Турецко-армянский гамбит Европы

После того, как 17 декабря ушедшего года туркам дали довольно неопределённые обещания о том, будто в октябре 2005 г. начнутся долгие переговоры об их вступлении в ЕС, "реформаторское" руководство в Анкаре начало активные действия на двух главных внешнеполитических направлениях: по решению кипрского вопроса и по противодействию так называемой "всемирной кампании за признание геноцида армян". Перипетии Кипра нас интересуют в меньшей степени, нежели вторая тема, — хотя бы по той простой причине, что в России живёт немало армян и, вдобавок, наша страна в своё время факт их геноцида со стороны турок формально признала. Поэтому достаточно интересно было бы посмотреть, с чем мы можем столкнуться в самом ближайшем будущем.

В этом году теме армянского геноцида будет уделено особое внимание, поскольку грядёт его 90-летие. Считается, что между 1913 и 1923 гг. турками было уничтожено около 1,5 миллиона армян, проживавших на территории Османской империи. Причём сделано это было не в результате межэтнических столкновений, а по прямому указанию правительства так называемых "младотурок". Таким образом, с международно-правовой точки зрения это вполне может быть названо геноцидом. В России такое понимание считается общепризнанным и наиболее распространённым в массовом сознании, на эту тему существует довольно обширная литература. Я ни в коей мере не собираюсь эту точку зрения опровергать. Моя задача — показать, какие аргументы намерены приводить турки в защиту собственной позиции. А то, что назревает мощная информационная кампания, цель которой — переубедить европейцев и заставить их, как минимум, увидеть некую правду не только в требованиях армян, но и в объяснениях Анкары — для меня совершенно очевидно.

Турки готовятся основательно. Уже издано несколько больших работ и даже компакт-диск (правда, пока только для "внутреннего потребления" — на турецком языке). Но вот на днях местная пресса сообщила, что Институт истории Турции завершил начатое в 2001 г. фундаментальное исследование по армянскому вопросу. В связи с этим с середины февраля 2005 г. предполагается начать колоссальную информационную кампанию как в самой стране, так и за рубежом.

Исследование представляет собой четырёхтомный сборник документов 1915-1923 гг., который, по сообщениям ознакомившихся с ним, даёт ответы на все армянские обвинения. Эти документы будут широко цитироваться и распространяться. Кроме того, предполагается, что Турция потребует пересмотреть решения по некоторым судебным делам, решённым в пользу армян (в частности, дело об убийстве Талат-паши в 1921 г. в Берлине, когда совершивший этот акт С.Тейлерян был оправдан) — по мнению турок, многие решения были вынесены на основании фальсифицированных документов.

При этом в информационной кампании по обсуждению сборника Анкара намерена проявить максимальную открытость. В частности, к телевизионным дискуссиям предполагается привлечь некоторых армянских интеллектуалов, историков, публицистов.

Собственно говоря, приготовления к кампании теперь ни для кого не секрет. В начале января глава Института истории Турции Х.Оздемир сказал об этом прямым текстом по турецкому телевидению. А руководитель Общества турецкой истории Ю.Халачоглу чуть позже рассказал о предполагаемых действиях Анкары в интервью агентству "Рейтер".

Позиция турок в целом сводится к тому, что никакого геноцида в собственном смысле этого слова не было. Они не отрицают сам факт массовой гибели армян, но утверждают, что это произошло не в результате "указаний сверху", а стало следствием гражданской войны и неконтролируемых межэтнических столкновений, развернувшихся на северо-востоке Османской империи во время первой мировой войны. Столкновения, в свою очередь, стали следствием быстрого продвижения русской армии вглубь страны (напомню, к февралю 1917 г. она контролировала значительную часть северо-восточных территорий Османской империи), что привело к разрушению имперской инфраструктуры и хаосу на оккупированных русскими территориях. Естественно, как считают турецкие историки, "оккупанты" сочувствовали христианам-армянам, и те под прикрытием русских штыков развернули самый настоящий террор в отношении проживавших здесь мусульман, прежде всего турок. Последние были вынуждены защищаться, отвечать, и развернулась масштабная гражданская война.

Теперь турецкие историки доказывают, что армяне (при открытой поддержке или, как минимум, благожелательном невмешательстве русских) уничтожили примерно 500-600 тыс. мусульман (турок, курдов и арабов — отметим, что для Анкары важно провести границу именно по религиозному, а не этническому принципу), а сами потеряли около 300 тыс. человек, причём не столько в результате межэтнических конфликтов, сколько из-за голода, эпидемий и в ходе действий воюющих армий. В свою защиту турки приводят тот факт, что армяне, проживавшие в других частях Османской империи (Стамбул, Измир, Западная Турция и др.) практически не пострадали, за исключением единичных случаев. Правительство империи, как показывают опубликованные документы, будто бы, наоборот, проявляло об армянах всяческую заботу, но в условиях нарастающего хаоса на востоке ничего не могло поделать.

После 20-х гг. тема "армянского геноцида" довольно долго не затрагивалась, но с появлением (как в неформальных беседах отмечают турецкие историки) "отрицательного примера с Холокостом еврейского народа" у армянской диаспоры развились буйные аппетиты. К началу 60-х гг. прошлого века армяне набрали достаточный экономический вес за рубежом и попытались играть в собственные политические игры. Как считают турки, результатом стало "промывание мозгов" всей Европе, а также США и Канаде. Турция при этом ни разу не пыталась осуществить нечто подобное по масштабам и влиянию ("что характерно!" — добавляют мои турецкие собеседники — "христианам проще понять христиан, чем мусульман, а турецкая диаспора в Германии, вдобавок, всегда вызывала у немцев приступ латентного нацизма").

"Чего же они хотят?" — вот основной вопрос, который ставят перед собой турецкие интеллектуалы. В самом деле, получить с Турции серьёзные компенсации, как в случае с Германией, проблематично. Особого раскаяния от турок тоже не дождёшься, так как это понятие не входит в их культурную традицию. Этот вопрос мы рассмотрим немного ниже, а сейчас посмотрим, чего хотят сами турки.

Последние, в идеале, хотели бы сформировать некую международную комиссию историков, которая попытается объективно разобраться в вопросе. В неё должны войти представители Турции, Армении, США, Франции и Великобритании. О России речи не идёт — её историков считают необъективными, настроенными полностью "проармянски" — зато наша страна должна(!) открыть свои архивы для этой комиссии. В принципе, предполагается в самом деле нечто доселе неслыханное — самый натуральный "всемирный суд истории", который будет выносить решения о событиях почти столетней давности (попробуйте, к примеру, представить себе сейчас процесс над организаторами первой мировой войны!).

Между прочим, по просачивающимся в развязно-болтливую турецкую печать (особенно исламистского толка) сведениям, обе стороны играют на эмоциях европейского обывателя и политиков, этого обывателя представляющих. Турки, между делом, в неофициальных беседах спрашивают у европейцев: "Не надоел ли вам уже имеющийся сравнительно честный способ отъёма денег у Европы под названием "Холокост еврейского народа"? И нужен ли вам (и нам) второй столь же опасный прецедент? Ведь, собственно, после этого найдётся немало маленьких гордых наций, которые сочтут себя кем-нибудь обиженными…(а уж вам, Европе ли не знать, кого она обижала на протяжении десятилетий). Все будут судиться со всеми. Вы этого хотите?"

Армяне, по мнению турок, таким же образом подают себя в качестве народа, жертвующего собой ради спасения христианской Европы. Признание факта геноцида армян европейскими государствами объективно ухудшает отношения турок с ЕС. Тем самым турецкая европерспектива отодвигается дальше и дальше в будущее. "Нас мало", — якобы говорят армяне, — "но мы оказываем вам бесценные услуги по спасению цивилизации от османской угрозы. И стоит это совсем недорого".

Что особенно интересно, Анкара как раз очень заинтересована в улучшении отношений с Арменией (претендуя на роль главного проводника натовской политики на Кавказе). Поэтому турецкие официальные лица неоднократно подчёркивали, что не имеют по этому вопросу претензий к Еревану, а недовольны лишь армянской диаспорой, в том числе той, которая проживает в России. Единственная точка разделения Турции и Армении — ситуация в Нагорном Карабахе, и в этом вопросе турки однозначно и твёрдо поддерживают Азербайджан. Тем не менее, Ереван не идёт здесь ни на какие на уступки. Встреча "Венской турецко-армянской платформы историков", которая как раз занималась вопросами геноцида и которая должна была состояться буквально на днях, отменена из-за принципиальной позиции армянской стороны. И конца-краю противостоянию не видно.

В общем, "вопрос о геноциде армян" оказался своего рода футбольным мячом в крупной политической игре. Вопрос почти что гамлетовский: быть Турции в ЕС (и, значит, не быть как "новым прецедентам Холокоста", так и части европейских экономических, военных и демографических проблем) или не быть (и тогда Европе не стать "мультикультурным модернизационным проектом").

Так чего же всё-таки хотят армяне? В ответе на этот вопрос турецкие историки едины. Армяне хотят, чтобы Европа осталась замкнутым "христианским клубом", "цивилизационным надзирателем" на Ближнем Востоке. Зачем? А затем, что в этих условиях у предприимчивых армян больше шансов для развития в странах диаспоры, в противном случае не менее предприимчивые турки станут их прямыми конкурентами.

Вообще-то грозные заявления и широкомасштабные планы Анкары насчёт проведения самых грандиозных информационных кампаний обычно заканчивались вполне микроскопическими результатами. К примеру, с полгода назад турки объявили о колоссальной пропагандистской акции по улучшению своего имиджа в ЕС. И что же? Результат пока близок к нулевому, КПД всей кампании составил не более 2-3%. Не исключено, что с "фундаментальным пересмотром вопроса о геноциде армян" у них получится то же самое. Однако есть и вероятность, что этот чувствительный и болезненный для многих вопрос будет иметь значительно больший резонанс, чем сейчас кажется.

Вот тут-то мы увидим, как столкнутся интересы "христиан" и "общечеловеков" в большом европейском клубе (я уже писал об этом в статье "Янычары всечеловечства"). Самое удивительное, однако, состоит в том, что информационный ресурс для этой сложной шахматной партии её организаторы предполагают добывать из российских архивов. При этом Россия никем из них не рассматривается в качестве партнёра. Европа не видит нас ни среди "христиан" (мешают "родимые пятна коммунизма"), ни среди "общечеловеков" (европейцам заранее известно, что "русские — это ксенофобы и националисты, исповедующие религию этнической исключительности"). Вот такая интересная получается диспозиция. Как писал когда-то Аркадий Аверченко: "а русский опять за всех платит!"…

Анкара

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter