«Русский марш» в Казани нынче переместился с улиц в дискуссионный зал

В Казани Русский марш – выстрадан за последние годы, буквально вырван из цепких рук региональной власти и силовиков, всеми силами удерживавших это событие, не выпускавших его на волю.

 
Впервые тема «Русский марш» в Казани возникла 4 ноября 2009 года – тогда под этим брэндом участники импровизированной акции прошли по главной улице Баумана (до революции – Проломная – в память о первом проломе в стене крепости при взятии города войсками Иоанна IV Грозного). Прошли сподписными листами - собирали подписи под петицией тогдашнему президенту Дмитрию Медведеву в поддержку русского языка в образовании Республики Татарстан. Несколько сот собрали за пару часов. И в последующие месяцы – собирали, в общей сложности более двухтысяч отправили. К сожалению, результата эта петиция не принесла. Но с тех пор тема русского языка неизменно присутствовала на Русских маршах в Казани, и до сих пор она не ослабла в нашем обществе, этно-лингвистический конфликт только усугубляется из-за упорства и недальновидности региональной власти и близорукости и безволия федеральных чиновников.
 
 
 
Фотография с Русского марша – 2014 в г. Казани

 

В 2012 году  на этапе подготовки к Русскому маршу его организаторов обрабатывали всеми возможными и невозможными «кнутами и пряниками». Заявитель мероприятия Витольд Филиппов рассказывал, как его приглашал к себе и отговаривал сам «начальник дружбы народов» (так шутливо зовут председателя Ассамблеи народов Татарстана) спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин,  даже правящий митрополит звонил, просил отменить марш. В итоге организаторам всё-таки мероприятие не согласовали, сообщив об этом только вечеров накануне, а народ-то, не зная этого – пришёл, впрочем как и толпы полиции и людей в штатском. Пришлось народу не организованно, без признаков публичной акции (шествия) направиться на концерт в Дом Дружбы народов, однако по дороге всех  75 человек незаконно задержала и «оформила» полиция. Все, кто пытался судиться – потом отсудились, но большинство – просто заплатили штрафы по 10 тыс. руб. каждый.
 
В 2013 г.  в день 4 ноября мероприятие не согласовали и Русский марш в единственном городе мира – в Казани – проводился в тот год вместо 4 ноября позднее – 17 ноября. Зато на праздничном крестном ходе, который проходил в самый день праздника, многих представителей русской молодёжи  полиция похватала прямо с крестного хода – кого за имперский флаг, накинутый на плечи, кого за шарфик имперских цветов, видневшийся из-под куртки,  а кого – просто – для выяснения личности. Нужно здесь озвучить и имя «героя», инициирующего репрессии и постоянно практикующий их на региональном уровне в отношении русских активистов. Это – подполковник полиции Нугуманов Рамиль Габдрафикович – заместитель начальника УОООП МВД по РТ – начальник отдела организации охраны общественного порядка.
 
Зато в  2014 и 2015 гг Русский марш мы проводили уже как положено - в день Казанской иконы Божьей Матери – 4 ноября, разумеется, после церковного праздника и крестного хода, в котором русским активистам уже тоже никто участвовать не запрещал.
 
В 2014 году, наверное, большую роль сыграла «Русская весна», которую абсолютное большинство русских активистов в Казани горячо поддерживали, участвуя в сборе гуманитарной помощи беженцам, а также отправке её на Донбасс. Правда пара несогласных убыли на Русский марш в Ульяновск, где маршировали с жовто-блакитным флагом, выкрикивая «Слава Украине!», и так далее… Но это – всего двое.
 
На пользу мероприятию сыграл и своеобразный ход организаторов, которые привлекли в помощь … президента Российской Федерации Путина Владимира Владимировича. Конечно, виртуально, как мне потом сказали: «Ты на Русском марше умело вызвал «дух Путина». Да, да, «Русский марш-2014» в Казани проходил с лозунгами и цитатами, которые были здесь весьма логичны, как говорится, «в формате», которые, если поискать хорошо – во множестве можно найти у нашего президента.
 
Здесь впервые наряду с русскими участвовали и татары, и следом за лозунгом «Русские, вперёд!» мы вместе кричали «Татарлар, алга!». Думаю, перевода никому не потребуется.
 
«Русский марш» 2015 г. для меня лично ознаменовался ужасной нервотрёпкой, которую мне устроили силовики. То полиция с прокуратурой требовали явиться и расписаться за то, что я обязуюсь не допускать экстремистских проявлений, то сразу несколько сотрудников ловили меня сначала по городу, а потом и в деревню норовили явиться, где живёт моя мама, и в выходные (а накануне была суббота) я – там, надо помогать.
 
Кое-как уговорил товарищей не травмировать пожилую женщину своим визитом – назначил встречу в центре на Чеховском рынке, куда повёз заодно электропилу наточить. Крайне удивился, что прибыли на рынок сразу несколько человек из разных ведомств – с той же задачей – вручить мне под роспись ещё одно предупреждение «о недопущении…» Сколько же, говорю им, у вас, бедняги, бумажной работы?! Когда же вам безопасностью наших мероприятий и профилактикой реального терроризма и экстремизма (который исходит совсем не из среды русских активистов) заниматься?

Так или иначе, но мероприятие – прошло хорошо, снова с участием татар, даже плакат изготовили «Татары – часть Русского мира» с изображением Габдуллы Тукая и распечатанными стихами авторитетного татарского поэта "На Русской земле", где есть такие символические строки:

 

«Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,

Нанизаны мы на единую нить.

Как тигры, воюем, нам бремя не бремя,

Как кони, работаем в мирное время.

Мы — верные дети единой страны,

Ужели бесправными быть мы должны?»

 

 

 

  Плакат с Русского марша- 2015 «Татары-часть Русского Мира»

 

Ну, это всё – в рамках положительных чувств, а что, так сказать, в минус? Определённая часть татарских националистов всегда использует русские мероприятия для нагнетания истерии.

 

Если Русский марш – значит он против татар, если мероприятие за русский язык, значит, против татарского языка. Одной картинки с Русского марша 4 ноября хватает на весь год, чтобы татарские националисты раз двадцать за год ставили её с припиской в стиле «татарский народ вымирает, зато в Казани шовинисты регулярно проводят русские марши против татарского языка и чтобы мы, татары вымирали быстрее». Можно и не обращать внимания на этот бред, привлекая в наши мероприятия всё больше татар – патриотов России, но дело даже не в этих замкнутых на своём бреде людях.

 

Вот, идёт по улице в центре Казани один общественно активный русский студент, а его ни с того, ни с сего полицейский останавливает, спрашивает – не на пикет ли одиночный с плакатом постоять тот отправляется? Студент удивляется, нет, говорит, совсем по другим делам иду. Потом вызывают студента в один кабинет в его институте, и начинают «прощупывать» на лояльность, убеждать прекратить активность, пеняют на его странички в соцсетях, дескать, опасным русским национализмом там веет… Эксперты, как бы…

 

И такие случаи у нас – всё чаще и чаще, и всё удивительнее и удивительнее.

 

В таких условиях – эту ли цену следует платить за то, чтобы вновь провести Русский марш в виде традиционного шествия?

 

Подумали мы оргкомитетом, и решили перевести усилия в несколько иную плоскость, реализовать задумки в другом формате.

 

И, вот, памятуя о сильной стороне участия татар в ежегодных Русских маршах в Казани, решено было провести дискуссионный клуб на тему «Татары и идеология Русского мира».

 

Наш город и регион – как раз и уникальны тем, что здесь вместе с русскими живут татары, большинство из которых – настоящие патриоты России, и искренне хотят ей блага, взаимодействия с соседями – с русскими.Отсюда – и эта идея, о которой мы подробнее писали чуть раньше.

 

Думается, что наша уникальная дискуссионная площадка станет долгоиграющим проектом, а пока для участия в ближайшем заседании 4 ноября мы пригласили не только общественников, политиков, чиновников и интеллектуалов, но и местное духовенство. И пока ожидаем ответа Духовного Управления мусульман, узнаём, что митрополит Феофан уже благословил на участие первого проректора духовной семинарии игумена Евфимия (Моисеева) и протоиерея Алексия Державина, а это значит, что начало обещает быть содержательным и интересным. Причём, что-то подсказывает, что интерес будет не только у участников дискуссий, но, может быть, и у чиновников. Слишком состарились почти за тридцать лет идеи, по которым до сих пор живёт регион – может быть самое время обсудить новые?

 

Михаил Щеглов

председатель Общества русской культуры Республики Татарстан,

председатель Казанского отдела Русского Собрания

2 ноября 2016, г. Казань

 

 

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram