Лубянская вертикаль

Постновогодний период ознаменовался страшной бучей на пустом… э-э… то есть на святом месте. Масс медиа наполнились обсуждением вопроса пятнадцатилетней давности: куда девать фигуру «Железного Феликса» с Лубянки: то ли оставить зеленеть в нефункциональном состоянии, то ли вернуть обратно, благо, на дворе «красный ренессанс». Бились чуть ли не насмерть Немцов с Харитоновым, один из журналистов запустил фишку, дескать, эта дискуссия — элемент предвыборной «ролевой игры» и, наверное, так оно и есть… но.

Появился серьезный повод поговорить о невозможности бесконечно юзать ресурс СССР. Напрягать старые раздолбанные станки. Пользоваться линиями электропередач и трансформаторным оборудованием времен старика Виссарионыча. Продавать эсминцы, ржавеющие на стапеле со времен Меченого. И так далее. С ресурсом культуры все несколько более благополучно: несколько лет назад боссы телеканалов сняли с консервации старое кино, и понеслась Сивка-Бурка. Ну и видеопрокатчики поняли: продадим «старое, но доброе» в новом формате. Почему бы нет, полным полно было хорошо сделанного, народ любимого кино? Говорю это вполне серьезно. Проблема с использованием советского культурного ресурса не столь страшна, как со станками, самолетами, кораблями, электростанциями, латаной-перелатаной канализацией, дорогами, которые от рождения были уродцами, а в старости болеют всеми мыслимыми болезнями, и т.п. Но и экономика тычет ножичком прямо сейчас, а культура накроет чуть погодя, не так скоро.

Проблема прежде всего в том, что Россия рождает сейчас мало хорошего кино, мало хороших картин, скульптур, мало хорошей музыки и только литература и театр еще как-то держатся. О науке, в том числе фундаментальной, разговор особый, но и там — где густо, а где пусто.

Современная Россия, к сожалению, небогата культурой высшего эшелона. И ежели надеяться на то, что ее заменят засиженные мухами полотна, вроде «К двадцатому съезду профсоюзных работников», то на этом поле заколосится сущая мелочишка, неурожайное выйдет будущее.

Сейчас надо работать больше.

Поэтому я за то, чтобы на Старой площади встал новый памятник.

Плох Соловецкий камень как вертикальная ось пространства площади? Плох, вне зависимости от того, сколь важный это символ.

Хорош ли в художественном смысле «Железный Феликс»? Не могу, сказать, я не искусствовед. Но всяко лучше Соловецкого камня. Заметьте, и здесь я не обсуждаю, чего именно символ этот металлический поплавок.

И ясно, что свято место на Лубянке пусто не будет.

Стоит ли на этом основании вернуть парня с холодной головой на старое место? Нет, основание явно не достаточное. Вопрос надо ставить иначе: посреди Москвы существует микропустырь, смущающий умы столичных жителей. Следует ли его заселить советским культурным ресурсом, или все-таки лучше дать работу кому-нибудь из нынешних талантов?

Полагаю, лучше дать шанс нашему современнику. Не Зурабу Церетели, разумеется.

Предложения насчет новой скульптуры уже существуют, их немало. Озвучу наиболее известные из них: мемориал членам семьи Романовых, невинноубиенным в 1918 году; памятник Николаю II; памятник жертвам репрессий; памятник П.А.Столыпину; часовня во имя святого митрополита Филиппа Московского.

Все это фигуры, способные вызвать не меньший бурлёж общественного мнения, чем тот же чекист № 1. За исключением, пожалуй, Столыпина, однако относительно Петра Аркадьевича другая незадача: общество не особенно-то и знает, кто таков и за какие заслуги удостоится.

Нужна фигура если не общепримиряющая, то, по крайней мере, обладающая заслугами в глазах очень значительного процента наших сограждан. Притом, не избалованная вниманием скульпторов.

И фигура такая есть. Это государь Иван Великий, создавший Россию, поднявший ее из пепла медоусобиц и ордынского ужаса на высоту великой державы. Памятников ему на территории нашей страны нет. Между тем, он является главным «родителем» России, политическим гением, отпечаток «государственного стиля» которого лежит на двух сотнях лет исторической жизни страны. При нем появился первый общегосударственный свод законов, пятисотлетие которого отмечалось в 1997 году. Десятки русских городов были освобождены от власти литовских князей, ордынская угроза была побеждена и отступила от рубежей Руси. Уж не говоря о том, что византийское наследие начало перетекать на Русь также при этом государе.

Так вот я и спрашиваю: кому лучше стоять на Старой площади: Ивану Великому или же Феликсу Дзержинскому?

Я спрашиваю.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter