Федеральный бюджет будет дефицитным вплоть до 2042 года согласно долгосрочному прогнозу кабинета министров. При базовом сценарии дефицит вырастет до 21,6 трлн рублей (2,9% ВВП), при консервативном — до 54,7 трлн (8,4% ВВП), пишут «Ведомости».
Ключевые прогнозные показатели к 2042 году:
Расходы вырастут почти втрое — до 125,8 трлн рублей (17% ВВП) в базовом варианте и до 144,5 трлн (22,2% ВВП) в консервативном.
Доходы в базовом сценарии составят 104,1 трлн рублей (14,1% ВВП), а их доля в экономике будет снижаться.
Государственный долг увеличится более чем в 6 раз — до 238,5 трлн рублей (32,2% ВВП) в базовом прогнозе и до 452,9 трлн (69,4% ВВП) в консервативном.
Фонд национального благосостояния (ФНБ) в относительном выражении сократится с 6,3% до 4,5% ВВП.
Прогноз основан на выполнении национальных целей развития и соцобязательств. Базовый сценарий предполагает достижение технологического суверенитета и активный рост инвестиций. Правительство ожидает, что значимую роль в динамике сырьевых цен и курса рубля будет играть растущий спрос со стороны развивающихся стран, в первую очередь Китая и Индии. При этом доля нефтегазовых доходов в ВВП, как ожидается, снизится с 4% в 2025 году до 1,9% в 2042-м, несмотря на прогнозируемый рост цены на нефть Urals до $69 за баррель к 2031 году.
Аналитики отмечают, что прогноз опирается на достаточно оптимистичные ожидания роста ВВП — около 3% в год, что выше оценки потенциала Банка России (2%). Устойчивый дефицит и рост госдолга выше уровня, который минфин считает безопасным (20% ВВП), могут сигнализировать о необходимости адаптации бюджетной политики, включая меры по наращиванию не нефтегазовых доходов и пересмотру расходов.
Некорректно прогнозировать даже на год, тем более до 2042 года. Это психотерапевтические пассажи для обывателей.
Почему?
1. Такие прогнозирующие экономисты постепенно превращаются в вангующих футурологов и декларативно делают ставки на различные прогнозы, авось, что-то сбудется. И от экономических экстраполяций ничего не осталось. И экономисты не виноваты. Виновата эпоха постмодернизма, особенности которой не учитывать нельзя.
Бифуркация и ситуация могут резко перечеркнуть все былые построения. Увы! Большинство прошлых прогнозов экономистов, на фоне того, что происходит сейчас не имеют никакого отношения к настоящему.
Поэтому абсурдно прогнозировать даже на год, тем более до 2042 года. Это психотерапевтические пассажи для обывателей.
2. Философия экономики, концептуальная и категориальная трансформация экономической традиционной науки в эпоху постмодернизма — вот рецепт решения проблем современных экономистов в их прогнозах.
Таков философский дискурс, а не близоруко-экономический.
3. Большая суетливая ноша выдавать прогнозы еженедельно — это подвиг! Но наши некоторые экономисты просто герои. Лепят прогнозы как пирожки
Многие эксперты призывают к тому, что России нужны свои имманентные пути и подходы, собственный путь, а для этого нужно выйти из конфликтов. В том то и дело, что Россия обретает себя в разрешении этих конфликтов. Эти эксперты изворотливы и наполнены политическими и экономическими антиномиями. И эти антиномии не связаны с происходящим в мире.
Психоанализ показал, что высказывания этих экспертов связаны лишь со страхами в свободе самовыражения. Такие времена. Но контуры и установки (качество выраженного) этими экспертами очевидны.
Поэтому эти эксперты, с одной стороны, говорят, что к глобальной войне готовится нужно, а с другой, нужно попытаться сделать так, чтобы в этой глобальной войне не участвовать.
4. Китай пассивно наблюдает, не считая себя частью этого глобального конфликта, но рассчитывая, что глобальные плоды этого глобального конфликта получит сам Китай руками и кровью России. И это России необходимо объективно понимать.
При этом нужно помнить, что точка бифуркации в состоянии России, на основе которой Китай со своей долей американизированности определится со своей решающей ролью в глобальном конфликте, ещё не состоялась. Только после этой бифуркации можно будет говорить о будущем России. Но эту бифуркацию и другие бифуркации экономические провидцы игнорируют. Индикатором этой точки бифуркации являются события на Украине.
Россия должна работать над тем, чтобы её судьба не зависела от Китая, но до этого ещё далеко.