«Газпром» не понял шутки саратовских судей

По словам Натальи Шалягиной, чтобы понять саратовскую шутку, надо хорошо знать Гражданско-процессуальный кодекс и, в частности, его главу 13. Она посвящена обеспечению иска. Как известно, один из акционеров НТВ подал иск в Саратове о том, что нарушаются его права как акционера. Дело было принято к производству, но до конца разбирательства судья должен был предпринять меры по обеспечению иска, то есть обратиться к этой главе. Что он и сделал.

Как объяснила эксперт, пункт 2 статьи 134 (это одна из статей главы 13) ГПК предусматривает в обеспечение иска такую меру как запрещение ответчику совершать определенные действия. Запретив проводить собрание акционеров, судья Николаев всего лишь принял необходимую меру. И здесь начинается самое интересное. Статья 136 рассказывает, как должно рассматриваться заявление об обеспечении иска - в тот же день, когда подается иск, без извещения ответчика и других лиц, участвующих в деле.

Следующая, 137 статья гласит, что определение об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно.

Стоит отметить, подчеркнула Наталья Шалягина, что согласно ГПК, любое решение суда вступает в силу только после истечения 10 дней, срока, необходимого для обжалования. Таково общее правило. И статья 137 – единственное из него исключение. В этом нет ничего удивительного, подчеркнула юрист. Ведь иначе ответчик может потратить появившееся время не на обжалование, а на какие-то действия, которые в корне изменят ситуацию, сделав иск истца бессмысленным.

Итак, с момента принятия определения суда проведение собрания можно считать незаконным. И что главное, когда на следующее утро, было принято еще одно определение, на самом деле, это ничего не изменило.

По закону, судья не может отменять свое решение. Он его и не отменял. Он просто принял другое определение - об отмене мер по обеспечению иска. Однако и статья, которой он пользовался, была уже совершенно другая, - 138, об отмене мер по обеспечению иска. Вот она как раз никакого исключения из правил не составляет. Этот вопрос, как разъяснила Наталья Шалягина, решается в судебном заседании, с извещением лиц, участвующих в деле. И хотя их неявка не является препятствием к рассмотрению дела, определение вступает в силу в обычном порядке – через 10 дней, если не будет обжаловано. И саратовский судья это прекрасно знал. Таким образом, все это время, и по сию пору, действует первое определение, которое делает заведомо незаконным проведенное собрание и все принятые на нем решения.

Конечно, теперь, резюмировала юрист, саратовский областной суд может рассмотреть и отменить принятие к производству дела о саратовском иске акционера НТВ. Но это уже совсем другая история.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram