Опыт гражданского сопротивления

Тридцать человек собрались в воскресенье у стен ОВД «Южное Бутово» для того, чтобы выразить свой протест по поводу задержания активистки Русского Общественного Движения Ольги Касьяненко, известной в ЖЖ-пространстве как matilda_don.

В центре Москвы в это время проходил парад в честь праздника Святого Патрика. Специально для этого перекрыли автомобильное движение на Новом Арбате: почитатели ирландского святого под зелеными флагами продефилировали по центру без всяких помех, время от времени задирая килты и демонстрируя прохожим голые задницы. Все это развеселое действо с удовольствием снимали корреспонденты западных изданий – «русские наконец-то приобщаются к цивилизации».

Пикет в Южном Бутово не снимал никто, кроме самих протестующих и бледного юноши из ГУВД, с отчаянием камикадзе водившего камерой по лицам собравшихся. Видно было, что юноша морально готов к тому, что его будут бить, а камеру – отнимать. Но опасения его не сбылись. Те, кто пришел к отделению, не собирались скрывать свои лица.

Ольга Касьяненко была задержана в субботу, 17 марта, вместе с несколькими активистами РОД, прибывшими в Южное Бутово для организации народного схода по вопросу о переименовании улицы Кадырова. История с переименованием тянется уже второй месяц, но пока что действия патриотов ограничивались эффектной, но незаконной партизанщиной. С домов снимали таблички «улица Кадырова» и краской писали «Улица Псковских десантников». Городские власти вешали новые таблички и замазывали надписи. Но ясно было, что бесконечно так продолжаться не может.

Патриоты решили собрать народный сход. Для того, чтобы понять, как сами обитатели Южного Бутово, относятся к тому, что живут на улице имени бывшего чеченского боевика, в одночасье ставшего доверенным наместником президента и героем России, был проведен мини-соцопрос. Подавляющее большинство граждан отвечало: «Ну да, обидно, конечно, и даже где-то противно, но все равно же ничего не изменишь».

Обидно, противно, но все равно ничего не изменишь

На самом деле это очень распространенная точка зрения. Именно то, что эта идея фактически доминирует в общественном сознании, и делает ситуацию почти безвыходной. «Да, все вокруг воруют, это плохо, но так было всегда, а будет только хуже». «Да, власти наплевать на народ, но и народу на нее, по большому счету, тоже». «Да, в милиции не найти защиты от бандитов, там все куплено, но что же поделаешь, бороться с этим бесполезно».

Смысл акции по «раскадыриванию», как метко назвали действия патриотов в интернете, заключался не в том, чтобы переименовать конкретную улицу, хотя это тоже, безусловно, было важно. Главное было показать людям, что они реально могут что-то изменить, если пересилят свою инертность и покорность властям предержащим.

Думаю, что власти тоже это прекрасно понимали. Поэтому приехавших в Бутово для сбора подписей в поддержку народного схода задержали прежде, чем они успели позвонить хотя бы в одну квартиру. На задержание троих активистов РОДа был прислан целый автобус с людьми в серых бушлатах.

Двоих активистов отпустили через пару часов, гражданку Украины Ольгу Касьяненко задержали на неопределенное время по статье 18/8 Кодекса об административных правонарушениях РФ (Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации). Ответственность по этой статье — наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Сход, назначенный на следующий день, милиции тоже удалось сорвать. Приезжавшие на станцию метро «Бунинская аллея» видели автобус с ОМОНом, четыре патрульные машины и патрулировавших улицу Кадырова милиционеров с автоматами. Поэтому организаторы приняли единственно верное решение и вместо схода, который все равно закончился бы задержанием активистов, устроили пикет у ОВД, где находилась задержанная Ольга Касьяненко.

Милиция сначала реагировала довольно вяло, отделываясь дежурными просьбами не толпиться, соблюдать общественный порядок и т.д. Но вскоре завертелись невидимые колесики, расслаблявшееся в субботу начальство издало какие-то распоряжения, и сотрудники ОВД забегали, как растревоженные муравьи.

В это время пикетчиков снабдили большой пачкой офисной бумаги и десятком авторучек. Поняв, что сейчас отделение будет завалено заявлениями с жалобами на незаконные действия своих сотрудников, бравые стражи порядка решили запускать пикетчиков по одному, и мурыжить каждого по два-три часа (прием заявления, опрос, регистрация — при желании все эти процедуры можно максимально затянуть). Их расчет, в общем, оправдался — большая часть протестовавших побросала свои заявления в почтовый ящик на воротах ОВД. Дальнейшая судьба этих заявлений печальна — в ОВД подъехали двое сотрудников ФСБ, меланхоличный блондин и брюнет с внешностью, наводящей на мысли о нетрадиционной ориентации, и, показав соответствующие корочки, изъяли все незарегистрированные заявления. «А зачем они столько понаписали?» — удивлялся при этом нетрадиционный брюнет. «Чтобы у нас больше работы было», — меланхолично отвечал блондин. Изъяв заявления, «конторские» отправились искать бледного юношу, производившего служебную съемку для ГУВД, чтобы взять у него копию пленки.

Потом соратники ДПНИ выстроились цепочкой под окнами ОВД и несколько минут дружно скандировали: «Свободу Ольге Касьяненко!». Вскоре из отделения выскочил одетый в штатское чин и потребовал немедленно прекратить безобразие. «А не то сейчас всех будем задерживать!» — пригрозил он. «Чина» вежливо попросили представиться, он ответствовал: «Я представлюсь, представлюсь!», но так и не выполнил обещания. Попугав собравшихся и увидев, что его угроз никто не боится, неустановленный чин скрылся за железными воротами ОВД.

Кстати, о воротах: стоило одному из соратников ДПНИ предположить — в шутку, разумеется, — что эти ворота легко выбиваются капотом «Жигуленка», с внутренней стороны двора к створкам немедленно подъехала патрульная машина и загородила их наподобие баррикады.

Написав заявления, пикетчики разошлись. На следующий день Ольга Касьяненко была освобождена из-под стражи и полностью оправдана (ей, как гражданке Украины, пытались «пришить» нарушение режима пребывания в РФ).

Итог: вроде бы ничья.

На самом деле это маленькая, крохотная победа патриотического движения. Маленькая — но победа. Главным образом, над самими собой.

Подобные акции должны продолжаться. Не только потому, что matilda_don была освобождена: на самом деле вряд ли пикет решил что-то принципиальное, не стоит выдавать желаемое за действительное. И улица Кадырова в Москве будет носить свое имя до тех пор, пока кто-то из игроков большой политики не решит заработать на этом переименовании немножко дивидендов.

Дело даже не в том, что власть в очередной раз убедилась — народ, который она привыкла считать бессловесным быдлом, податливым электоратом, на самом деле может довольно громко заявить о своей позиции, отличающейся от «генеральной линии».

Главное — то, что мы приобретаем опыт гражданского сопротивления. Мы учимся выходить в холодный субботний день на улицу, вместо того, чтобы смотреть телевизор, пить пиво или париться в бане. Учимся чувствовать себя людьми, от которых что-то зависит.

Конечно, патриотическому движению нужна пресса. Нужны выходы на неподконтрольные Кремлю СМИ (подконтрольные, понятно, все равно ничего не напишут). Чем больше людей будет узнавать об акциях, подобных «раскадыриванию», тем больше протестующих будет собирать каждый последующий сход или митинг.

Сейчас нас было всего лишь тридцать.

Организаторы народного схода честно предупреждали желающих участвовать в нем — реакция власти будет жесткой, скорее всего, многих будут винтить. Тридцать человек пришло, несмотря на реальную угрозу закончить выходные за решеткой.

Тридцать человек в данном случае — это очень много.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram