Сорву покровы тайны: к Новому году в Татарстане повсюду наряженные ёлки

Каждый раз, как читаю, что в Москве или Петербурге некий мусульманин требует запретить открыто праздновать Новый год или Пасху, потому что это оскорбляет его религиозные чувства, - самым тревожным моментом становятся не аберрации сознания данного персонажа, а то, что его воспринимают всерьёз и начинают с ним разговаривать "как с нормальным". 

Отчасти это происходит потому, что - говорю это, поскольку знаю - жители Москвы имеют крайне слабое представление о жизни, например, в таком регионе России, как Татарстан. Я лично (лично!) сталкивалась со следующими заявлениями москвичей:
- "А какие в Татарстане деньги?" (предполагается, что не рубли).
- "Ну что вы мне рассказываете, будто в Казани такая погода, как в Москве, в Казани тепло, там же юг!" (это мне говорила женщина - кандидат наук, гордившаяся тем, что много путешествует по миру).
- "Раз приехали из Татарстана - значит, татары. Какие русские в Татарстане?"
 
Соответственно, меня нисколько не удивляет, что столичные жители воспринимают всерьёз заявления, что новогодняя ёлка оскорбляет религиозные чувства какого-нибудь Акбарали. Они, пожалуй, думают, что это обыкновенно для мусульманина - испытывать душевные муки при виде украшенной новогодней ели. 
Однако сорву покровы тайны: к Новому году в Татарстане повсюду наряженные ёлки. Они не то что в подъездах или на витринах - они на центральных площадях. Без жалости к чувствам возможных акбарали. Я достоверно знаю, что даже в татарских сёлах, где практически нет русских, для детей устраивают ёлку - в том числе сами мечети устраивают - потому что не хотят лишать детей праздника. Они так и говорят: "Праздник не наш, но не оставишь же детей без праздника". А не изображают душевные муки. 

На Пасху и на другие христианские праздники в Татарстане звонят колокола. Громко. На весь город. И, вероятно, не всем татарам это нравится. Если когда-нибудь это будет подаваться в том духе, что колокольный звон причиняет мусульманам душевное страдание, - это будет значить, что мирному сосуществованию в Татарстане пришёл конец. И те люди, кто всерьёз воспринимает заявления и требования Акбарали убрать ёлку и пытается их "уважать", - они действуют вовсе не на пользу "дружбы народов", а наоборот: они приближают конец её.
 
Надо сказать также следующее: в настоящее время в Татарстан приезжает из Средней Азии множество мусульман с гораздо более патриархальными воззрениями. Те самые, что подчёркнуто носят бороды и закутывают женщин. У них на родине это не разрешено (особенно бороды), а в России - можно. Конечно, они приезжают не только в Татарстан. Но вот что не понимают московские религиоведы: именно на почве ислама российские мусульмане испытывают потребность этих приезжих поддерживать. Или им кажется, что это их долг: поддерживать единоверцев. Приезжие могут им не нравиться по другим причинам - например, не хотят учить татарский язык, имеют другие бытовые привычки, и вообще их как-то быстро становится слишком много. Но вот именно понаехавшему варианту ислама они не умеют и не то чтобы хотят сопротивляться. Попробуйте, в конце концов, смоделировать на христианство: старообрядец прихожанину РПЦ будет всё же ближе мусульманина, не так ли? Может быть, даже лютеранин будет ему ближе мусульманина? Или я ошибаюсь? 
 
Да, пока что российские мусульмане, в массе, значительно более светские люди. Это хорошо. Но это не неизменная данность. Она может измениться. В РФ есть факторы, располагающие к этому:
- некоторые регионы, где опасно пройти в одежде с открытыми коленками (причём это подаётся как нормальная "местная традиция", которую "надо уважать");
- отказ федерального центра запрещать закутывание женщин даже в регионах без такой "местной традиции";
- готовность существенной образованной части общества воспринимать всерьёз самые дикие требования на том основании, что они могут оскорбить чувства. 
И это действительно тревожит. 
 

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Telegram