Путинская рокировочка

Назначение Сергея Иванова первым вице-премьером правительства России не является однозначной его победой. Наблюдатели отметили, что, с точки зрения пиарной стратегии, в рамках гонки преемников это шаг вперёд — уход с должности министра обороны позволяет Иванову снять с себя ответственность за безобразия, творимые в Вооруженных силах. Больше не надо решать проблему дедовщины, мучаться с избиваемыми «дедами» «Сычевыми», потеть, выясняя отношения с солдатскими матерями.

Однако этим обстоятельством преимущества и заканчиваются. В ранге первого вице-премьера Иванов будет курировать ВПК и некоторые гражданские отрасли. Проблема в том, что бывший глава Минобороны контролировал ВПК и в прежней должности вице-премьера. Больше того, новые назначения, скорее всего, приведут к ослаблению влияния Иванова. Почему это произойдёт? Новый министр обороны Сердюков — не военный, а налоговик. Эксперты совершенно логично ожидают, что он будет заниматься в основном армейскими финансами. Этот вывод подтверждается и словами Владимира Путина.

Сверх того, принято решение, что значение Генерального штаба будет возрастать. Это, скорее всего, значит, что российский лидер склоняется к стандартной для цивилизованных стран схеме — Генеральный штаб руководит армией, Министерство обороны осуществляет закупки вооружений. Не совсем понятно, где в этой схеме Сергей Иванов. Понятно, что «хозяйственник» во главе Минобороны почти автоматически становится конкурентом первого вице-премьера в борьбе за контроль над ВПК. Просто потому, что Минобороны как ведомство не может остаться в стороне от решения вопроса, кому и куда пойдут деньги из военного бюджета.

В возвышении Генштаба есть и еще одна важная подробность. Если оно состоится, это будет означать, что Путин дал согласие на пересмотр военной реформы, предпринятой Сергеем Ивановым. Она, в частности, заключалась в том, что роль Генерального штаба была снижена, начальник Генштаба был лишен прямого выхода на президента и подчинён министру обороны. Судя по тому, что Путин упомянул о личной беседе с генералом Юрием Балуевским, эту ситуацию решено изменить. Это, в свою очередь, означает подрыв авторитета Иванова в армии, ибо очевидно, что его уход с должности сопровождается уступками в адрес униженного им Генштаба.

Одновременно Путин ослабляет и позиции нового министра, ибо создаёт в армии систему «двойного ключа». Если наша дешифровка выступления Путина верна и президент действительно намерен вернуть Генштабу прежнюю власть, то в армии, как и во времена Квашнина, возникнут минимум два центра принятия решений, каждый из которых будет бегать в Кремль. Вооруженные силы, таким образом, будут полностью подконтрольны, что немаловажно, учитывая приближение думско-президентской избирательной кампании.

В скобках заметим, что назначение Анатолия Сердюкова полностью нивелирует (во всяком случае, в «пиарном» смысле) эффект от Мюнхенской речи Путина. Понятно, что министр обороны, в прошлом торговавший мебелью и пришедший на должность с поста директора налоговой службы, вряд ли начнёт холодную войну. А, значит, Западу опасаться нечего. Путин готов торговаться с США и ЕС, но не готов идти на конфликт — вот в чём смысл этого кадрового решения для внешней аудитории.

Таким образом, кадровая рокировочка в Министерстве обороны преследовала целью поставить армию под личный контроль главы государства. Поэтому: 1) воссоздана ситуация, когда министр обороны и начальник Генерального штаба являются двумя почти равноправными центрами принятия решений, арбитром между которыми выступает Кремль, 2) к первому вице-премьеру Иванову фактически представлен «надзиратель» — министр обороны Сердюков. Интересы двух чиновников будут непосредственно сталкиваться так же, как и интересы Сердюкова и Балуевского.

Если мы обратим взор на другую, менее заметную кадровую сенсацию вчерашнего дня, то мы увидим и здесь примерно ту же схему. На первый взгляд, назначение руководителя аппарата правительства Сергея Нарышкина вице-премьером — всего лишь повышение и так влиятельного аппаратчика. Однако ему поручено курировать внешнеэкономическую деятельность России, прежде всего в СНГ. Очевидно, это решение готовилось заранее. Например, Нарышкин был в последний момент включен в состав кандидатов в члены совета директоров «Газпрома» от государства (из списка был исключен руководитель Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков). Собрание акционеров концерна состоится 30 июня. Однако легко заметить, что внешнеэкономическая деятельность России, особенно на пространстве СНГ, в последние годы заключается в основном в повышении цены на газ непокорным постсоветским режимам.

Учитывая это обстоятельство, можно предположить, что интересы Нарышкина пересекутся с интересами Дмитрия Медведева как председателя совета директоров «Газпрома». Ведь именно «Газпром» пытался определять политику России в ходе последнего кризиса в отношениях с Белоруссией. Как член совета директоров и вице-премьер по внешнеэкономической деятельности Нарышкин сможет оказывать влияние на принятие решений по вопросам новых газовых и нефтяных войн. Ведь отношения с Украиной по вопросам «Росукрэнерго» или с Белоруссией по вопросам нефтяного транзита — теперь могут оказаться в ведении руководителя правительственного аппарата.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что не только Сергей Иванов встроен в систему «сдержек и противовесов». Нет, и его противник в «гонке преемников» Дмитрий Медведев также получил аппаратный противовес. Некоторые горячие головы даже называют Нарышкина в числе тайных (но истинных) преемников президента Путина. Чего не знаем, того не знаем, «сердце царёво в руце Божией». Но даже если Нарышкин будет просто курировать создание ЕЭП или иных подобных союзов на постсоветском пространстве, то его интересы пересекутся с интересами «Газпрома». А значит, и здесь возможно двоевластие.

Иначе говоря, подытоживая вчерашние кадровые рокировочки, можно сказать, что их результатом стало усиление личного влияния президента Путина. Он расставил на ключевые посты верных себе людей, которые будут одновременно служить противовесами «официальным преемникам» Иванову и Медведеву. Они же могут и сменить их, в случае необходимости. Вместе с тем, кадровые перестановки означают, что Путину удалось укрепить свою власть, продемонстрировать полную подконтрольность политического процесса действующему главе государства. Президент отладил политическую систему так, что без его согласия в ней и мышь не прошмыгнёт. А это значит, что у Путина могут появиться и другие преемники, неизвестные общественному мнению.

Под шумок кадровых перестановок в федеральном правительстве произошла сенсационная отставка Алу Алханова с поста президента Чечни. Его преемником, как и ожидалось, стал реальный хозяин республики Рамзан Кадыров. Для того, чтобы оценить эту рокировочку в полной мере, пришлось бы писать отдельную статью, так как это решение сильно выходит за пределы обычной кадровой перестановки. Похоже, Чечня готовится к независимости по «косовскому» варианту. Иначе говоря, республика получит все атрибуты независимости, не будет произнесено только само это слово.

Вряд ли является случайным то обстоятельство, что решение об отставке Алханова принято сразу же после визита Путина в страны Персидского залива, где находятся влиятельные в исламском мире нефтегазовые монархии. Кадыров получает уникальную возможность быть одновременно главой полунезависимого государства и влиятельным российским политиком. Если всё, что Чечня имеет сейчас де-факто, удастся закрепить де-юре, в договоре между Россией и мятежной республикой, это будет означать, что Ичкерия получила всё, о чём мечтал ещё Дудаев — абсолютную независимость, власть, деньги, и Россию в качестве колонии.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram