Новая Речь Посполита

Саммит Россия — Евросоюз  в Гааге должен быть посвящен обычным химерам бюрократического ума. Обсуждению таких фантомов, как бесплодные идеи четырех «общих пространств» или бесчисленные «договоренности о создании новых рабочих групп по Калининграду и правам русскоязычных меньшинств». Однако наряду с привычными и ничего не значащими формулировками о том, что вопрос создания четырех «общих пространств» /внутренняя и внешняя безопасность, гуманитарная сфера и экономическое сотрудничество/ «вселяет оптимизм…» на саммите пришлось рассматривать политический кризис на/в Украине. Этот вопрос стал самым болезненным в отношениях Россия — ЕС. Председательствующий на саммите премьер-министр Нидерландов открыто признал, что позиции России и ЕС по Украине не совпадают. Он заявил, что результаты выборов на Украине не отвечают международным стандартам. В ответ Владимир Путин ответил, что украинские выборы не нуждаются в признании из-за рубежа, а являются, прежде всего, делом народа этой страны.

Оказалось, что у России и у Европы есть свои стратегические интересы на Украине, которые сегодня вступают в прямое противоречие. До этого момента цивилизационный конфликт России и ЕС мог восприниматься как «пережиток холодной войны». Но как только речь зашла о проблеме реальной демаркации цивилизационных границ этот латентный конфликт стал содержанием внутрироссийской политики. Напомним лишь один характерный штрих. Комиссары Евросоюза, отказывающиеся включать Россию в в шенгенские соглашение, неустанно твердят о необходимости создания непроницаемого пограничного барьера между Россией и Казахстаном, что сразу ставит крест на всей концепции евразийского пространства. Как услужливо заявил глава МИД РФ Сергей Лавров, «Евросоюз должен быть спокоен за российские рубежи».

Так что дело совсем не в «неоимперской» политике России в отношении своих постсоветских соседей, в частности, Белоруссии, Грузии и Молдавии, призрак которой вызывает на Западе серьезные опасения. Сейчас идет совершенно очевидный геополитический передел европейских границ, для чего используется срвершенно новый «невоенный» механизм, проявляющий сеья в форме «бархатных революций».  Сегодня Европе просто необходимо, чтобы Украина, хотя бы какой-то своей частью «вступила» в ЕС. После этого можно будет смело начинать процесс реституции. Но уже не культурных ценностей, а территорий и земель, чья спорность возникла после разрушения Советского Союзя и краха Хельсинских соглашений.

Напомним, что заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, который был подписан 36 странами в 1975 г. в Хельсинки, был посвящен не только вопросу о «правах человека». Основное содержание акта состояло в том, что государства, подписавшие документ, обязались не посягать на территорию друг друга и признавать границы, которые сложились на тот момент. Для Советского Союза это означало признание в своих границах территории Прибалтийских республик и части земель Румынии и Польши. Подчеркнем, что свою нынешнюю территорию «незалежная» Украина имеет только благодаря России. Эти границы были определены многократно проклинаемым «западниками» пактом Молотова-Рибентроппа, заключенным между СССР и Германией в 1939 г. Сегодня Запад признает существующие границы и территориальную целостность осколков Советского Союза лишь в той мере, в какой они сами способны себя защитить. Недаром наши страны называются на Западе не иначе как «страны бывшего СССР и Балтийские государства».

Вот почему Россия и сама Украина столкнулись с согласованно непримиримой позицией Запада, в первую очередь, стран Евросоюза и США. В своем интервью АПН президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов отметил, что западные эксперты уже несколько месяцев назад заявляли, что «их страны не признают итогов выборов в случае поражения кандидата от оппозиции». Например, американский госсекретарь Колин Пауэлл  сразу заявил, что США «не могут признать легитимными» результаты президентских выборов на Украине. Пауэлл сказал на брифинге, что если Украина никак не отреагирует на выказываемые опасения относительно честности выборов, то это может «иметь последствия для украино-американских отношений». Канада также сходу отвергла результаты выборов на Украине, причем еще до вынесения судебных решений по искам, опротестовывающим результаты голосования. Канадский вице-премьер Анна МакЛеллан  заявила в парламенте: «Правительство Канады не может признать, что объявленные Центральной избирательной комиссией результаты отражают истинную демократическую волю украинского народа. Канада отвергает объявленные окончательные результаты».

А вот хорошо поставленный голос объединенной Европы. По мнению канцлера Германии Герхарда Шредера , итоги второго тура выборов Президента Украины являются сфальсифицированными: «Мне не в чем сомневаться по поводу того, о чем говорят наблюдатели ОБСЕ, т.е. о том, что в Украине имела место массовая фальсификация выборов». Генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер заявил, что результаты выборов должны быть пересмотрены в соответствии с «демократическими стандартами». По его словам, НАТО просит пересмотреть результаты выборов и привести их в соответствие с принципами демократии, что станет «ключом к развитию отношений Украины и альянса». И наконец, за день до начала саммита Россия-Евросоюз новый председатель Еврокомиссии Жозэ Мануэль Дуррао Баррозу заявил, что «наш долг — заявить громко и ясно, что мы не удовлетворены тем, как проходили выборы на Украине».

Совершенно в том же духе высказывались «громко и ясно» и другие представители просвещенных демократий Запада. На самом деле, никого ни в Европе, ни в Америке, ни в НАТО  не интересует выбор украинского народа. Скорее, Запад рассматривает Украину как
российскую провинцию, которую следует от России оторвать и превратить в подмандатную территорию то ли ЕЭС, то ли США. 

Но тут возникает неизбежный вопрос о том, насколько однороден в данном случае сам Запад?! Существуют ли на деле две стратегические линии Европы — евроатлантизм и евроконтинентализм? Украина не просто неразрывно связана с Россией, в том числе и экономически. Через ее территорию в Европу идет основной экспорт российской нефти и газа. Понятно, что в интересах евро-континентальной Европы - существование спокойной Украины, ориентированной на Евросоюз и обеспечивающей совместно с Россией порядок на нефте- и газопроводах.

Решение этого сугубо теоретического вопроса геополитики мы скоро увидим практически. Например, если пламенный призыв Юлии Тимошенко (этой «газовой принцессы Леи») блокировать транспортные артерии перекинется на критически важный для России трубопроводный транспорт. Это самое чуствительное место для атаки на Кремль. Обоснованное опасение по поводу такого негативного сценария развития событий в/на Украине высказал вслух экономист Михаил Делягин: «Мне представляется очень вероятным, что и свое негодование по поводу своего поражения, и свое ликование в случае, не дай бог, победы, западные украинцы будут выражать на российских экспортных трубах».

В этой связи роль соседней Польши в развитии кризисной ситуации вокруг Украины все больше приобретает особое значение. Напомним, президент Польши Квасневский  самым грубым образом вмешался во внутренние дела суверенной Украины. Он фактически заявил, что эта малограмотная соседка не сдала экзамен на демократию, которым были для нее выборы президента: «К сожалению, мы не можем признать результаты этого экзамена положительными». Затем в Киев прибыл  бывший президент Польши Лех Валенса, самоназначенный посредник между конфликтующими сторонами и самозванный представитель ОБСЕ.

Этим навязчивым посредничеством  и чисто польским самозванством не исчерпывается активная роль Польши в украинском конфликте. По словам Сергея Маркова , деструктивный сценарий предвыборной кампании «оранжевых» разрабатывала организация Freedom House, которую возглавляет политтехнолог Адриан Коротницкий. Друг и ученик известного Збигнева Бжезинского - автора доктрины о роли Украины как буфера между Западом и Востоком. Согласно этой концепции, Украина должна быть взята под патронаж Запада, и с 2010 г. должен начаться процесс вовлечения Украины в европейские и евроатлантические структуры. Марков заявил, что «польский сценарий» для Украины предполагает создание зоны управляемого конфликата между Путиным и Бушем и одновременное ослабление России и США в регионе. Воспользовавшись этим обстоятельством, Польша должна будет взять под свой патронаж Литву и Украину. Таким образом она поднимет свой вес в ЕС, выйдя на уровень Франции и Германии и установив стратегический контроль над Центральной и Восточной Европой.

Те, кто помнят историю Польши, знают, что воссоединение Украины и России, которое провозгласил гетман Богдан Хмельницкий на Переяславской раде в 1654 г, было частичным. Именно тогда произошел внутриукраинский раскол, последствия которого ощущаеются до сих пор. К России тогда присоединилась левобережная Украина, в то время как больше половины нынешней территории отошло Речи Посполитой. ( Речь Посполита от польского Rzeczpospolita — республика — официальное название объединённого польско-литовского государства со времени Люблинской унии 1569.) В свое время это была самая большая страна Европы, простиравшаяся от Балтики до устья Днепра. Речь Посполита, просуществовавшая 226 лет (с 1569 по 1795 год), всегда была злейшим врагом России. В 1772-95 в результате разделов большая часть Речи Посполитой вошла в состав Российской империи, т.е. нынешней Польши. Досточно один раз взглянуть на карту Трех разделов Польши, чтобы понять всю обоснованность этого беспокойства экпертов.

Не исключено, что сценарий создания новой Речи Посполитой реализуется прямо сейчас. И Польша, и Литва действуют согласованно не только по вопросу ускоренного вступления  Украины в ЕС. Президент Польши Александр Квасьневский неоднократно заявлял о намерении приехать в Киев в ближайше время для для участия в разрешении политического кризиса, связанного с президентскими выборами. Более того, сам осторжный пан Кучма выбрал в качестве посредников по урегулированию ситуации именно президента Республики Польша Александр Квасневский и президента Литвы Валдаса Адамкуса Несмотря на все поспешные попытки Евросоюза представить кандидатуру испытанного переговорщика в виде верховного представителя ЕС по вопросам общей внешней политики Хавьера Соланы или генсека ОБСЕ.

Сегодня вступившая в Евросоюз Польша оказалась на задворках ЕС. В роли унизительной для ее гонора, но исторически привычной роли «нищенки Европы».Сегодняшнее население Польши не превышает 38,3 млн. человек. С учетом того, что население Литвы составляет около 3,5 миллиона жителей, а население Украины - около 48 миллионов, такой «аншлюс» сразу переводит новообразование в высшую лигу. А если по отработанному сценарий «бархатных революций» в орбиту новой Речи Посполитой будут включены Белоруссия ( около 10 миллионов) и некотрые переферийные части самой России? Такие, как забытая Брянская и уж точно бесхозная Калининградская область (ее население составляет около 947 тыс человек, включая 420 тыс жителей Калининграда). В этом случае на карте Европы да и всего мира пояляется совершенно новый игрок. Страна-гигант, удачно расположенная в самом геополитеческом узле Евросоюза и России, обладающая совокупным населением около 100 миллионов человек. Это значительно больше, чем у локомотивов ЕС Германии ( 82,1 млн. человек) и Франции ( 59,3 млн.).

И как знать, может быть хитроумный пан Кучма рассматривает не только вариант со своим третьим сроком президентства, а метит на большее. Например, стать отцом-основателем новой Речи Посполитой с куда более звучным титутулом, чем бывший президентский или совсем скромный премьерский. Вот послушайте. Леонид Перший, Божией милостью Король Польский, Великий Князь Литовский, Русский, Прусский, Мазовецкий, Жмудский, Киевский, Волынский, Подольский, Инфлянтский, Северский и Черниговский, etc. и Шведский, Готский, Вандальский Наследник. Выборный Великий Царь Московский

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram