Старый друг и новый курс

Министр иностранных дел Казахстана Касымжомарт Токаев, выступая в минувший понедельник перед депутатами Мажилиса, сделал ряд неожиданных заявлений. Этот пакет инициатив МИДа пунктирно оформляет "новый курс" — внешнеполитическую платформу республики. Принципиальное отличие от прежней "многовекторности" состоит в том, что отныне Казахстан отдает четкий приоритет развитию отношений с США и странами Евросоюза. При этом казахское руководство заявляет, что будет продолжать развивать стратегическое партнерство с Россией. Но хорошие отношения со "старым другом" теперь рассматриваются уже как задача второстепенная.

В своем выступлении Токаев упомянул и о промелькнувших в российских СМИ сообщениях, в которых речь шла о планах создания Российско-казахстанского межгосударственного союза. Глава внешнеполитического ведомства Казахстана строго указал на то, что подобные слухи лишены всякой почвы: "Казахстан никогда не поступится своим суверенитетом". В этом свете информационная кампания по незадавшемуся Союзу России и Казахстана, так удивившая российских экспертов, выглядит как пропагандистская артподготовка перед оглашением "нового курса" Астаны.

Характерно, что первые официальные комментарии Москвы по поводу "нового курса" имели сухой и жесткий тон. По-видимому, Кремль пребывал в растерянности. Недаром некоторые российские СМИ, считающиеся рупором прокремлевской пропаганды, довольно нервно прокомментировали сенсационные заявления Токаева.

У властных идеологов не нашлось лучшего ответа на инициативы Астаны, кроме невнятных разговоров о том, что новая политика казахского руководства слабо учитывает мнение большинства населения республики. Тут есть от чего занервничать. Российское руководство, уже привыкшее играть роль "старшего брата" в отношениях со своими соседями по СНГ, вдруг оказалось резко пониженным в статусе. Россия с места региональной "сверхдержавы" — единственной преемницы СССР — вдруг передвинулась на ступень ниже и оказалась одним из региональных центров силы, таким как Украина или Казахстан.

Весьма показательно, что, одновременно с заявлением главы МИДа Казахстана К.Токаева, заместитель внешнеполитического ведомства США Д. Фрид, выступая в Конгрессе США, изложил новую стратегию Соединенных Штатов в Центральной Азии. Заместитель госсекретаря сообщил, что данная стратегия предусматривает "региональное сотрудничество в областях энергетики, экономики, безопасности и политических реформ". Дэниел Фрид, отвечающий за "евразийское направление", особо подчеркнул, что США стремятся к достижению своих стратегических интересов сразу во всех названных отраслях, поскольку неудача в одной из них приведет к провалу во всех остальных. Высокопоставленный американский чиновник заявил также, что США видят Казахстан "прокладывающим новый коридор реформ", экономическим и энергетическим лидером региона.

Есть основания считать синхронные заявления нерядовых дипломатов Токаева и Фрида звеньями одной цепи. При поддержке, оказываемой официальной Астане заокеанским партнером в преддверии выборов, происходит тихое прозападное репозиционирование действующей казахской власти. "Независимая газета" обращает внимание на утверждение главы казахского МИД, существенно корректирующее прежнее отношение Казахстана к американскому присутствию в регионе. Касаясь декларации ШОС с требованием вывода иностранных войск из Центральной Азии, принятой на саммите летом этого года в Астане, Токаев подчеркнул, что в том документе не уточнялось, чье конкретно военное присутствие имелось ввиду.

Внешнеполитические идеи Токаева были подкреплены поисками Казахстаном экономических партнеров в странах "победивших оранжевых революций" — Украине и Грузии. Происходит неуклонное встраивание Казахстана в крупные западные инфраструктурные проекты, в первую очередь — по созданию Черноморско-Каспийской трубопроводной системы. В принципе, подобные идеи вовсе не новы для казахского истэблишмента. Но реальную содержательность им придает новая внешнеполитическая стратегия Вашингтона, который в преддверии выборов 4 декабря сделал ставку на поддержку действующей в Казахстане власти, но с определенными оговорками.

Суть этих оговорок легко раскрывается, если взглянуть на разворачивающуюся предвыборную ситуацию в Азербайджане, руководство которого также получило от США и ОБСЕ мандат на дальнейшее политическое бытие. Но получение этого мандата кланом Алиева-младшего было обусловлено принятием ряда политических условий, касающихся предоставлению более благоприятных условий оппозиции. Фактически сильная прозападная оппозиция используется в постсоветских странах как инструмент давления на действующие власти. Аналогичный расклад можно наблюдать и в Молдове, где президент В. Воронин все больше ослабляет связи с Москвой и делает шаги по задабриванию Запада.

Новый "азербайджанско–молдавский" вариант стратегии США, по-видимому, сменил прежнюю ставку на "цветные революции". Он может рассматриваться сейчас в качестве основного метода реализации устремлений Вашингтона на постсоветском пространстве. Делать режимы более сговорчивыми в отношении американских притязаний посредством давления, оказываемого на них оппозицией, без смены самой власти — такова стратегия США, апробируемая в Молдове и Азербайджане. А теперь, по-видимому, также и в Казахстане.

Только богатый природными ресурсами Казахстан имеет в этом плане гораздо большее значение для Вашингтона, чем обделенная Богом Молдова. У Астаны, в отличие от Кишинева, действительно есть что предложить сильному атлантическому контрагенту. С другой стороны, новый вариант сближения, предлагаемый Казахстану заокеанским партнером, имеет очевидные плюсы и для казахского руководства. В новой модели отношений, выстраиваемой США на постсоветском пространстве, Казахстану отводится переходящий штандарт "регионального лидера". (Правда, еще недавно роль "локомотива демократических реформ" в Центральной Азии принадлежала Киргизии, а те же дипломаты США дружно называли центральноазиатским лидером каримовский Узбекстан. Этот факт не может не наводить на определенные размышления).

Однако в этой американской модели "регионального лидерства" есть еще один немаловажный аспект. Позитивно оценивая политику, проводимую казахским руководством, Белый дом фактически указывает жесткие рамки того "нового курса", которым должен идти ее очередной попутчик. При этом американская администрация строго дает понять, что уклонение от указанного курса вызовет соответствующее изменение позиции США не в лучшую сторону. И "теневой кабинет" прозападной оппозиции, шумно дышащей в затылок власти, служит для США гарантией от больших внешнеполитических неожиданностей и мелкого восточного коварства.

Опубликовано на АПН-Казахстан.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram