Коммунистический маркетинг по-волгоградски

Выборы в городскую думу Волгограда ставят вопросы как перед местными коммунистами, так о них самих, а также, возможно, перед ЦК КПРФ о будущем региональной организации и всей партии.

Предвыборную деятельность волгоградских коммунистов можно охарактеризовать одним словом: «Паршин». Николай Паршин – это первый секретарь обкома КПРФ и депутат областной Думы. Довольно молодой человек (41 год), особенно для КПРФ, и такой же молодой руководитель: встал у руля региональной парторганизации лишь в мае 2012 года. Сменил же он на этом посту матриарха волгоградского коммунистического движения, депутата Госдумы от КПРФ Алевтину Апарину.

КПРФ постаралась обставить эту смену в ключе «преемника». Однако уже тогда наблюдатели отмечали, что преемником, как идейным и стилистическим наследником Апариной, является вовсе не Н. Паршин. Куда ближе к этой характеристике был, например, еще один коммунистический депутат областного парламента, член ЦК КПРФ Михаил Таранцов. Тем не менее, верх одержал Паршин. Какими методами, пока можно только предполагать. Но даже на экранах ТВ тогда, при всех взаимных комплиментах, была заметна настороженность Апариной и натянутость их отношений с Паршиным.

Как думается, матерая партаппаратчица в своих нехороших предчувствиях не обманулась. За очень короткий срок Волгоградская организация КПРФ претерпела удивительные  превращения. Была она пусть, возможно, старомодной и предсказуемой, но стабильной и серьезной. Сегодня же это «театр одного актера» по фамилии Паршин. И никто не понимает, какой сценой разворачивающийся спектакль закончится. 

Это тем более удивительно, что Николай Паршин – выходец из среды, далекой от всякого креатива, творческих эксцессов и намеренного эпатажа. Бывший заводской техник, профсоюзный комитетчик – Паршин и внешне выглядит именно так, каков стереотипный образ подобного человека. Тем не менее, высокий руководящий пост как будто сыграл роль взрывателя, от которого он «сдетонировал», и взрыв этот потряс всю местную партийную конструкцию.
«Тотальный креатив» - это перманентное состояние волгоградских коммунистов весь последний год.

Волгоградский обком КПРФ переименован в Сталинградский. Встроенное помещение на первом этаже обычной серой многоэтажки, где ведет свою партбюрократическую жизнь обком КПРФ, украсили бьющие в глаза огромные картины на внешних оконных жалюзи: Ленин, Фидель Кастро и Сталин. Последнее имя вообще стало брендом партийной деятельности Николая Паршина – он ведет активнейшую кампанию по переименованию своего города в Сталинград. Завел себе страничку Вконтакте, и постит туда любое свое и партийцев телодвижение. Стал постоянным гостем на радио и ТВ. Завлекает в КПРФ беспартийных. С воодушевлением выступает на каждом митинге. Но!
Вся эта поистине титаническая деятельность, на что уже обратили внимание и эксперты, и волгоградские коммунисты, имеет совершенно неоднозначную подоплеку.

Так, имидж коммуниста Паршина стремительно превращается в клонирование Жириновского. Это и нарастающая агрессивность и безответственность митинговых и газетно-телевизионных слов. И сам внешний вид – полураспущенный галстук на расстегнутой рубашке. И сверлящие взгляды на фотографиях. И даже наружная предвыборная реклама волгоградской КПРФ: огромные билборды со словами «За КПРФ Паршина!» напоминают именно фирменный стиль ЛДПР. К тому же Паршин как бренд ставится вровень с КПРФ, что является исключительной самонадеянностью в духе как раз того же Жириновского. Не говоря уже о раскрутке личного бренда за счет партии.   
Ориентация Н. Паршина на привлечение политических «попутчиков» вылилась в непрекращающийся скандал: на довыборах депутата облдумы в марте 2013 года Паршин буквально навязал, не считаясь ни с уговорами, ни с протестами членов партии, кандидатом от КПРФ Андрея Куприкова. Чуть ли не вчера еще возглавшего не что-нибудь, а областную организацию… партии «Правое дело»! За этим крупным бизнесменом-строителем, рассказывают, тянется довольно длинный хвост, мягко говоря, не совсем красивых дел. Что не мешает ни ему, ни Паршину, продолжать этот странный симбиоз даже после совместного провала КПРФ и Куприкова на тех выборах. Провала, несмотря даже на снятие кандидата от партии власти!

Вообще, за последний год кадровый тренд волгоградских коммунистов выявил закономерность: партия все больше сращивается с представителями бизнеса. Списки кандидатов в гордуму от КПРФ пестрят их фамилиями. Можно отметить и молодость этих «новых коммунистов». То есть, это уже не принципиальные «красные директора».

Если оставить за скобками невероятное по определению идейное перерождение бизнесменов-эксплуататоров в борцов с эксплуатацией, то остается коммерческий расчет. Маркетинг. С принципами которого сегодня знакомы поголовно все предприниматели. И по которому, очевидно, строят не только бизнес, но и политическую жизнь. Активное участие Паршина в этом свидетельствует о полном согласии с таким политическим «маркетингом». Если это такое напористое стремление любыми путями создать финансовую базу партии в регионе, то подобная жажда денег уже смела все идеологические ограничители, формально присущие КПРФ.  

Интернет-атака Паршина и вообще волгоградских коммунистов в преддверии сентябрьских выборов в гордуму Волгограда вызвала лишь насмешки пользователей сети: «Ваш электорат тут не сидит!». Это, в принципе, верное суждение: если уж относительно молодой Паршин завел себе аккаунт ВКонтакте лишь в июне этого года, то что говорить о традиционном электорате КПРФ пенсионного и предпенсионного возраста? 

Но с другой стороны, интернет-записи пользователя «Николай Паршин» и посетителей его странички весьма информативны. Например, там можно в свободном доступе увидеть творчество поклонников Паршина: плакат в поддержку «евразийского героя» египетского исламиста Мурси, «сражающегося против мирового сионо-фашизма». Не менее говорящи поздравительные открытки к недавнему дню рождения, которые прислали ему друзья и товарищи: все больше изображения дорогих машин, модельных девушек, а также пролетариев с граненым стаканом в руках. 

Коммунист Паршин, как представитель поколения информационного общества, поставил  обком КПРФ на поточное производство информационных поводов. Сам первый секретарь любит СМИ намного больше, чем его предшественница Апарина. Некоторые особенно: так, он завсегдатай эфира либерального «Эха Москвы». И говорит он там слова подстать. Вот как отреагировал вроде бы патриот Паршин на фильм «Анатомия протеста-2», в котором рассказывалось об участии грузинского политика в финансировании С. Удальцова: «Необходимо провести проверку по изложенным фактам. В фильме прослеживаются нарушения этических норм по части скрытой съемки».
Даже портреты коммунистических лидеров на окнах обкома креативный Паршин исполнил в идеологически весьма сомнительной манере. Больше всего это напоминает работы идола коммерческого поп-арта Энди Уорхола – знаменитые разноцветные портреты Мэрилин Монро.

И, наконец, переименование в Сталинград. Тема откровенно спекулятивная. Николай Паршин всячески поддерживает ее, сделав практически основной. Она даже вышла на федеральный уровень! Сегодня это наиболее известная инициатива, волгоградцы о ней знают куда больше, чем даже о краеугольных камнях идеологии КПРФ - об отношении к частной собственности и т.п.  Ее обсуждают, ломают полемические копья. Попутно проговаривая невероятные вещи, вроде готовности оплатить переименование некоего американского миллионера.

В местных СМИ считают, что «Сталинград» - это личная пиар-кампания Паршина. Для этого есть основания. Прежде всего потому, что Паршин – фигура очевидно местного масштаба, в авторитетности и известности очевидно проигрывающая ушедшей Апариной. И, если авторитет надо наживать годами и результатами, то известность может прийти быстро. Можно сказать, что не только коммунистический, но общенародный бренд «Сталинград» в данный момент приватизирован частным лицом Н. Паршиным.         

Если проанализировать вышеупомянутые факты и тенденции, то можно вывести одно результирующее определение: «Коммерциализация». В той или иной степени, все действия Н. Паршина нацелены на получение выгод и капитализацию политического веса. Причем, не столько обкома КПРФ, сколько себя самого. Легко заметить, что в ситуации, когда возникает конфликт интересов, он решается в пользу лично Паршина даже в ущерб организации.
Не замечать этого в московском руководстве партии не могут. Однако открыто никаких оценок не высказывают. Интересная деталь: в преддверии выборов были достаточно обоснованные предположения, что волгоградский городской список КПРФ возглавит сам Геннадий Зюганов. И в среде политологов разгорелась дискуссия – полезно это или вредно для кампании коммунистов. Но и те, и другие отмечали, что позиции КПРФ в регионе сильно ослабли! В итоге, нет в списке ни Зюганова, ни Апариной. Один Паршин.     

Можно обоснованно допустить, что победа КПРФ на выборах в гордуму Волгограда вовсе не является приоритетной целью Николая Паршина. Коммунисты проиграют их, и особых эмоций по этому поводу даже не выразят. Как до этого бесстрастно проигрывали в других муниципалитетах региона. Дежурные оправдания уже заготовлены и даже заранее озвучены тем же Паршиным.

И это обстоятельство заставляет по-новому оценить происходящее в Волгограде. И сделать проекцию на всю КПРФ. Нельзя исключать, что мы наблюдаем первую фазу «смены караула» в КПРФ. Причем, смены фактически революционной.

Молодые, не связанные личными отношениями с забронзовевшим в своей незаменимости и несменяемости Г. Зюгановым местные лидеры прибирают к рукам региональные организации. Громкими, но не требующими ответственности инициативами, создают себе федеральную узнаваемость, используют общий партийный ресурс на выборах в личных целях, на волне популярности пробиваются в ЦК. И на первом же съезде заставляют оказавшегося среди них в меньшинстве Зюганова повторить знаменитые слова: «Я устал, я ухожу…». Ничего невозможного в этом нет: ведь практически эти же слова уже сказала Алевтина Апарина год назад, передавая бразды правления Николаю Паршину.
Но эти «молодые лейтенанты» не просто отправят на пенсию Г. Зюганова. Они полностью перелицуют партию, и у рядовых «коммунистов со стажем» не спросят. А будущую модель уже сейчас можно увидеть в Волгограде. Коммерческий коммунизм? Коммунистический маркетинг?       

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram