Русский реванш?

На самом финише антигрузинской кампании Кремль сделал внезапный и очевидный реверанс в адрес националистов, тех из них, кто группируется возле ДПНИ и антимиграционных лозунгов.

Мессидж был подан с самого верха, Владимир Владимирович заявил "дарагим рассиянам": "Мы не можем пройти мимо трагических событий последнего времени. И дело не только в Кондопоге, а что в Москве было? А что было в других регионах? То нападения на иностранцев, то погибают наши граждане.. Это не в последнюю очередь — результат того, что государство, региональные и муниципальные власти не могут до сих пор отрегулировать эту сферу деятельности (это он про рынки — прим. автора). Сплошная коррупция в административном аппарате и правоохранительных органах.. Но уверяю, что и в рамках действующего законодательства правительство России и руководство субъектов Федерации и органы местного самоуправления, а также многочисленные инспектирующие органы — все вместе могут и обязаны навести надлежащий порядок.. принять дополнительные меры по совершенствованию торговли на оптовых и розничных рынках в целях защиты интересов российских товаропроизводителей и коренного населения России". И в подтверждение своих добрых намерений Путин в тот же день провел "зачистку" карельских правоохранителей: уволены глава УФСБ, МВД и прокурор. Показательная порка.

Само собой, уловив новые тенденции в кремлевской политике, вся "вертикаль власти" тут же взяла "под козырек" и приняла эстафету дальнейшей трансляции государевой воли. Вот один из лидеров "Единой России" Вячеслав Володин заявил, что "на торговых рынках должен быть срочно наведен порядок, их нужно избавить от «полукриминальных элементов», бесконечных посредников и нелегальных мигрантов… многие рынки не только в Москве, но и в других городах России контролируют перекупщики, являющиеся гражданами некоторых сопредельных стран.. . Такое положение дел необходимо срочно менять. «Единая Россия» берет под свой контроль наведение порядка на рынках городов страны". Не мешкая, озабоченность проблемами нелегальной иммиграции и необходимости борьбы с ней высказали и Николай Патрушев, и Сергей Иванов. Процесс, как говорится, пошел.

В экспертном сообществе уже прочно укоренилось мнение, что у бьющихся "под ковром" кремлевских группировок есть только два варианта решения "Проблемы-2008": либо возвести на царствование первого вице-премьера Дмитрия Медведева, либо добиться избрания Путина на третий (пожизненный?) срок. Первый вариант связывают с "либеральным" лагерем, тогда как второй — с "силовиками".

Симптоматично, что именно представители "силового блока" активно поддержали и начинают развивать кампанию "по защите коренного населения", да и слухи о том, что в прикрытие ДПНИ (возможно и других националистических структур) в определенной степени осуществлялось "серым кардиналом" Кремля Игорем Сечиным вполне могут иметь под собой реальную почву. Вывод тут напрашивается сам собой: "силовики" для того, чтобы сохранить свой нынешний статус (а это власть и бизнес) — а для этого разыграть "Проблему-2008" в свою пользу — намерены использовать националистические настроения, Оно и понятно, для того, чтобы удержаться на плаву, "силовикам" необходима мощная мобилизационная идея. Власть борется не за идею, а за себя. Поэтому вполне естественно, что выбор "силовиков" пал на национал-патриотов.

Ведь кремлевским "либералам" националисты, по сути, ни к чему. По мнению политолога Владимира Филина: "«Оранжевая» революция в России — это передача Путиным в 2008 году власти тандему Медведев-Волошин с последующей зачисткой силовиков", которых может ожидать незавидная судьба "козлов отпущения" (тут им припомнят и Ходорковского, и Беслан, и политические репрессии против оппозиции, и многое другое). Медведев же устраивает и Запад, и ельцинскую "семью" и… И все же Путин, судя по всему, пока еще окончательно не сделал на Медведева ставку как на преемника. Оно и понятно, выбрав устраивающего Запад преемника, можно благополучно на тот самый Запад эвакуироваться вместе со всеми капиталами (часть из которых уже и так хранится на счетах западных банков). Но вот гарантию спокойной старости, увы, никто не даст. Изменится конъюнктура и прощай бизнес, а вместе с ним того гляди и свобода. И, кроме того, "власть — это такой стол, из-за которого добровольно никто не встанет". Это старый и немощный Ельцин готов был отказаться от власти в пользу преемника. Путин же совсем другое дело. Можно даже выдвинуть версию (хоть и фантастическую, но в России реальность иной раз бывает похлеще иной фантастики), что вся эта шумиха вокруг "Преемника-2008" не более чем камуфляж и в самый последний момент Путин выкинет козырь из рукава и разыграет какую-нибудь комбинацию с целью остаться у власти еще.

А раз так, то почему бы в плане общенародной поддержки своих инициатив Путину в качестве своей опоры, пусть и опосредованно, не избрать русских националистов и те слои общества, настроения которых они выражают? Ведь сейчас в России по настоящему массовый общественный протест может пройти лишь под лозунгами типа "Россия для русских" и "Иммигрантов — вон!" и тот, кто сможет его оседлать и будет на коне.

Другой момент заключается в том, что националисты сами по себе не способны сформировать единую националистическую политическую структуру, которая бы смогла стать не объектом, но субъектом в играх с Кремлем. На протяжении всей постсоветской истории националистами не раз предпринимались попытки даже не объединиться, но хоть как-то скоординировать свою деятельность (многочисленные соборы, съезды националистов и пр.), но все эти попытки оканчивались одинаково безрезультатно. Слишком разные у нас националисты: атеисты, христиане и язычники, национал-капиталисты и сторонники социализма, национал-либералы и национал-большевики, национал-демократы и державники...

Последняя по времени попытка собрать всех националистов в единую партию была предпринята триумвиратом Терехов-Севастьянов-Миронов (Национал-державная партия России), но и она оказалась неудачной. Весь многочисленный контингент русских националистов, как оказалось, способен сплотиться только возле одного — вокруг необходимости защиты национальных интересов коренного населения. Именно поэтому националистический проект ДПНИ, запущенный несколько лет назад, и оказался самым удачным — не имея четкой идеологической конструкции, ДПНИ ставит во главу угла самые актуальные и волнующие русских вопросы: борьбу с иммиграцией (факт ее легальности или нелегальности адептов ДПНИ волнует мало) и защиту интересов русских людей от этих самых мигрантов и этнических ОПГ. Благодаря конкретной нацеленности своей работы и идейной аморфности (при сохранении, разумеется, националистического стержня) ДПНИ удается собирать в свои ряды совершенно разный народ: от вчерашних нацболов и скинхедов до менеджеров солидных фирм.

Национализм, подобно вышедшей из берегов реке, разлит сейчас по всему политическому ландшафту России. Националисты есть везде: в "Единой России" и "Партии Жизни", в ЛДПР и "Яблоке", "Родине" и КПРФ, в ФСБ и милиции, в Госдуме и, возможно даже, в правительстве, в редакциях популярных изданий и аналитических центрах, словом, практически везде. Заигрывание Кремля с русским национализмом способно принести ему симпатии большей части этих людей. И вот вам готовый, мобильный, полный сил, построенный на сетевых принципах "политический класс", с надеждой вслушивающийся в ретрансляционные сигналы из "координационного центра" — Кремля. И даже диктатура не нужна — кто ж рискнет оказывать сопротивление власти, побратавшейся с народом? Ну разве что внешние враги, для противодействия которым, как известно, существуют соответствующие службы.

Но пока я лично не слишком верю в то, что, начав разыгрывать в собственных конъюнктурных интересах "русскую национальную карту", Кремль с распростертыми объятьями примет к себе массы русских националистов. Не похоже это на него. Но и ожидать "ковровых" или "точечных" репрессий против националистов я бы тоже не стал. По одной простой причине — русские националисты не готовы взять власть. Технологически не готовы, и организационно. Выше я уже упоминал о невозможности националистов консолидироваться в масштабное устойчивое сообщество. Нет от них для Кремля сейчас серьезной опасности, а раз нет опасности, то и проводить репрессии, рискуя потерять только обозначившееся хрупкое доверие националистических масс, смысла нет. Хотя в условиях полной разболтанности "вертикали власти" единичные случаи преследования по русофобским ст.280, 282 УК еще могут иметь место.

Наиболее адекватной политикой для Кремля в плане взаимодействия с националистами было бы инкорпорирование в действующую политическую систему наиболее авторитетных структур и персон в среде русских националистов. Разумеется, речь тут идет в первую очередь о ДПНИ, как цивилизованной и законопослушной структуре, лишенной политических амбиций (есть же у европейцев аналогичные структуры, тот же французский Национальный фронт — чем же мы хуже?). Лозунг у ДПНИ: "За закон и порядок"? Ну, так пусть и помогают защищать закон и порядок. Путинский. Впрочем, это уже частности. А в будущую Думу можно будет провести по спискам КПРФ, ЛДПР, Партии Жизни и даже "Единой России" человек 15–20 уважаемых и авторитетных русских националистов и позволить им образовать депутатскую группу. Погоды она, конечно, не сделает, но зато послужит для широких масс русских националистов отличной прививкой против склонности ко всякого рода "оранжевым" экспериментам, а заодно и выступит столпом "суверенной демократии", даже, можно сказать, "суверенной национал-демократии". А немногочисленные несогласные (как идейные, так и те, кому не досталось кусочка от "пирога") будут выдавлены в полностью люмпенизированную нишу и несколько придушены, чтоб не выступали. Все красиво, почти по-европейски. И разыграть такой сценарий развития событий для кремлевских "силовиков" большого труда не составит. При путинской поддержке, разумеется.

Со стороны же, для массы населения все эти действия режима в новом ключе (политика "нового курса") будут смотреться как эдакий "Русский реванш". Но являются ли они действительно таковыми? Ответ лежит на поверхности: никакого "реванша" на самом деле нет, есть только комплекс внешних действий власти, отвечающих сейчас глубинным потребностям и чаяниям ущемляемых на протяжении десятилетий русских масс. То, что для националистов выглядит как "защита коренного населения" — для самого режима всего лишь политтехнология, банальная "разводка", необходимая режиму для обретения политической стабильности в преддверии разрешения судьбоносных проблем 2007–2008 годов. Кремль вовсе не собирается ликвидировать разрыв между собой и русским народом, он просто хочет подольше править нашей страной.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram