно провести любого человека, который обладает управленческими навыками хотя бы на уровне города или крупной компании.

В России 1095 городов, в том числе 167 крупных городов с населением от 100 тысяч человек. После перекройки карты в России осталось 83 региона. Из этого следует, что только градоначальниками крупных городов можно два раза заменить всех руководителей регионов. Всех глав городов хватит на 13 циклов замены власти. Это без учета спикеров региональных парламентов, крупных федеральных чиновников, руководителей и менеджмента крупных компаний. То есть общая численность потенциальных кандидатов доходит до 10 тысяч человек, что позволяет с большим размахом проводить перемешивание политических элит и выдвигать самые неожиданные кандидатуры.

«Варяг» вместо Вячеслава Штырова

Несмотря на то, что Вячеслав Штыров прошел переутверждение на своем посту в 2006 году, понятно, что его полномочия подходят к концу. Причиной этому и конфликты с федеральным центром по поводу алмазных активов, и конфликты с бывшим мэром Якутска. Во время прошлого переназначения в ноябре 2006 года Штыров сохранил свой пост путем уступки ПНО "Якуталмаз" и еще ряда крупных республиканских активов. Можно вспомнить также снижение результата "ЕР" на выборах в Ил Тумэн на 12% по сравнению с результатом выборов в Госдуму России и провал на выборах выдвинутых в одномандатных округах Штыровым кандидатов. Подобная история правления явно не украшает биографию Штырова. Кремль также не может не беспокоить рост протестных настроений в самой большой республике в России. Нельзя не беспокоиться по поводу превращения Якутии в один из самых дотационных регионов (это на фоне стоимости природных ресурсов в размере 3,2 трлн. долларов!). Любое волнение в этом регионе чрезвычайно опасно, от чего бы оно ни произошло.

Потому наиболее реальным кандидатом на пост главы Якутии является "варяг" из какого-нибудь весьма отдаленного от Якутии региона. Учитывая тенденцию, что восточных руководителей перебрасывают на запад, и наоборот, это может быть представитель схожего по условиям региона, но западного: Мурманской области, Республики Карелия, Республики Коми, Архангельской, Вологодской областей, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. Лично я склоняюсь к предположению, что это будет представитель одного из регионов Северо-Западного федерального округа.

Пример Бурятии и назначение президентом Республики Бурятия "варяга" Наговицына показывает, что никаких особых проблем с его назначением не будет. "Единая Россия" обеспечит результат голосования, местные политики достаточно благоразумны, чтобы не идти против высочайше утвержденной кандидатуры, а сам "варяг" при назначении и вскоре после него скажет несколько теплых речей в пользу коренного народа. Например, Наговицын пообещал выучить бурятский язык. Думается, что и "варяг" в Якутии сделает что-то из того же арсенала: например, выучит несколько фраз по-якутски и будет посещать Ысаах. Не исключено, что на этом симпатия "варяга" к якутам и закончится.

От «варяга» до мятежа

Что будет делать "варяг" в Якутии, также более или менее понятно. Для региона составлена большая программа освоения новых месторождений полезных ископаемых, строительства ГЭС и ГОКов. Деятельность нового президента будет совершенно неизбежно завязана на выполнение этой программы, и тут "варяг" будет порученцем крупных компаний (АЛРОСА, Мечел, Сургутнефтегаз, ГидроОГК), которые будут работать в Якутии по модели сырьевой колонизации республики. Правда, на президента РСЯ будет также возложена одна неприятная задача – подавить то возмущение методами "индустриального развития" региона, которое проявляется уже сегодня в общественных настроениях и деятельности общественных организаций. Потому в его деятельности будет большое место занимать риторика, нацеленная на прикрытие негативных последствий освоения Якутии.

Вообще, ближайший аналог такой политике - курс администрации Забайкальского края (бывшей Читинской области) под руководством Равиля Гениатулина, при котором товарное производство из года в год претерпевало резкое падение по всем отраслям, зато бурно развивалась добыча полезных ископаемых. Область, а ныне край, приобретал все более и более выраженный сырьевой крен. О социальных последствиях такого экономического курса говорит тот факт, что до 2020 года даже в расчетах экономистов администрации Забайскальского края не предусматривается рост численности населения региона: 1044,3 тыс. человек в 2020 году против 1042,4 тыс. человек на 1 января 2008 года.

Разница в том, что в Забайкальском крае все же имеется занятость для местных жителей. В Якутии же ситуация усугубляется тем, что как крупные компании, так и руководство республики не предусматривают места для коренных жителей в создаваемых отраслях и предприятиях. Поскольку регион северный, его ресурсы решено осваивать вахтовым методом. Это уже дало свои результаты. Жители Нерюнгри ожидали, что они получат работу на строительстве нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий Океан", но вместо местных жителей работали китайские рабочие. Местные жители выплеснули свою озлобленность разгромом китайского общежития. Нетрудно предсказать, что когда строек и предприятий будет десятки (новых объектов в программе развития Южной Якутии предусмотрено довольно много), и на них будут работать вахтовики, а местные жители будут стоять в стороне, то градус социального конфликта в регионе резко увеличится.

Нельзя сбрасывать со счетов национальный характер Якутии. За пределами региона мало кто понимает, что якуты, в отличие от большинства нерусских народов России, во многом сохранили свою культуру, язык (в Якутии много СМИ и сайтов на якутском языке) и свою сплоченность. Назначение в республику "варяга", далекого от Якутии и не понимающего якутского менталитета, который станет порученцем компаний в сырьевой колонизации региона, неизбежно вызовет резкий всплеск национализма. По сравнению с этим реальным и жестким национализмом рассказы от Дмитрия Соколова-Митрича о "якутском национализме" будут выглядеть детскими сказками.

А далее произойдет совершенно закономерное превращение национализма и социального протеста в крутую, взрывоопасную смесь. Если и сейчас, когда глава республики, хоть и русский, но якутский уроженец Штыров, и социальная напряженность ограничивается всего несколькими проблемными точками, Якутию уже стало потряхивать, то дальше ситуация будет еще хуже. Если точек социального конфликта будет десятки, если возникнет проблема затоплений от планируемых ГЭС, если будет сторонний президент-"варяг" с социальной демагогией в стиле "жить стало лучше, жить стало веселей", против которого мобилизуются якуты, то этот северный регион может стать новой российской «горячей точкой». Причем весьма непростой, учитывая огромные размеры территории и, главное, исключительную чуткость «мирового сообщества» и особенно США к этносепаратистским движениям в России.

Есть выход из положения

Потому в нынешних условиях, назначить в Якутию "варяга" означает создать условия для социально-политического кризиса всероссийского масштаба. Надо понимать, что по своему характеру Якутия резко отличается от всех остальных регионов России, в том числе дальневосточных, и там нынешние методы перемешивания элиты и назначения сторонних людей не сработают.

Нужно ориентироваться на прежнюю модель политического и экономического устройства Якутии: республика имеет собственного руководителя - якута, имеет свой круг полномочий, которые связаны с решением собственных проблем, имеет собственные активы и финансовые ресурсы для поддержки и развития системы жизнеобеспечения (в первую очередь отопления, связи и дорог). При этом республика поддерживает федеральную политику, встроена в единое правовое и экономическое пространство страны и вносит свой вклад в общероссийскую экономику. Такой Якутия была при первом президенте РСЯ Михаиле Николаеве. Он, став ее главой в декабре 1991 года, создал оптимальную конструкцию, отвечающую всем основным требованиям: нахождение в составе РФ, экономическое развитием с учетом северной специфики, социальная защита населения, укрепление межнационального согласия. Заслуги Николаева были признаны как в России (7 государственных наград, 4 почетных доктората, 4 памятные медали), так и за рубежом (Николаеву присвоено звание "Человек Тысячелетия"). В Якутии при Николаеве хватало недостатков, но созданный им фундамент позволял обеспечить развитие республики.

Чтобы описанный выше мрачный сценарий не реализовался, надо не так много: вернуться к модели республики, созданной Михаилом Николаевым, выдвинуть президента-якута с крепкой поддержкой среди местного населения (можно пойти по сахалинскому варианту и выдвинуть популярного мэра одного из якутских городов), вернуть Якутии распроданные и розданные Вячеславом Штыровым предприятия (чтобы республика могла самостоятельно финансировать свой комплекс жизнеобеспечения в условиях приарктического климата), а также обеспечить долю республики в новых проектах. Ну и конечно, опираться в развитии республики на местных жителей. Можно быть уверенным - они не подведут. Якутия связана с Россией множеством связей, и ей находиться в составе РФ очень выгодно.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter