Кто нам обустроит Чечню?

На предстоящем саммите Россия-ЕС в Лондоне будет объявлено о масштабных планах Евросоюза по оказанию экономической и социальной помощи Чечне. Эту информацию российского МИДа подтвердил в ходе пресс-конференции посол Великобритании в Москве сэр Энтони Брентон. Британский дипломат особо подчеркнул, что вопросы "реконструкции Северного Кавказа займут важное место на саммите".

 

Отвечая на вопрос АПН, посол добавил, что "стороны проведут обмен мнениями по участию ЕС в реконструкции Северного Кавказа". Господин Брентон пояснил, что "речь идет о строительстве и восстановлении инфраструктуры на Северном Кавказе". По его словам, "Евросоюз и Великобритания поддерживают точку зрения российского руководства о том, что для урегулирования проблемы кавказского региона необходимо прежде всего решить экономические и социальные проблемы".
 
С точки зрения аналитиков, это заявление высокопоставленных российских и британских дипломатов вступает в противоречие с официальным тезисом кремлевской пропаганды: "Чечня — внутреннее дело России". И означает постепенную смену курса путинского руководства по "умиротворению" российского Кавказа. Напомним, что проблема Чечни всегда воспринималась на Западе, да и в самой России, как ключевая для Кремля. Как уже отмечал АПН,
 "способность самостоятельно разрешить чеченский узел свидетельствовала о дееспособности путинского режима и являлась видимым свидетельством суверенности российской власти".

 

И до недавнего времени Запад, отечески поругивая Кремль за авторитаризм и иные отступления от западного стандарта демократии, публично не ставил под сомнение способность Путина справиться с Чечней. Но подобное отношение к чеченской проблеме, как к "внутреннему делу Москвы", резко изменилось после Беслана. В декабре прошлого года (после беседы с канцлером ФРГ Герхардом Шредером) президент России Владимир Путин впервые выразил готовность принять предложения Германии и Евросоюза по урегулированию в Чечне. Шрёдер в ходе бесланского кризиса стал своеобразным международным защитником Путина. Однако важным аспектом такой поддержки германским канцлером России  было требование "особого места" Германии в построение энергетического диалога ЕС с Москвой. Фактически, Германия претендовала на роль "главного оператора" в энергополитике на постсоветском пространстве.

 

В ответ российский лидер тогда подтвердил, что Москва готова сотрудничать с Берлином в первую очередь и с Европейским союзом в целом в деле восстановления всего Северо-Каспийского региона.  Одним из зримых итогов такого соглашения стали планы по созданию   Северо-Европейского газопровода (СЕГ), чтобы обеспечить стратегически более надежный долгосрочный выход российских энергоносителей напрямую в Германию и на Запад.

 

Заметим, что сегодня роль "главного оператора" по вопросам энергополитики ЕС-Россия постепенно переходит от Германии к Великобритании. Похоже, что Германия надолго завязла в решении своих внутриполитических проблем, связанных с формированием нового коалиционного правительства. Поэтому будущий канцлер Германии вряд ли в ближайшее время сможет принять активное участие в проведении активной внешней политики на постсоветском пространстве. Между тем, британские нефтяные компании являются крупнейшими внешними инвесторами для  российской экономики. И недаром среди главных тем предстоящего саммита в Лондоне назывались вопросы энергополитики: в том числе продление проекта Северо-Западного газопровода до Британских островов.

 

И хотя "главные операторы" со стороны Евросоюза меняются, стратегия европейской политики по кавказскому региону (и шире — по проблеме Каспия!) сохраняет завидную преемственность. На политическом горизонте вновь и вновь появляется идея так называемого "Каспийского пакта", который предусматривает помощь Европейского союза в восстановлении не только Чечни, но, возможно, и других республик в регионе. Предполагается, в частности, "совместное решение этнических конфликтов в Закавказье". По мнению западных экспертов, эти конфликты мешают построению настоящего энергетического альянса с Каспийским регионом, и потому вызывают озабоченность Европы.

 

Идея прямого участия Евросоюза в делах Каспийского региона не нова. Впервые она была озвучена в рабочих материалах известной Трехсторонней Комиссии, состоящей из представителей США, ЕС и Японии. 54-й доклад этой Комиссии за 2000 г. был озаглавлен так —  "Новая Центральная Азия: в поисках стабильности" — и был посвящен современной геополитике вокруг региона и ситуации внутри него к концу века. Основной мыслью авторов доклада является идея о том, что после распада СССР западный мир стал иметь дело с новой Центральной Азией. В докладе отмечалось, что возможности Запада в плане воздействия на внутренние процессы в Каспийском и Кавказском регионах пока еще ограничены, поэтому вывод заключался в том, что Запад неизбежно столкнется с необходимостью "наведения порядка" в этом регионе. Это означает поиска прямых выходов стран Евросоюза в этот перспективный нефтеносный регион.

 

В качестве  декларируемой угрозы для стабильности государств региона экспертами были определены такие сферы, как драматическое падение стандартов здравоохранения и образования, отсутствие транспортной и социальной инфраструктуры, образование разнообразных религиозных и общественных организаций. Эти проблемы, с точки зрения западных аналитиков, являются фундаментом для обострения таких проблем, принимающих уже международный характер, как терроризм и наркоторговля.

 

Сущность Стабилизационного пакта для Каспийского региона, который предлагается экспертами Трехсторонней комиссии для ЕС и который будет в ближайшей перспективе поставлен на повестку российско-европейских отношений, заключается в трех элементах. Во-первых, это создание сети транспортных коммуникаций по линии Восток–Запад как противовес существующим уже 200 лет путям Север–Юг. Во-вторых; укрепление демократии и рыночной экономики в новых независимых государствах; И, в-третьих, переход от геополитики к экономической конкуренции.

 

В переводе на язык реальной политики реализация этих требований означает резкое снижение суверенных политических и территориальных прав государств Каспийского региона. На этих условиях "политико-экономической отмычки"  Евросоюз готов активно инвестировать в экономику стран Каспийского региона. Причем ЕС готов сегодня делать это напрямую, минуя Россию.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter