Хищник не против Чужих

«Но зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове».

Сергей Есенин.

Громкие заявления политических лидеров, прозвучавшие на втором съезде Всероссийского азербайджанского конгресса, оставили наблюдательным зрителям ряд недоуменных вопросов. Даже у журналистов, этих штатных борцов с чужебоязнью, не находится под рукой нужных образов, чтобы быстро перейти от борьбы с незримой гидрой терроризма к схватке с невидимым глазу вирусом ксенофобии. «Враг, разрывающий общество изнутри», — это черезвычайно сильная метафора. Совершенно точная, почти в духе фантастического триллера «Чужие», но с одним важным отличием.

В ту роковую минуту, когда социальная ткань с треском разрывается и сквозь нее внезапно появляется доселе неведомое, но явно ищущее пропитания существо, не надо истошно кричать о помощи. В этот момент следует, как было заявлено с трибуны, «последовательным и жестким образом пресекать проявления ксенофобии в обществе». И здесь глава государства как всегда прав: крик поедаемой жертвы — это сигнал боли. «Это значит: что-то не так, где-то мы допускаем сбои и ошибки в работе», — сказал в лицо азербайджанскому обществу президент.

В мировой мифологии известна проверенная схема исправления таких ошибок. Если нечто неведомое (например, демон террроризма или ведьма ксенофобии) или «чужое» может наслать начальству неприятности, то от него следует немедленно откупиться. Достаточно, например, бросить в воду деньги, зерно или иное ценное имущество. Вожди племен в таких случаях обычно прибегали не к божественной помощи, а к архаическим магическим приемам, — всячески задабривали «чужих богов», делая им всевозможные подарки.

Когда в каком-либо месте начиналась эпидемия чумы или оспы (а в современной политической мифологии ксенофобия — это почти такая же заразная и опасная болезнь), считалось, что его посетило «чужое» существо. Например, в Корее это была Хосон мама («дух в образе женщины, распространяющей натуральную оспу»), вернувшаяся после длительной прогулки в Цзян-нань (Китай). Злому духу воздавались различные почести: спешно сооружался алтарь, на который ставили вино, хлеб с красной фасолью, фрукты, чтобы задобрить Хосон мама. После жертвоприношения совершался обряд провода духа, к которому обращались молитвы и заклинания. Изготавливали ритуальное чучело, которое относили на дорогу вдали от жилья с тем, чтобы дух мог вернуться туда, откуда пришёл, не причинив «нашим людям» бедствия.

Не только мифологическая, но и вся историческая практика свидетельствет о том же надежном принципе начальственной защиты. Государь Генрих IV неоднократно говорил, что старых и преданных друзей незачем награждать, они и без того будут служить; надо привлекать и задабривать врагов. Эта глубокая мысль четвертого по счету Генриха полностью овладела вторым Юрием Долгоруким. Московский градоначальник, совершенно сообразуясь с мифологическим сюжетом, прямо на сцене Всероссийского азербайджанского конгресса сделал широкий подарок — он преподнес азербайджанской диаспоре кинотеатр «Баку». По всем законам магической культорологии, вместо общечеловеческого синематографа там будет располагаться теперь либо азербайджанский культурный центр, либо дом религиозной терпимости.

Такой ритуальный жест Лужкова не мог остаться незамеченным знатоками практической магии. Пусть недалекая пресса поговаривает о пошлой ответной любезности за проданные мэрской жене нефтепромыслы, а возмущенные депутаты подают свои детские запросы. Тут важно, что сам российский президент заметил, что мэр Москвы «разбрасываться начинает». Видимо, для этой ситуации встречи с «чужими» был использован слишком сильный заговор или сделано не по чину избыточное заклятье.

Хотя вся канва поведения начальства на Всероссийском азербайджанском конгресса более всего укладывается не в древние отжившие мифы, а в современную фантастическую сказку «Чужой против Хищника», недавно проходившую в кинопрокате. Напомню, что в этом фильме появляются истинные хозяева пирамиды власти на Земле – агрессивные Хищники. Оказывается, что Хищники испокон веку разводят Чужих в качестве объекта своей охоты, а незадачливых людей используют только на подсобных работах , например, на строительстве пирамид. Или используют туземцев, это коренное население Земли, в качестве пропитания для своих «чужих» питомцев.

Фильм-притча ставит нас перед непростым выбором между Хищниками и Чужими. В этом случае людям приходится помогать более прямоходящим, — а значит, этнически близким — Хищникам. Как бы там ни было, но в полном соответствии с рекламным слоганом фильма, «человечество проиграло». Зато ксенофобия оказалась полностью побеждена.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter