Межуев: Буш обратился к людям своего отца

 

АПН: Чем, по вашему мнению, вызвана отставка министра обороны США? К каким изменениям в политике администрации Буша это приведет?

Борис Межуев, главный редактор АПН:

Отставка Рамсфелда безусловно связана с поражением республиканцев на промежуточных выборах в Конгресс и является несомненной уступкой общественному мнению, недовольному ходом войны в Ираке. Между тем Буш ясно дал понять, что не испытывает личной обиды на своего министра обороны, которого он обещал сохранить на своём посту до 2008 года.

 Справедливости ради надо сказать, что несмотря на все свои огрехи, на хамский тон с подчиненными, на презрительное отношение к прессе и на игнорирование мнения военных в ходе подготовки военной операции 2003 года в Ираке, Рамсфелд в определенной степени пал жертвой чрезмерной лояльности своему бывшему протеже и ближайшему союзнику, вице-президенту Дику Чейни, поскольку именно Чейни привел и в Белый дом и в Пентагон политических деятелей из крыла так называемых неоконсерваторов. В частности, именно неоконсерваторы, занявшие важные места в Министерстве обороны, отвечали за политическое урегулирование ситуации в Ираке после окончания военной компании. Результаты их феерической деятельности были налицо, однако отвечать за хаос в Ираке пришлось шефу Пентагона, упорно сопротивлявшемуся увеличению численного контингента американских войск в Персидском заливе.

Интересен другой вопрос. Чем была вызвана столь молниеносная отставка важного государственного чиновника и столь же быстрое назначение на его место Роберта Гейтса. Дело в том, что Роберт Гейтс — один из преданных сторонников так называемого клана Буша-старшего. Он является членом двухпартийной комиссии по урегулированию ситуации в Ираке, которую возглавляет бывший госсекретарь Джеймс Бейкер. Ожидается, что именно Бейкер, а теперь и Гейтс, будет руководить впредь политикой США на Ближнем Востоке. Это означает резкое падение влияния вице-президента Чейни и неоконсерваторов. Думаю, отставка крайне раздражавшего и республиканцев-«реалистов» и демократов посла США в ООН Джона Болтона уже предрешена.

Для Буша этот шаг, а именно обращение за помощью в решении неразрешимого иракского вопроса к людям своего отца является особенно болезненным. Буш-младший постоянно стремился показать, что как политик он превзошел своего отца – героя-летчика времен Второй мировой войны и давнего члена американской элиты. Именно этим можно объяснить симпатии Буша к неоконсерваторам, постоянно подчеркивавшим превосходство сына над отцом. Иначе трудно было бы понять рекламу, сделанную Бушем в начале своего второго срока книге бывшего советского диссидента Натана Щаранского «Дело демократии», пронизанную симпатией к "идеализму" младшего Буша и неприязнью к "реализму" Буша старшего.

Как раз перед нынешними выборами в журнале «Vanity Fair» были опубликованы выдержки из интервью известных неоконсерваторов, содержащие крайне неприязненные оценки всего курса нынешней администрации и лично её главы. Критика президента такими видными бывшими соратниками Буша и Рамсфелда, как Ричард Перл и Кеннет Эйделман, была настолько откровенной, наглой и неприличной, что Буш понял, что в критический момент неоконсерваторы легко сдадут его и выберут для себя нового политического покровителя.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram