Бенефис интимной оппозиции

Презентация книги Станислава Белковского и Владимира Голышева «Бизнес Владимира Путина» состоялась в Центральном доме литераторов и прошла в живой, язвительной и естественно-антикремлевской обстановке. В общем, в том самом стиле, в котором написан и сам «Бизнес». Для начала немного слов о нем самом.

По своей сути «Бизнес Владимира Путина» — это не совсем книга. Это сборник статей С.Белковского и В.Голышева, посвященных президенту РФ и собранных в хронологическом порядке. На деле получилась стройная и логичная конструкция, пронизанная общими тезисами и составляющая картину постепенного осмысления авторами настоящих, а не декларируемых задач действующего президента РФ. 15 текстов, опубликованных в 2004–2006 годах, образуют одно большое, растянутое во времени аналитическое исследование. И так как каждая из статей привязана к какому-то конкретному моменту истории, то это позволяет провести своеобразный экскурс в прошлое и вспомнить некоторые весьма примечательные вешки путинского периода.

Выдвинутая теория президента-бизнесмена не только дала первое внятное объяснение всем действиям Владимира Путина, она позволила предсказывать его шаги и в будущем. Покупка государством своих же собственных компаний у таинственных оффшоров и попытки интеграции в зарубежные холдинги, монетизация льгот и навязчивая реклама «Газпрома» как нашего общего достояния — все это, оказываются, звенья одной цепи.

Кажется, что это настолько прозрачно, что должно быть очевидно всем. Но, увы, есть один нюанс — очевидно только тем, кто не слушает Владимира Путина. Псевдо-имперская, решительная и бескомпромиссная риторика президента может сбить с толку любого. Ну как же, патриот, государственник, эффективный экономист и талантливый дипломат, все его начинания направлены исключительно на благо народа. У соавторов книги на этот счет другое мнение — и отделив реальные действия Путина от риторической шелухи, они являют нашим глазам совершенно неприглядную картину.

За проделанную работу их можно назвать интимной оппозицией. Они не выходят на митинги, они не брызгаются водой в парламенте — они нашли самую сокровенную, тщательно оберегаемую тайну президента и его окружения и последовательно, в длинном цикле статей, без зазрения совести вытаскивали ее наружу.

Разумеется, последовал ответ — кремлевские политтехнологи попытались сыграть на том же фронте и с большой помпой выпустили книгу «Путин. Его идеология», где постарались всем доказать, что только то, что президент говорит, и есть самое главное. «То, что он делает — это уже вторично, вы посмотрите, как он красиво читает послания Федеральному Собранию!» — этот основной мессидж молодого члена Общественной палаты Алексея Чадаева и постарались вдохновители этого исследования навязать в качестве идеологического стандарта.

Вышедшая сейчас книга «Бизнес Владимира Путина» не станет, в отличие от чадаевского творения, учебником молодого партократа. Но будет безусловно интересна тем, кто не всегда верит новостям на Первом канале.

Пора перейти к самой презентации.

Малого зала ЦДЛ оказалось явно недостаточно для всех желающих посмотреть на соавторов и получить халявную книгу с двумя автографами. Анонсировавшееся вручение Путинской Премии придало мероприятию дополнительный колорит, все сидячие места были заняты практически сразу, и вновь прибывшим оставалось топтаться у задней стенки.

Жюри и почетные гости, несмотря на серьезный, можно сказать внушительный вид, язвили и балагурили в свое удовольствие, с дюжину фото- и видеокамер фиксировали момент для истории, а присутствующие сотрудники спецслужб в штатском ежились и за выслушанные крамольные мысли предвкушали по три наряда вне очереди.

После краткого представления, обязательных теплых слов в сторону книги, соавторов, присутствующих и неприсутствующих от членов жюри, ведущий (писатель Михаил Веллер) довольно быстро перешел ко второй части — вручению Путинских Премий.

Премии, как было сформулировано, вручались за «Огромную, как солнце, и всепоглощающую, как саранча, любовь к одному-единственному сверхфизическому лицу. Владимиру Владимировичу Путину» и имелись в четырех номинациях. Что, согласитесь, на миллионы беззаветно любящих совсем немного и оттого должны были достаться самым достойным.

Хотя на первую премию, в области публицистики, номинировались три претендента, но интрига была минимальна. При всем нашем уважении, ни Александр Ципко, ни Михаил Юрьев, как ни старались, не налюбили президента на целую книгу. Это оказалась по силам только молодому, но очень перспективному Алексею Чадаеву. Книга «Путин. Его идеология», апофеоз беззаветного и искреннего обожания, позволившего написать про то, чего нет, принесла Чадаеву заслуженную победу.

Раздалась тревожная барабанная дробь, и на секунду показалось, что победителя сейчас выведут из-за кулис в сопровождении двух матерых революционеров и сотворят что-нибудь ужасное. К счастью обошлось — всего лишь вынесли поднос с призами. Поскольку герой не явился, то заслуженные им награды (билет в плацкартный вагон поезда Москва-Урюпинск, дорожная курица и ящик боржоми) организаторы пообещали вручить ему лично, но позже.

Во второй премии конкуренция была значительно сильнее. За право называться самым любимым журналистом Путина боролись Виталий Иванов, Олег Кашин и Максим Кононенко. В итоге обличения оранжевой гидры Ивановым и медицинские изыски Олега Кашина с разгромным счетом проиграли гению мистера Паркера (писательский псевдоним Кононенко). Трогательный сплав любви к президенту и самому себе, помноженный на политически правильное чувство юмора вывели Максима на первое место. К всеобщему удовольствию, победитель оказался в зале и был немедленно вызван для награждения. Произнеся краткую речь и гневно обличив всех своих недоброжелателей, захватив в качестве приза Стильный Оранжевый Галстук и килограмм чистого сала, мистер Паркер довольный вернулся на свое место.

В телеборьбе за право называться лучшим любителем Путина Михаил Леонтьев обошел не менее достойных Глеба Павловского и Петра Толстого. И именная газовая горелка тому свидетельство.

Завершала церемонию награждания самая таинственная, и одновременно самая престижная номинация — «Охранительство». Всем остальным было проще — жюри оценивала их любовь с помощью видимых свидетельств — статей, программ, книг и прочего. Но как можно оценить состояние души? Константин Затулин, Егор Холмогоров или Сергей Шаргунов — кто из них в метафизическом плане ближе всех к тонкой составляющей Владимира Путина? Чьи экзистенциальные эманации в самом гармоничном унисоне? Выбор был непрост, но, в конце концов, одному из судей было видение, на основании которого и был определен победитель. Егор Холмогоров получил наше всемерное восхищение, накладную бороду и пачку презервативов «Охранитель».

В процессе вручения премий залу был представлен недавний герой и главный ньюсмейкер последней недели — мальчик Никита. И хотя он оказался несколько больше, чем нам его показали по телевизору, но, скорее всего, это объясняется исключительностью Избранного мальчика. Блистательное будущее в качестве молодежного лидера, члена Общественной палаты и автора книги «Путин. Его губы» было дружно предсказано Никите всеми ведущими аналитиками.

На мажорной ноте завершилась официальная часть и началась неофициальная.

Оживленно болтающие гости покинули свои места и довольные двинулись в зал для фуршетов. Михаил Михайлович Касьянов стоял один чуть в стороне и провожал нас унылым взглядом. Трудно быть кандидатом в президенты, когда тебя совсем никто не замечает…

Белое и красное вино, запотевшие стопочки с водкой и десятки блюд с закуской — классический фуршет с неторопливым циркулированием от стола к столу, от одной компании к другой. Сразу бросаются в глаза центры притяжения внимания.

Вот у пирожков стоят Александр Проханов и Эдуард Лимонов. Может быть, спорят о литературе, а может о том, сколько им необходимо стрелкового оружия для максимально быстрого захвата власти в стране.

Дмитрий Рогозин с непривычно умиротворенным лицом дает интервью «Эху Москвы».

Гейдар Джемаль доказывает миролюбивость исламской культуры, а всем кто не согласен обещает лично набить морду.

Станислав Белковский раздает автографы, с ним кокетничают девушки.

Дмитрий Ольшанский жалуется на жесточайшие репрессии со стороны государства и полученную им в связи с этим неизлечимую моральную травму.

Группа молодых политиков левого толка обмениваются секретными рукопожатиями и ненавязчиво оттесняют от заливного журналистов.

Плавный дрейф по залу, пара обязательных фраз со всеми знакомыми и полузнакомыми, третий бокал вина… Вечер явно удался. А книжку надо будет обязательно перечитать. Как-нибудь на досуге.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram