Всё о фантастике. Выпуск 2. Уорлдконы

Так вот, – Хъюго Премия

"присуждается, начиная с 1953 года, на Всемирном НФ конвенте"

Что это за конвенты – сейчас расскажу.

Набурогозю, так сказать, – извиняюсь за это слово, выдуманное Марксом, этим фантазёром! Тогда и увидим, кто болеет за страну, а кто занимается под маркой.

И вот.

1.

Короче, есть любители фантастики.

Допустим, в США.

Так вот – там, в США, они, любители, мало того, что читают фантастику, так они ещё меж собой дружат, переписываются, обсуждают прочитанное, многие сами пишут рассказы, выпускают самодельные журналы (фэнзины) итд итп.

Какая-то часть из фанатов со временем переходит в профессиональные писатели, редакторы, критики, художники кстати. Все классики фантастики – Азимов, Найт, Ф.Пол, Блиш итд итп – они сначала были фанаты.

Это вот сообщество называется фэндом.

В США и Британии этот фэндом существует с начала 1930-х.

И вот раз в год они все, кто может, съезжаются на большую встречу, которая называется World Science Fiction Convention Всемирный конвент научной фантастики или просто «Уорлдкон» (Worldcon).

2.

Источники пишут, что «Традиция проведения таких встреч началась в 1937 году в Великобритании». Подробностей у меня пока нет. Найду – сообщу.

Первый Всеамериканский Конвент имел место летом 1939 в Нью-Йорке.

Там проводилась грандиозная Всемирная выставка – вся, кстати, посвящённая теме Сияющего Будущего. «На нее должно было съехаться полно народу со всех Соединенных Штатов; почему бы, рассудили местные фэны, не созвать также и собратьев по увлечению.» (Вл.Гаков)

Главную роль в его созыве сыграл человек по имени Сэм Московиц (он и председательствовал на заседниях) , а также нью-йоркская группа так называемых футурианцев – Азимов, Блиш, Найт, Корнблат, Уоллхейм и, особенно, Ф.Пол – все они были фэны с десяти- и более летним стажем, а к 1939-м – молодые, но уже понемногу начинающие печататься авторы.

Всего было около двухсот человек, в основном, нью-йоркцев,

От фанатов Западного побережья был, например, молодой Брэдбери, автор многих юмористических рассказов, публиковавшихся в самиздатских журналах – фэнзинах – западного побережья – и сам издатель такого фэнзина.

3.

Начали Конвент, кстати, с того, что исключили из него часть футурианцев – Пола, например, – за чересчур радикальные и чуть ли не коммунистические политические воззрения.

«Тех, кто все первоначально задумывал и вынашивал, новые организаторы, пришедшие на готовенькое, разумеется, позабыли пригласить на все официальные мероприятия!» – опять же Гаков.

По другим, правда, сведениям, – тут, например, >где полный перечень конгрессов и всяких сведений о них  –  Пол как раз был Почётным Гостем; что, впрочем, тоже не особенно понятно – зачем приглашать специальным гостем человека, который и так тут?

Тёмная, короче, история.

4.

Брэдбери, кстати, съездил с большой пользой для себя – во-первых, нашёл себе агента – Джулиуса Шварца, «который был тогда одним из немногих активистов, кто тратил время на пристраивание чужих рассказов в журналы. (Позже он найдет себе более престижное и творческое занятие и останется в истории массовой культуры как ведущий редактор комиксов про Супермена и Бэтмена). – С.Бережной», во-вторых  –  показал в ведущем журнале ужасов «Вейерд Тейлз» работы иллюстрировавшего его, брэдбериев, фэнзин «Futuria Fantasia» художника Ханнеса Бока – и «графика Бока стала регулярно появляться в журнале, а сам он быстро сделался одним из популярнейших художников-фантастов» (опять Бережной).

5.

Но, как бы там ни было, а с тех пор Уорлдконы собирается ежегодно.

Первые сорок лет Уорлдконов были ознаменованы также традицией каждый десятый из них проводить в Чикаго, – но после 1982 года эта традиция была прервана.

Кроме США, Мировые Конвенты проходили в также Великобритании, Австралии, Нидерландах, Германии, Канаде. Конвент прошлого, 2007 года, – в Японии, в Иокогаме.

Важно: в них участвуют не только любители фантастики, но и делатели её – писатели, редакторы, художники итд итп.

Фантастика – наиболее, так сказать, интегрированный вид литературы: авторы и читатели в нём составляют единое целое – фэндом.

Что, конечно, очень правильно, разумно, верно и хорошо.

Самым грандиозным собранием был конвент 1984 года, проходивший в пригороде Лос-Анджелеса Анхейме. 8 365 человек в нём приняло участие.

А первым внеамериканский Уорлдкон был в 1957 году. Он проходил в Лондоне.

6.

Начиная с Уорлдкона 1953 года, одиннадцатого, он же Второй филадельфийский, 750-ю его участниками и было постановлено начать вручать пресловутый Приз Хъюго и затем массовый банкет в честь лауреатов.

Кто именно подал идею такого хорошего дела, я пока выяснить не сумел, но известно, что Распорядителем Конвента (Toast-Master) был Айзек Азимов.

7. Ссылочки

7.0

Хроника фантастики с 1920-х по 1950е:

1920-1930: The Golden Age

1930-1940: The Aluminum Age

1940-1950: The Plutonium Age

1950-1960: The Threshold of Space

Это, собственно, вот отсюда:

TIMELINE

This is a CHRONOLOGY of the History of Science and Science Fiction, and the Cosmic/Human Universe it represents, a virtual encyclopedia oriented towards seeing who wrote what when, and how the field evolved from year to year, decade to decade, and century to century.

Вот себе для своих нужд я оттуда много чего скопировал.

Ну а на случай, вдруг и людям понадобится - выкладываю тут.

Переводил гуглоавтопереводчиком, качество перевода соответственное. Пригладил, где смог - но смог не везде. Поэтому там, где не уверен в переводе - сразу даю и английскую версию.

(Ещё где-то гугловский перевод оставляю просто для смеха - ибо он смешной.)

http://wiki.nmrv.ru/index.php/Хроника_фантастики_1920-е

 7.1

Про Нью-Йоркскую Всемирную выставку – с картинками:

«Всемирная ярмарка в Нью-Йорке открылась 30 апреля 1939 года.

  

В первый же день ее посетили 200 тысяч человек.

В отличие от Всемирной выставки-37, проходившей в Париже, она была рассчитана на два летних сезона и окончательно закрылась только 27 октября 1940-го.

В выставочном комплексе во Флашинге успели побывать 45 миллионов человек.

*

Символами ярмарки, проходившей под девизом "Мир будущего", стали Трилон и Перисфера – 210-метровый трехгранный обелиск и шар диаметром 56 метров.

Они были соединены самым длинным в мире эскалатором, а внутри шара разместилась диорама под названием Democracity, которая знакомила посетителей с лучезарным, комфортабельным и демократичным будущим.

Другие сооружения выглядели не менее интересно.

Вот общий план ярмарки:

 

*

Гвоздем программы стала Футурама, "Город будущего", созданный великим дизайнером Норманом Белом Геддесом для павильона General Motors:

  

7.2

Ещё немного о футурианцах, Первом конвенте и Ф.Поле – Владимир Гаков:

8.

Узнал! Почетным гостем на Уорлдконе 1939 был действительно Ф. Пол, да не тот. Не футурианец Фредерик Пол, а художник Фрэнк Пол, автор обложек и иллюстраций в гернсбековых журналах A mazing Stories, Air Wonder Stories, Science Wonder Stories, а потом и в остальных журналах НФ.

*

Вот сайт о нём – био и галереи его работ

Frank R. Paul from Wikipedia

Образцы:

  

(Это Гернсбек перепечатал у себя Войну Миров Уэллса.)

*

  

Эйр Уондер Сториз – ещё один гернсбеков журнал начала 1930-х.

9.

Про то, кто из футурианцев был не просто очень левым, а натуральным членом компартии с партбилетом (есть такие смутные намеки) – веду сейчас разыскания.

Найду – сообщу, вероятно уже в следующем выпуске.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter