Искусство и эффект наблюдателя

1.

Понимание и восприятие искусства зависят от наблюдателя.

В физике эффектом наблюдателя называют феномен, при котором наблюдение за явлением изменяет его. Другими словами, наблюдатель изменяет картину мира, просто наблюдая за ней.

Процесс наблюдения трансцендентен. Наблюдатели мы все. Мы меняем мир, каждый по-своему. Понимаем мир по-своему. И только возникновение общего поля понимания рождает коммуникацию, связь, контакт и общение.

*

Разбираться в искусстве – это значит быть в определённом культурном пространстве. На этой поляне можно ориентироваться или по своему собственному вкусу или по вкусу формальных критериев своей группы единомышленников (своего контрольного круга). Как правило эти ориентиры совмещаются.

*

Что стоит за понятием «шедевры изобразительного искусства»? Данное понятие навязывается нам со школы, попадает в сознание в виде конфетного фантика, картинок из учебника по «Родной речи» как, например, «Утро в сосновом лесу», «Три богатыря», «Опять двойка» и т.д.

Искусство – это то, что человек получает в детстве в виде идеологических ценностей: Пушкин, Шишкин, Чайковский, Шаляпин и прочие общепризнанные гении со своими шедеврами. Таким образом, искусство - это клише, заложенное ещё в юные головы. Это штампы и шаблоны, которые не имеют никакого отношения к конкретному творчеству. Например, Пушкина не задумываясь назовут великим русским поэтом даже те, кто не прочёл ни одного его произведения, а Репина нарекут великим русским художником только благодаря огромной роскошной золотой раме.

Таково представление об искусстве большинства людей.

*

Главной задачей искусства является… что? Нет, у искусства нет никакой главной задачи, её наличие навязывают нам искусствоведы и прочие пропагандисты. Эрнест Хемингуэй говорил, что литературные критики подобны «вшам на чистом теле литературы». Это относится и к критикам всех других видов искусств.

2.

Абсолютного вкуса не существует. Т.е. нет абсолютно плохого или абсолютно хорошего вкуса. Вкус субъективен, но объективен в поле единомышленников. Т.е. общий вкус, как правило, объединяет группу наблюдателей. В каждой страте или группе формируется своя иерархия вкуса. В реальном мире многие группы, как правило, конкурируют, а потому декларировано презирают друг друга за низкий вкус.

Вкус формируется двумя источниками: во-первых, присутствует имманентно или является врожденной способностью. Например, если от природы нет обоняния, то при всем желании человек не способен различать запахи. Во-вторых, вкус развивается и изменяется в процессе накопления жизненного опыта, программируется, навязывается, воспитывается.

Имманентность вкуса делает его метафизичным. Что есть хороший или плохой вкус обычно объясняется примерами. Без примеров описать вкус невозможно, что отбрасывает понятие вкуса в иррациональную область.

Потому и нет абсолютного вкуса.

*

В социуме при формировании вкуса обычно используются его усилители. Людям доставляют удовольствие эмоции. Потому эмоциональныеусилители очень эффективны, они воздействуют не только на сознание, но и на чувства. Прекрасно работаютяркие, контрастные картинки и кадры, ритмичная музыка и прочие стандартные усилители вкуса.

Моду, как усилитель вкуса, невозможно переоценить.

Мощнейший усилитель вкуса – это юмор. Однако юмор, содержащийся в произведении искусства, неминуемо занижает его силу и воздействие. Искусство, пронизанное иронией не может быть мощным. Толпа, чернь более всего вожделеет хохотать. Шуты во все времена были востребованы в «важнейших из искусств» - кино и цирке. Простонародье всегда с готовностью упивалось площадным шутовским кривлянием. Потому многочисленные телепередачи призваны смешить и отвлекать, дурить и развлекать.

Даже тончайшая, аристократическая ирония, столь ценимая интеллектуалами, неизбежно нивелирует потенциал и величие произведения искусства. Хотя «от великого до смешного один шаг», но иногда этот шаг оказывается столь широким, что можно и штаны порвать.

3.

В искусстве существует своя иерархия. Например, существуют руководящиеуказания партии и правительства, как орган контроля и управления искусством. Они ставят задачи работникам искусства. Тут же присутствуют вожделенные деньги, которые, по мнению многих профанов являются двигателем искусства.

С другой стороны, требуется высокое мастерство в своём деле. Чем выше мастерство, тем скорее будет востребован работник искусства.

Это фасад или плоскость современного искусства. За фасадом в объёме конструкции или системы присутствуют дилеры, аукционные дома, коллекционеры и пр.

Все они вместе эксплуатируют артистов в хвост и гриву. Потому артист оказывается то настоящим талантом и даже истинным гением, тонадуманным псевдогением и лжекумиром.

*

Искусство – это то, что некая, в некоторой степени психопатическая личность создаёт, стремясь выразить себя, а значит исключительно для себя.

У искусства, безусловно, есть составляющая, которая воздействует на чувства и эмоции человека.

Кроме того, у произведения искусства, как правило, присутствует заказчик. Заказ ограничивает сюжет, материал или средства реализации произведения и пр. Художник может выполнить заказ формально – «без души», а может работать, стараясь выразить себя, другими словами, «с душой» или «для себя», что в конечном счёте и может привести к появлению гениального произведения. Только «вложив душу» в свою работу художник может воздействовать на наблюдателя эмоционально.

Здесь понятие «художник» имеет самый широкий смысл.

4.

Масса телепередач убедила уже, наверное, всех, что хорошо поёт каждый третий житель земли, а хорошим актёром может стать каждый второй.

Однако большинство людей не понимает, что современные технологии обучения могут сделать мастеровитым художником практически каждого зрячего. Это совсем не фокус.

*

Очень условно можно разделить художников (в широком смысле) на творцов и ремесленников. Надо отличать пылающую духовную мощь творца или гения от холодного мастерства виртуоза.

Гениальность - это новый шаг в направлении, куда еще никто не ступал. Гений делает прорыв в совершенно новую неизведанную область.

И. Кант: «... оригинальность должна быть первым свойством гения».

Жан Поль: «Есть одна безошибочная примета гениального - это новое созерцание жизни и мира».

Виртуоз — это исполнитель, мастерски владеющий техникой, достигший высшей степени мастерства.

Главное отличие гения от виртуоза – это высочайшая степень новаторства. Виртуозы или ремесленники, как правило, вторичны. Талантливых людей – сотни и тысячи, гениальных – единицы.

*

В системе человеческого общества всегда присутствуют творцы. Искусство – это то, что не может не создать творец вопреки всему. Нормальный человек или ремесленник делает то, что ему велено делать. Творец – это не очень нормальный человек, это тип с надрывом, с трещиной, с отклонениями. Система успешно и технично использует творцов. Одних превозносят, как гениев, других топят в забвении.

*

Настоящий гений – это гений, в первую очередь для себя, не для других. Это противоречит столь популярным сегодня идеям равенства и толерантности.

Система берёт секрет железы гения, содержащий уникальные биологически активные вещества, которые по мнению «ведущих» учёных собственно и делают гения гением, затем цифровизирует этот секрет, переводя его в число. Полученный продукт умножается и запускается в массы.

Идея гениальности нивелируется и уничтожается. Гениев не будет, все будут гениями. Толпа, масса, стадо гениев. Конвейер гениев. Грядёт эпоха гениального быдла.

*

В настоящее время, чтобы пробиться на верхние этажи системы требуются, как правило, годы. После обучения человек начинает подниматься по иерархической лестнице чаще всего с помощью своих родных и близких. Потому дети чиновников делают карьеры чиновников, а дети артистов неожиданно оказываются необычайно талантливыми артистами. Так формируется сброд из «гениев».

Это относится к артистам в самом широком смысле этого слова, как людям, занятым в какой-либо сфере искусства: художникам, певцам, музыкантам, актёрам, режиссерам и пр.

 

5.

Искусство не имеет никакого отношения к деньгам. Когда какое-нибудь произведение искусства продаётся очень дорого, то у обывателя – человека толпы - происходит взрыв мозга. Несчастные тётки из далёкой глубинки не в состоянии понять такого ценообразования, и это приводит их буквально в бешенство. Работяги зарабатывают гроши ежедневным тяжелым трудом, еле сводя концы с концами, а за какие-то «каракули» художники получают баснословные деньги. Как это может быть? Они сетуют на несправедливость мироустройства., которого им не дано понять, да они, честно говоря, совсем и не стремятся к его пониманию.

*

Ценность произведения искусства химерна, иллюзорна, подобно банкноте, которая не имеет собственной ценности, как клочок бумаги, а ценится по тем надписям и цифрам, которые на ней напечатаны.

Точно так и произведение искусства не оценивается, как предмет или материал. Сообщество специальных наблюдателей устанавливает путём виртуального договора или сговора шкалу ценностей того или иного произведения искусства. У дикарей из джунглей Амазонки, например, совершенно иные ценности. Можно ли такому дикарю объяснить ценность «Черного квадрата» Малевича?

Ценность ювелирных украшений также является предметом общественного договора. Самый большой алмаз не накормит на необитаемом острове, не поможет выплыть тонущему и пр. Однако согласно условному договору наша человеческая цивилизация принимает драгоценные металлы и камни, как суть и основу своей денежной системы.

*

Большинство людей приходит в возбуждение не от самих денег, а от того хайпа (hype), который они создают.Хайп является одним из важнейших инструментов с помощью которого власть формирует общественное сознание.

Итак, если деньги порождают настоящий хайп, то публика приходит в ажиотаж не от самого произведения искусства, а от его высокой стоимости. Именно потому произведение искусства не имеет отношения к деньгам. Деньги создают хайп, а хайп генерирует высокую стоимость произведений искусства. Круг замыкается.

6.

Мы уже упоминали про эффект наблюдателя. Например, в квантовой механике для наблюдателя электрон может быть и волной, и частицей, поскольку элементарные частицы имеют двойную природу, что называется «корпускулярно-волновым дуализмом».

Так и произведения искусства имеют двойную природу, которую можно условно назвать «дуализмом искусства и шарлатанства».

Двойная природа частиц порождает принцип неопределённости. Аналогично в искусстве: чем больше наблюдатель склоняется к тому, что конкретное произведение есть искусство, тем менее оно жульничество и наоборот.

*

Картина мира в искусстве постоянно расширяется. Супрематистская картина мира абсолютно не противоречит реалистической. Это лишь новый этап в развитии искусства, который открывает новые возможности с комбинациями всех направлений и стилей.

*

На наших глазах цифровизация, крипта, интернет, дигитальность превращаются в самые мощные инструменты контроля и управления за всю историю человеческой цивилизации.

Любому здравомыслящему человеку должно быть ясно, что цифровизация имеет антигуманную сущность.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Telegram