Государственная политика РФ в отношении российского казачества в течение 20-ти лет: итоги

Введение

Казачество несколько веков служило России. Присоединяло и осваивало новые территории. Охраняло границы. Участвовало в больших и малых войнах. Захватившие в 1917 г. власть большевики подвергли казачество жестоким репрессиям. Главной целью репрессий было уничтожение казачества как народа способного к самоорганизации. Казачьи войска и территории казачьих войск были упразднены. Казачьи земли, отличающиеся высокой культурой обработки, были конфискованы и распределены между республиками и областями СССР. Казаков – мужчин и женщин, не щадя ни малого, ни старого выселяли в отдалённые районы Сибири, Севера и Казахстана. Здоровых мужчин без суда расстреливали или отправляли в лагеря, где они погибали. Опустевшие казачьи дома станиц и хуторов заселяли инонациональными людьми из других регионов.

Таким образом, значительная часть казаков была физически уничтожена. Оставшиеся в живых были лишены своей национальной среды обитания, компактного проживания и социально-экономической базы. В казачьих станицах и хуторах этнических (родовых) казаков осталось меньше, чем пришлого населения.

Возникновение Всероссийского движения

за возрождение казачества

Вместе с тем, жестокие репрессии не уничтожили казачество. Оставшиеся в живых казаки сохранили и передали своим потомкам казачий дух, традиции, культуру, преданность Отечеству и православной вере, любовь к военной службе, а также стремление к демократической организации казачьего уклада жизни.

В середине 80-х годов в результате политических перемен рухнуло Советское государство. Государственная собственность и граждане страны оказались без защиты. Страна и народ подверглись грабежу со стороны различного рода отечественных и зарубежных проходимцев. Над Россией нависла угроза государственного развала.

Захватившие в стране власть лидеры не способны были организовать защиту ни страны, ни её граждан. В это время на улицах и площадях появились колонны казаков в форме, с казачьими знамёнами. Вобщественно-политическую жизнь России неожиданно ворвалось массовое Всероссийское движение за возрождение казачества.

Казачье движение охватило не только места традиционного проживания, но и регионы, в которых оказались казаки в годы репрессий. В июне 1990 г. сформировалось самое крупное объединение казачества «Союз казаков». В декабре на Большом круге «Союза казаков» была принята Декларация казачества России.

Основной целью деятельности казачества в это время являлось историческое и духовное возрождение казачества как самобытного народа, а также социальная защита казаков.

Появление в России мощного казачьего движения было воспринято неоднозначно. Народ, потерявший защиту в лице рухнувшего государства, увидел её в лице казачества. Люди массово вступали в казачьи организации.

В то же время казачье движение, поддерживаемое народом, наводило страх на представителей новых властей, лидеров компрадорских политических партий и некоторых национальных движений. Сработал ярлык о казаках как о «нагаечниках и душителях народов России», изобретённый во времена Гражданской войны свердловыми и троцкими.

Казачье движение по своему составу было неоднородно. Однако любая его часть двигалась в патриотическом векторе. Казаки решительно выступали против представителей новой власти и политических партий, чьи действия приносили вред народу. Требовали сохранения единства России. Охраняли оголённую границу с бывшими советскими республиками. Боролись с контрабандой. С первых дней заботились о воспитании молодёжи. Активно участвовали в боевых действиях против терроризма и государственного бандитизма в Приднестровье, Абхазии и Чечне.

Репрессированные народы СССР – чеченцы, калмыки, ингуши и другие давно решили, каждый своими методами, все проблемы, связанные с социально-экономической реабилитацией своих народов.

В отличие от них казаки не требовали от власти немедленного возврата территорий казачьих войск. Они неоправданно терпеливо ждали, когда в органах власти России появятся дееспособные специалисты, способные грамотно решить эту болезненную проблему. Но так и не дождались. А пока ждали и надеялись, их земли снова поделили и выкупили другие силы, предоставив казакам «право» работать на этих землях в качестве батраков.

Признание за казачеством права на реабилитацию

Массовость и активность казачьего движения, его поддержка народом заставили новую власть считаться с казачьим фактором.Казачье движение завоевало право стать предметом государственной политики.Казачество было включено в список репрессированных народов как исторически сложившаяся культурно-этническая общность людей.

В Законе РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» (26 апреля 1991 года) казачествополучило право на территориальную и политическую реабилитацию, а также на возмещение ущерба причинённого репрессиями.

Для казачества принятый Закон считается основополагающим для формирования и реализации государственной политики, определяющей реабилитацию казачества и его возвращение к былому демократическому укладу жизни.

Что значит возрождение казачества? На этот вопрос большинство казаков вам ответят так:«Определите нам территории для компактного проживания. Верните нам нашу среду обитания – наши земли. Дайте право пользоваться недрами на этих землях. Отдайте финансовый эквивалент за отобранное и разграбленное имущество наших дедов и прадедов. Окажите помощь в восстановлении социально-экономической базы казачества. Не мешайте нам организовать нашу жизнь на принципах казачьей демократии и казачьих традиций.

Мы быстро возродимся. Выстроим казачьи станицы и хутора. Превратим казачью территорию в образец достойной жизни и созидательной деятельности простого народа в нашей стране.

В интересах всей России поднимем сельское хозяйство, очистим и зарыбим реки и водоёмы. Оздоровим леса. Возродим коневодство и животноводство. Восстановим былую рождаемость казачьего населения. Станем, как наши предки, с честью и достоинством нести военную и иную службу России и российскому государству».

В Российской Федерации, к сожалению, все сложилось не так, как представляли себе казаки. Закон «О реабилитации репрессированных народов» не был до конца проработан. Закон приняли в спешке, без разъяснений механизма реализации и со статусом закона не прямого действия. Егоприменение возможно только после дополнительного принятия отдельных, дополнительных подзаконных актов. Включение в этот закон казачества диктовалось в основном политической конъюнктурой. Российское государство не собиралось и не собирается выполнять в отношении казачества этот Закон.

Формирование государственной политики

Формирование и реализация государственной политики в отношении казачества сопровождается острой политической борьбой. У казачества много противников в рядах некоторых политических движений и особенно среди представителей национальных республик во всех органах государственной власти России.

На основании ярлыка, изобретенного Троцким и Свердловым, – о казачестве как о народе-нагаечнике, противники казачества, объявили его реакционным сословием, планомерно выступают против включения казаков в список репрессированных народов и выводе казаков из поля действия Закона «О реабилитации репрессированных народов».

Основной причиной и поводом для противодействия казачеству стал непоследовательный подход Президентской власти к реабилитации казачьего народа. Он отличается от подхода принятого Законом по отношению ко всем остальным репрессированным народам, что стало причиной не только противодействия, но и разногласий между Президентской и Законодательной властью по формированию и реализации государственной политики в отношении казачества. Эти разногласия разделили в свое время казачье движение на «президентских» и «парламентских» казаков.

Процедура формирования и реализации государственной политики по решению любой проблемы включает несколько направлений деятельности государственных органов власти. К основным из них относятся:

- разработка нормативно-законодательной базы;

- осуществление организационно-управленческих мероприятий;

- осуществление финансово-экономических мероприятий.

Необходимо подчеркнуть красной чертой, что в отношении казачества деятельность власти осуществлялась преимущественно в области создания нормативно-законодательной базы.

Деятельность органов власти по осуществлению финансово-экономических мероприятий по возрождению казачества носила случайный, ситуационный характер.

Казачество – это единственный репрессированный народ России, в отношении которого разработан целый сборник документов. За 20 лет только на федеральном уровне принято два Закона, две Концепции государственной политики в отношении казачества, одна Федеральная целевая программа, одна региональная программа и около двух сотен указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Общее свойство всех этих документов заключается в том, что ни один из них реально не работает.

Несмотря на явную переизбыточность законодательной базы, государство уже более 20 лет не может обеспечить даже малейшей реализации прав казачества на реабилитацию.

Законодательная база по казачеству формировалась и формируется главным образом путём принятия указов Президента России и постановлений Правительства России. По своему содержанию это многообещающие документы. Однако главное их свойство, как уже указывалось, в том, что они не работают.

Не работающие, или как их называют казаки – «мёртвые » – законы, указы и постановления в отношении казачества на сегодня являются основным достижением государственной политики РФ в отношении российского казачества за 20 лет.

Проводить анализ всех этих «мёртвых» указов нет времени. Остановлюсь на основных, благодаря которым казачье движение было расколото, дезорганизовано, а сегодня целенаправленно заведено в тупик.

Первыми документами, принятыми в интересах реализации Закона «О реабилитации репрессированных народов» были Указ Президента РФ от 15 июня 1992 г. № 632 «О мерах по реализации Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества» и Постановление Верховного Совета РФ «О реабилитации казачества» от 16 июля 1992 г. № 3321-1.

Методология разработки и принятия этих документов была предложена Верховным Советом РФ. Президентская сторона согласилась. Верховный Совет РФ принимает постановление «О реабилитации казачества» и на его основе издаётся Указ Президента РФ «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества».

Указ должен был дать механизм реализации прав и обязанностей казаков в области трёх основных проблем: местного самоуправления, земельного вопроса и государственной военной службы казачества.

Верховный Совет РФ проект постановления согласовал с министерствами, и 25 мая 1992 года представил на заключение Президенту РФ. В ответ Президентский аппарат начал затягивать рассмотрение документа, мотивируя свою мешкотность, якобы полученными указаниями сверху, что Президент РФ сможет рассмотреть проект только в сентябре 1992 года.

Однако в итоге, в соответствии с волюнтаристским стилем Б. Ельцина, Президентская сторона сентября ждать не стала. Неожиданно, в нарушение договорённости, без соблюдения установленного порядка согласования 15 июня 1992 года вышел Указ Президента РФ «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества» за № 632.

Судя по его содержанию, причиной таких действий стало изменения Президентской стороной подхода к возрождению казачества.

В Указе обозначился отход от линии реабилитации. Реабилитацию казачества как исторически сложившейся культурно-этнической общности людей, имеющих собственные этнополитические идеалы и цели, подменили невнятным термином «возрождение казачества».

Отменувсех актов, принятых по поводу репрессий казачества и признание их незаконными и преступными, Указ подменил осуждением проводившейся партийно-государственной политики репрессий, произвола и беззакония в отношении казачества и его отдельных представителей.

Вместо существующих общественных объединений казачества, уже действующих на основе самоорганизации, Указ узаконил право казаков объединяться в казачьи общества, которые попадали под управление Президентской власти и осуществляли свою деятельность на основе Устава, утверждённого Президентом РФ или главами исполнительной власти субъектов РФ.

Основное внимание в Указе обращается на взятие казаками обязательств по несению государственной службы в обмен на льготу в виде земельного надела. Ранее её получали казаки, относящиеся к служилому сословию.

Спустя месяц Верховный Совет РФ принял Постановление «О реабилитации казачества» от 16 июля 1992 г № 3221-1. Верховный Совет РФ признал за казачеством право создавать общественные казачьи объединения с исторически сложившимися названиями, в том числе землячеств, союзов и других объединений, разрешил их регистрацию и деятельность в общем порядке, установленном для общественных объединений граждан.

Принятие этих двух документов продемонстрировало, что у Президентской власти и у Верховного Совета Российской Федерации разные взгляды на реабилитацию казачества.

Верховный Совет, проявляя последовательность, рассматривал реабилитацию казачества как любого народа из числа репрессированных. Как исторически сложившуюся культурно-этническую общность людей.

Что касается Президентской стороны, то Указом Президента РФ предлагалось потомкам казаков и гражданам, вступившим в казачество, объединяться в казачьи общества с фиксированным персональным составом. Брать на себя обязательства по несению государственной службы. И действовать по уставам, утверждённым главами субъектов РФ или Президентом РФ и согласованным с заинтересованными министерствами РФ.

Тем самым казачье движение было разделено на две формы объединения казачества: общественные и реестровые. Власти случайно или сознательно внедрили в казачье движение выгодный для себя и губительный для казачества древний принцип феодального управления – «разделяй и властвуй».

Направление по привлечению казачества к государственной службе стало основным направлением, олицетворяющим всю государственную политику в отношении к российскому казачеству. Государственная служба рассматривалась как основание для различных форм государственной поддержки казачества, предоставления гарантий, финансовых, материальных и иных льгот, развития казачьего самоуправления и использования элементов государственного управления в отношении казачьих территориальных объединений.

Это нашло отражение в последующих указах Президента РФ. В «Основных положениях концепции государственной политики по отношению к казачеству», одобренных Правительством РФ в 1994 году. В Законе «О государственной службе российского казачества» в 2005 году и новой Концепции государственной политики РФ в отношении российского казачества, утверждённой Президентом Д.А. Медведевым в 2008 году.

Попытка Верховного Совета РФ приостановить это направление законотворческой деятельности Президентской администрации через Конституционный Суд, как угрожающее российской государственности, поддержки не получила.

Понятно, что подобная деятельность государственной власти пользы казачеству не принесла. Существующее среди кавказских народов мнение о том, что в лице казачества возрождают нагаечников и душителей свободолюбивых народов, – овладело ещё большим числом политиков, общественных деятелей и чиновников в органах различных уровней власти. Противостояние реабилитации казачеству приобрело как открытый, так и скрытый характер.

В июне 1996 г. законодательной властью уже в лице Государственной Думы 2-го созыва была предпринята последняя на данном этапе попытка перевести деятельность государства по реабилитации казачества в русло Закона «О реабилитации репрессированных народов». Государственная Дума приняла законопроект «О казачестве».

Однако Совет Федерации и Президент РФ этот закон не поддержали. Закон посчитали неконституционным и ликвидирующем развитие государственной казачьей службы.

В августе 1995 г за № 835 был издан Указ Президента РФ «О государственном реестре казачьих обществ в РФ», который утвердил «Временное положение о государственном реестре казачьих обществ в РФ».

Тремя Указами Президента РФ от 16 апреля 1996 г. :

за № 562 было утверждено Положение о Главном управлении казачьих войск при Президенте РФ;

за № 563 было утверждено Положение о привлечении членов казачьих обществ к государственной и иной службе;

за № 564 были установлены экономические и иные льготы, предоставляемые казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы.

Таким образом, за четыре года 1992 – 1996 г.г. указами Президента РФ была создана нормативная база и организационно-управленческая система по развитию государственной структуры только реестрового казачества России, т.е. фактически был реализован план по созданию суррогатного «казачества» – своего рода аналога общероссийского ЧОПа, имеющего весьма мало общего с подлинным казачьим народом.

Генезис организационно-управленческих структур по формированию и реализации государственной политики

в отношении казачества

Организационно-управленческая структура по реализации государственной политики навязывания казакам так называемого Реестра включала в себя:

– Главное управление казачьих войск при Президенте РФ;

– подразделения по работе с казачеством в Государственной Думе, в федеральных министерствах , в том числе силовых, в административных органах субъектов РФ и органах местного самоуправления;

– Совет по делам казачества при Президенте РФ.

Ведущую роль в свое время играло Главное управление казачьих войск при Президенте РФ по делам казачества (далее ГУКВ). На него возлагались вопросы осуществления взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и казачьих обществ по выполнению нормативно-правовых актов о российском казачестве.

Необходимо отметить, что наиболее активную деятельность по так называемому решению проблем возрождения казачества органы государственной власти проявляли в основном в предвыборные периоды.

1996 г. был годом президентских выборов. Президент Б.Н. Ельцин в то время не имел сколько-нибудь осязаемого авторитета среди казачества. Принятием декларативных указов и организационной суетой, осуществляемой якобы в интересах казачества, удалось привлечь на сторону Президентской власти атаманов и казаков большинства «парламентских» общественных казачьих организаций, состоящих в общероссийском объединении «Союз казаков». Этой организации было уделено повышенное внимание. Атаманы «Союза казаков» присутствовали при отработке проектов государственных актов, связанных с казачеством. С ними встречалось руководство Президентской администрации.

Большинство казачьих организаций «Союза казаков» вошли в состав реестровых казачьих обществ. В результате «Союз казаков», составляющий самую многочисленную независимую часть казачьего движения, был расколот.

Справедливости ради отмечу, что создание ГУКВ, а также подразделений по работе с казачеством в министерствах, органах исполнительной власти субъектов РФ, а также в органах местного самоуправления было одной из наиболее удачных мер администрации Бориса Ельцина по отношению к казачеству.

Усилиями ГУКВ в короткий срок было создано 11 войсковых казачьих обществ, которые были объявлены внесёнными в Государственный Реестр казачьих обществ в РФ. Формально деятельность органов государственной власти в то время пыталась обеспечить условия как для создания казачьих обществ, так и для организации государственной службы казачества.

Однако отсутствие дисциплины в центральных и региональных органах государственной власти по исполнению указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и соответствующих Законов не позволило это реализовать. Заявление о внесении войсковых казачьих обществ в Государственный Реестр казачьих обществ в РФ не соответствовало действительности. Государственного Реестра казачьих обществ в РФ не существует. Поручение Президента РФ относительно ведения Реестра до сих пор не выполнено.

С точки зрения законодательства деятельность казачьих обществ все эти годы являлась нелегитимной. Казачество по вине министерств с 1995г. до настоящего времени не имело возможности на законных основаниях эффективно участвовать в реализации государственной политики в отношении казачества в роли казачьих обществ, внесённых в Государственный Реестр казачьих обществ в РФ.

Только 13 октября 2011 года, т.е. спустя 17 лет, Министерство Юстиции приступило к исполнению Указа Президента «О государственном реестре казачьих обществ в РФ» и издало приказ «О порядке ведения государственного реестра казачьих обществ в РФ».

Не было также ясности и стабильности в реализации политики относительно казачества. Спустя два года после создания ГУКВ активность Президентской власти в отношении казачества начала снижаться. ГУКВ было упразднено. А следом за ГУКВ самоупразднились подразделения по работе с казачеством в большинстве министерств и субъектов РФ. Вертикаль управления реализацией государственной политики в отношении казачества развалилась.

Вместо ГУКВ Указом Президента РФ от 7 августа 1998 г. № 920 было образовано и просуществовало пять лет Управление Президента РФ по вопросам казачества ( далее УПВК). Это был очевидный период застоя в казачестве. Войсковые атаманы ежеквартально собирались на Советы атаманов, принимали решения, которые, также как и указы Президента, систематически не исполнялись.

В феврале 2003 г. УПВК также было упразднено. Функции и штатная численность упраздняемого УПВК была передана аппаратам полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и другим подразделениям Администрации Президента Российской Федерации.

Вскоре была введена должность Советника Президента РФ по делам казачества. На эту должность был назначен Г.Н. Трошев. Однако, эти меры положительных результатов также не дали.

Усилиями генерала Г.Н. Трошева была организована встреча войсковых атаманов с Президентом РФ В.В. Путиным. По результатам встречи Президент выступил с законодательной инициативой по принятию Закона «О государственной службе казачества». Закон был принят 5 декабря 2005г. Однако радости это не принесло. Закон оказался, как и другие нормативные документы Российской Федерации, мертворожденным. Период государственной политики РФ в отношении российского казачества с 1998 по 2008 гг. справедливо считать периодом застоя и кризиса.

Новая Концепция государственной политики в отношении российского казачества и результаты ее реализации

Очередная вспышка надежд появилась с принятием Президентом РФ Д. Медведевым 3 июля 2008 г. новой «Концепции государственной политики в отношении российского казачества» и создания в январе 2009г. Совета при Президенте РФ по делам казачества.

Казачество в этот период эмоционально воспаряло. Посыпались поздравительные телеграммы в адрес Председателя Совета А.Д. Беглова. Казаки ликовали и кричали «Любо». Неискушенному наблюдателю казалось, что кричать «Любо» государственной власти в этот период было за что.

Председатель Совета в короткий срок сформировал состав Совета. К работе были привлечены представители всех органов государственной власти и местного самоуправления. Созданы комиссии при министерствах, в федеральных округах и субъектах РФ. Привлечена РПЦ. Патриарх Русской Православной Церкви Кирилл принял участие в работе Совета. Количественный состав Совета и задействованных в его работе переваливает за две сотни. Ранее подобной организационной работы со стороны органов власти казаки не наблюдали.

Однако, за четыре года бумажных отписок и ведомственной толкотни весомых результатов от работы Совета казаки так и не дождались.

Принятые по рекомендации Совета по делам казачества Указы Президента РФ лишь дублируют и дополняют ранее существующие. Не оправдали надежд так же многочисленные комиссии при министерствах и рабочие группы в субъектах и федеральных округах. Они оказались малоэффективными, а точнее – откровенно профанирующими.

«Наведение порядка в казачестве» – под таким лозунгом осуществлялась работа нового Совета. Для казаков это означало со слов А.Д. Беглова: «Вы будете такими, какими мы скажем вам быть».

В качестве механизма реализации задачи по так называемому «наведению порядка» применялся не имеющий тормозов административный ресурс.

Начались акции устрашения. Заменили некоторых войсковых атаманов – членов Совета. Прежде всего тех, кто имел своё мнение. Кто требовал от чиновников выполнения указов Президента РФ в отношении казачества и был независим от них. Остальные войсковые атаманы – члены партии «Единой России», депутаты Государственной Думы и по совместительству работники административных органов субъектов федерации под таким «идейным» влиянием утратили дар речи и способность отстаивать интересы казачества.

Вместо вытесненных независимых казаков в «войсковые атаманы» насадили чиновников – представителей органов государственной власти субъектов Федерации, в том числе не имеющих по своему происхождению никакого отношения к казакам. Для их избрания широко использовали административный ресурс. Организовывали и проводили в казачьих войсках «закрытые» перевыборные казачьи круги, не считаясь при этом ни с уставами казачьих обществ, ни с вековыми казачьими традициями.

На «закрытый» круг с правом решающего голоса допускали только проверенных, обработанных, слабовольных и лояльных к чиновникам казаков. Для поддержки своего произвола и вмешательства во внутренние дела казачества активно использовали служителей РПЦ, в том числе Синодальный комитет РПЦ по взаимодействию с казачеством.

Большое непонимание в среде казачества вызвал случай наложения Председателем Синодального комитета по взаимодействию с казачеством епитимии на атамана Уссурийского войскового казачьего общества казачьего генерала В.А. Полуянова, который выступил против административного произвола.

Кому и с какой целью потребовалось представителя РПЦ направлять на вмешательство во внутренние дела казачества? Создавать пагубный прецедент «церковной жандармерии» – в нарушение вековых традиций взаимоотношения казачества и Церкви?

Казачество ждет от Русской Церкви не наказаний и осуждений. Ему достаточно страданий, которые ему приносят российские чиновники, игнорирующие выполнение законов, касающихся законодательно подтвержденных прав казачества.

Сегодня казачество и достойные войсковые атаманы в подавляющем большинстве не удовлетворены результатами работы Совета при Президенте РФ по делам казачества. Их не радует ни новая форма, не имеющая ничего общего с традиционной, ни новые знамёна, ни новые уставы, ни все новые, уже бесконечные обещания властей. Принятую Советом «Стратегию развития российского казачества до 2020 года» они воспринимают как очередной политический пиар. Им надоело, что государственная власть уже более двадцати лет водит их «как дураков за салом».

Политически грамотно сформулированные претензии к власти – впервые за 20 лет – открыто заявили оренбургские казаки Верхнеуральского отдела в своём письме в адрес Президента РФ и Председателя Правительства России. Административный ресурс оказался бессильным в попытке принудить оренбургских казаков отозвать письмо.

Сегодня в казачестве вновь появились ростки былой казачьей самоорганизации и способности коллективно бороться за свои законные права.

Письмо оренбуржцев получило широкое одобрение казаков в интернете. С ним согласны и некоторые войсковые атаманы.

А вот сотрудникам Администрации Президента РФ, курирующим казачество, оно, разумеется, не понравилось. Они письмо опротестовали. Только странным образом. Текст своего протеста поручили подписать правлению Волжского войскового казачьего общества. И те подписали: то ли побоялись ослушаться, то ли понимали, что ни один здравомыслящий казак не поверит, что такой бред могут придумать родовые казаки.

Обеспокоился по этому поводу и Синодальный комитет РПЦ по взаимодействию с казачеством. Председателя этого комитета, епископа Кирилла, в очередной раз попросили «оказать содействие». Епископ Кирилл не подвел: в своем обращении он осудил казаков за их действия в защиту своих законных прав.

Меня оренбургские казаки попросили передать Председателю Синодального комитета, высокопреосвященнейшему Кириллу, их скромную просьбу. Они покорно принимают его слова в свой адрес. Однако считают, что не заслуживают осуждения за правду. И просят Синодальный комитет организовать в казачьих регионах церковные молитвы, чтобы Господь вразумил российских чиновников должным образом исполнять законы и указы Президента РФ в отношении реабилитации и возрождения российского казачества, а также помог казакам в борьбе за их права.

Таким образом, Российское государство и подлинное казачество вновь постепенно становятся антагонистами.

Ни государство, ни созданный им, в том числе за счёт казачества, богатый господствующий класс олигархов, ни правящая «партия власти» не заботятся о своих гражданах. Олигархи жаждут легких денег и уводят их за рубеж. «Партия власти» принимает волюнтаристские законы, которые работают преимущественно в интересах господствующего класса. В целом Российское государство демонстрирует свою слабость и беспомощность. Оно не хочет или не способно защитить людей и себя от коррупции. Не может наладить работу полиции и судов, гарантировать безопасность страны, обеспечить достойную жизнь своим гражданам, качественное здравоохранение и образование.

Сегодня всем становится ясно, что деньги в России решают всё. Ради них чиновники закрывают глаза на любые нарушения. Законы и все нормативные акты защищают только тех, кто правдами и неправдами обогащается. Простой гражданин страны перед олигархической властью России, как кошелёк, из которого она пытается вытрясти деньги под любым предлогом.

Казачество, поверившее в новое государство 20 лет тому назад, сегодня видит, что жестоко ошиблось. Формирование и реализация государственной политики в отношении казачества показали, что Российское государство либо не желает, либо не способно решать подлинные проблемы казачества, в частности – выполнять свои обязательства в области этнополитической и социально-экономической реабилитации казачества.

Чиновничье сообщество годами вводит в заблуждение общественность России, готовит некомпетентные, а значит неверные рекомендации для Президентской власти. Чиновники безрезультатно пытались организовать государственную службу казаков раньше, чем осуществится реабилитация казачества как культурно-этнической общности людей.

В итоге весь этот «мартышкин труд» зашел в тупик. На данном этапе ни государство, ни казачество не способны организовать эффективную и реалистическую государственную службу казаков, которая бы не имела унизительного для всякого достойного казака привкуса ментовского холуйства.

Выводы

1. Ошибки в формировании и проведении государственной политики по отношению к российскому казачеству в течении двадцати лет привели к дезорганизации и расколу казачьего движения. Казачье движение утратило свою значимость в общественно-политической жизни страны, потеряло доверие к актуальной государственной власти России и частично перешло на сторону оппозиции.

2. Подмена Президентской властью законного права казачества на реабилитацию как исторически сложившейся культурно-этнической общности людей на так называемое «возрождение государственной службы казачества» как объединения любых граждан РФ, произвольно относящих себя к казакам и взявшим на себя обязательства по несению околополицейской государственной службы, скомпрометировала процесс национального возрождения казачества в глазах российской общественности. Особый вред этот курс нанес выстраиванию сбалансированных межэтнических взаимоотношений между казаками и другими коренными народами Кавказа.

3. Главная цель государственной политики России – возрождение государственной службы казачества в качестве околополицейских подмастерий – народами большинства национальных республик Кавказа и их лидерами воспринята, как попытка верховной власти страны возродить казачество в образе нагаечника и душителя свободы народов. Это стало одной из главных труднопреодолимых причин открытого и скрытого противостояния процессу реабилитации казачества на всех уровнях власти, а также непонимание задач этого процесса со стороны значительной части гражданского общества.

4. Узаконенная Президентской властью возможность создания, кроме общественных объединений казачества, так называемых реестровых казачьих обществ породила внутри казачества системные противоречия, которые и впредь будут препятствовать успешному формированию и реализации государственной политики в отношении российского казачества.

5. Политический курс Президентской власти на возрождение государственной службы российского казачества раньше социально-экономической реабилитации и этнического возрождения казачества как самобытного народа в структурном отношении противоестественен, а как последовательный государственный курс нереализуем.

6. Главными недостатками формирования и реализации государственной политики в отношении российского казачества является:

- отсутствие реалистичных программ социально-экономической реабилитации казачества и их полноценного финансирования;

- отсутствие контроля за результатами и последствиями принимаемых указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, всей политики в целом;

- отсутствие объективной и честной оценки хода реализации государственной политики в отношении российского казачества за последние двадцать лет.

7. На сегодняшний день деятельность государственных органов России по формированию и реализации государственной политики в отношении российского казачества очевидно зашла в тупик. В качестве первого необходимого шага по выходу из тупика необходимо провести всестороннюю оценку двадцатилетней деятельности органов власти России по реализации государственной политики в отношении российского казачества и по результатам данной оценки осуществить решительную корректировку правительственного курса.

8. Российскому казачеству необходимо коренным образом изменить форму и содержание своих взаимоотношений с государством

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram