«Израиль для израильских», или Палестина для всех

Ливанская война, неизбежно вызывающая в памяти у нескольких экс-советских поколений кадры из давней «Международной панорамы», разбудила в далеком от ближневосточной трагедии русском обществе нешуточные страсти. Так, впрочем, было всегда — былая Россия горячо сочувствовала и вечному балканскому котлу, и Гражданским войнам в США и Испании, и англо-бурскому конфликту, и даже совсем уж чуждым ей латиноамериканским или африканским «национально-освободительным» войнам. Но на сей раз эмоции коноводов «общественного мнения» мало похожи на словесные баталии, кипевшие по схожему поводу столетием раньше. Прежняя Россия (равно и царская, и советская) исконно сострадала «бунтовщикам», «партизанам», «освободителям» — и презирала «жандарма-оккупанта-сильненького». Ныне все наоборот — падающего подтолкни, а сильный всегда прав: симпатии русской публики теперь всецело на стороне бомбардирующего Израиля, а не разбомбленного Ливана.

Забавно видеть, как конфликт этот в кои-то веки сплотил смертельных врагов — либералов и консерваторов, «демократов» и «патриотов», «приличных людей» и противостоящих им «истинно русских националистов». «Приличные люди», много лет обличавшие «зверства федералов в Чечне» и «нарушения прав человека бандой Путина», внезапно радикально сменили тон и стали излагать нечто очень напоминающее газету «Спецназ России» — с поправкой на то, что спецназ предлагается обожать израильский.

«Сплотимся вокруг любимого ЦАХАЛа!», «Наши ребята победят!», — камлают профессиональные правозащитники и гуманисты по случаю войны, ведущейся, по счастью, не проклятой Россией, которой «мы ничего не простим», но той особой, лучшей в мире страной, которой, видать, все позволено. Боюсь, что даже генералу Макашову с полковником Квачковым далеко до того уровня боевого духа и патриотического экстаза, что завладел бывшими заседателями «Комитета-2008» и прочих либ-клубов при виде убитых сионистскими бомбами ливанских детей. Читая бодрые газетные реляции и разъяренные интернет-комментарии, так и представляешь себе идеальный послужной список Господина Изрядного Либерала, и будет он чем-то вроде следующего —

Марк Абрамович Рабинович. Президент фонда «Демократическое будущее правового государства для России». Почетный председатель «Общества Солдатских Матерей России». Ответственный уполномоченный «Комиссии по расследованию преступлений, совершенных в ходе чеченской бойни». Президент «Общества друзей тель-авивского спецназа». Почетный председатель «Патриотического клуба УЗИ» в Хайфе. Ветеран спецопераций, имеет правительственные награды.

Если и есть в этом перечне преувеличение, то самое мизерное. Русские националисты, впрочем, дуют ровно в ту же воинственную дуду. Многовековые изобличители козней всемирного жида, измеряльщики носов и ушей, ревнители той или иной «державы», которая известно кем бывает погублена — почти все они теперь горой стоят за победу Израиля, да так, чтоб «за ценой не постоять». Не знаю, существует ли до сих пор общество «Память», но опасаюсь, что и его суровые адепты теперь марширует с бело-голубыми флажками.

Причин такой чудодейственной перемене имеется ровно две. Во-первых, истинно русские люди ужасно счастливы, что евреев можно куда-нибудь услать, и даже проще — им есть куда уехать добровольно, без всякого намека на обременительный и опасный «новый Холокост». Еврейский торговец, врач, революционер или поэт, затесавшийся в самую глубину «руси», — вот чего так боятся национально мыслящие. Образ же, напротив, жестоковыйного еврейского штурмовика, громящего Ближний Восток, профессиональным русским даже и приятен, он для них уже почти что «свой». Но есть другое соображение, заставляющее «патриотов» толпой записываться в «друзья сионизма». Дело в том, что Израиль — и есть их воплощенная мечта, государство, устроенное ровно по тем законам, которые они желали бы применить в России, и которые им самым досадным образом все никак не удается вызвать здесь к жизни. Сам израильский государственный принцип — вот что заставляет так мечтательно вздыхать носителей великодержавной косоворотки.

И кстати: именно в этом принципе заложена и главнейшая причина бесконечной ближневосточной войны, на нынешнем этапе живо напоминающей о нападении Гитлера на Польшу в 1939-м (там тоже, как вы помните, были «возмутительные провокации с польской стороны»). Попробуем отделить ее подлинное происхождение — от поводов к боевым действиям. Невозможность «окончательного» примирения — от системы временных компромиссов и хитросплетенных интриг.

Проблема в том, что адвокаты Израиля все время уводят нас от простейшей сути конфликта, ловко меняя оптику то на слишком крупную, то на недопустимо мелкую — причем в данном случае «обе хуже». Глобальный подход: конспирология, рассуждения о геополитике, триумфальное нахождение спрятанных в изорванном цилиндре кроликов с попутными многомудрыми комментариями о том, что «Израиль в руках США», «Хизбалла направляется Сирией и Ираном», ужасы поголовного арабского фанатизма, etc. Туда же и модный треп о «конфликте цивилизаций», «иудеохристианских ценностях», «белых людях», «черных нелюдях» и тому подобных мифах из колониального репертуара XIX столетия. Однако излагать патетический сумбур про «цивилизации» можно на любом историческом материале (что, собственно, и делается всеми популярными спекулянтами), а ценностно непримиримые, казалось, нации и конфессии зачастую подозрительно легко уживаются под общеимперским контролем, будь то Австро-Венгрия, Балканы маршала Тито, брежневский Кавказ или британская Палестина. Проблемы начинаются позже — когда ненавистный «уравнительный глобализм» дает экономическую или военную трещину, «римляне» начинают отступать, и у варваров начинается пресловутое «национальное пробуждение».

«Мелкая» оптика, однако, ничуть не лучше крупной. Здесь кошмарный гигант «мирового терроризма», которым пугают «геополитики», мгновенно сменяется чем-то вроде назойливого таракана, которого то ли не задавили вовремя, то ли насыпали крошек не в том месте. «Если бы Барак не вывел войска», «если бы Шарон был с нами», «если бы линия фронта пролегла на двадцать метров дальше», «нельзя было мириться в Осло», «зачем Россия продает ракеты», «палестинцы, которые нам служат, живут куда лучше», «зачем отдали территории», «зачем захватили территории» — эти и многие другие аргументы, прикидки и домыслы топят проблему в море сиюминутных политических обстоятельств и дежурных трудностей вечно-военного быта. Увлекаться подобными рассуждениями — все равно что верить, будто бы Гражданскую войну выиграли красные, потому что конница генерала Май-Маевского спьяну завернула не в тот хутор, а марковцы с дроздовцами напали на большевистский бронепоезд в неправильно выбранный день.

Так или иначе, большие пикейножилетные стратегии и скромные тактические гешефты не объясняют главного — той неиссякаемой ненависти, которую питает к Израилю не только Ближний Восток, но уже и весь европейский мир. Не объясняют, почему война, которую как будто бы тысячу раз можно было закончить, то и дело начинается заново — вне зависимости от того, кто находится у власти в Тель-Авиве, Москве, Вашингтоне или Тегеране. А объяснение, между тем, имеется.

Израиль — это государство, основанное на принципах национальной и религиозной исключительности, избранности евреев. Принципиально еврейское государство, по степени этнической пунктуальности и внимания к «вопросам крови» оставляющее позади даже Латвию с ее «ветеранами». Идеологической основой этого государства служит миф о еврейской земле, оправданный не более, чем возможное создание в России XXI века государства половцев или печенегов. Уверенные в безусловной правоте ура-национального подхода, сионисты считают возможным все то, что давно уже выходит за пределы «правил игры в цивилизацию» — войны ветхозаветной жестокости, специфические законы (попробуйте вступить в Израиле в «светский» брак, например) или ультраправую пропаганду на грани геббельсовщины.

Если бы подобного рода вещи происходили где-нибудь на острове Мадагаскар, в Уганде или, в идеале, на совершенно безлюдных и пустых «свободных» землях — «мировое сообщество» приличия ради хмурилось бы, но прощало. Однако неприличное государство «избранных», построенное в Палестине, делает успех и без того сомнительного мероприятия попросту невозможным. Конфессиональная «цветущая сложность» этих мест никогда не будет сведена к победоносному «Эрец-Исраэль», арабы же никогда не смирятся с тем, что некто, пользуясь полученным «сверху» правом, пришел и выгнал их с земель, которые они справедливо считают своими. Израиль будeт ненавидеть до тех пор, пока он существует, и ненавидеть заслуженно — так уже было почти тысячу лет назад с Иерусалимским королевством, этим прямым предшественником сионистского проекта.

Израильтяне еще долгое время будут делать то, к чему привыкли. Маршировать, стрелять, убивать, стирать с лица земли целые города, крепить национальное единство, обвинять своих критиков в «антисемитизме», растаптывать принцип индивидуальной ответственности, изобретать все новую и новую ложь относительно того, что их жертвы «кровавые собаки» и вообще «взорвались сами». Но безнадежности затеянного ими мероприятия ничто не отменит. Только ленивый или совсем не сведущий в истории легких литературных жанров не поминал в связи с этой войной роман Гарри Гаррисона «Неукротимая планета» — о поселенцах, пытающихся до бесконечности сражаться со всей планетой, что им враждебна. Однако некоторые пассажи из этого сочинения до того хороши, что их невозможно не напомнить:

« — Сейчас я выскажу вслух самое главное, о чем вы даже думать боитесь. Надеюсь, ты достаточно хорошо владеешь собой, и я останусь жив…

Реакция Керка выразилась лишь в том, что его могучие руки крепче стиснули подлокотники. Язон говорил негромко, но его слова проникали в мозг так же легко и гладко, как новый ланцет. — По-моему, люди проигрывают битву на Пирре. После сотен лет оккупации этот город остается единственным на планете, да и то половина домов заброшена. Очевидно, раньше жителей было больше…

Все мышцы Керка напряглись, он будто окаменел, на лице блестели бисеринки пота. Чуть перегни — взорвется… Язон лихорадочно соображал, как разрядить атмосферу.

— Не подумай, что мне приятно говорить тебе эти вещи. Но ведь ты все это давно знаешь. Знаешь, да не хочешь признавать. Не хочешь признавать, что вся эта бойня не имеет смысла. Если численность населения неуклонно сокращается, ваша битва — попросту жестокий вид коллективного самоубийства. .Вы могли бы покинуть эту планету, но это значит признать свое поражение. А я не сомневаюсь, что пирряне предпочтут поражению смерть… Когда-то надо же научиться мыслить реально. А то ты видишь все только войну да войну. Но ведь можно докопаться до ее причин и покончить с ней раз и навсегда!..

— Ты несешь околесицу, — продолжал Керк. — Нас окружает враждебный мир, с ним надо сражаться, и все тут. А причины конфликта в самой природе вещей».

Да, ровно так они и говорят. Но только верить этой маниакальной псевдо-морали нельзя.

Какого финала желать для этой вечной войны? Уж точно не израильского триумфа. Но, конечно же, и не победы фундаменталистов "с другой стороны". Там ведь тоже достаточно своих «избранных» (взращенных, заметим, в том числе и усилиями самого Израиля — уж очень ненавистен был им светский, просоветский арабский социализм).

Единственным выходом, пожалуй, была бы ликвидация всякой «суверенной» государственности на этих территориях и сдача их под прямой международный контроль (неоимперский, называя вещи своими именами). Вряд ли извечные противники способны довоеваться до чего-то, кроме тотального взаимного уничтожения. Им нужен кто-то, кто вернул бы «родине избранных» законный статус всеобщей драгоценности, кто превратил бы мечту фашистов всего мира, боевой «Израиль для израильских», — в мирную Палестину для всех.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram