Опыт тоталитарного мышления: индейцы, коммунисты и либералы.

Основной принцип тоталитарного мышления  - это ощущение себя как функции, детали механизма. Человек может существовать, только исполняя строго определённую роль, и выполняя узкий набор конкретных функций. Но, самое главное, человек  заставляет себя мыслить строго определённым образом, приходить к заведомо определённым выводам.

 

При полноценном тоталитарном мышлении всё это делается вполне добровольно! Помимо всего прочего, потому, что механизм, в котором тоталитарно мыслящий человек работает винтиком, это сама Вселенная! Вселенная устроенная единственно верным образом. Т.е, налицо крайняя возвеличивание своих целей и ценностей. И через них – самого себя.

 

 

Поэтому все другие принципы жизни и системы взглядов тоталитарно мыслящий человек воспринимает как абсолютное зло и лож.

 

Именно поэтому носитель тоталитарного мышления  слишком часто не способен от него отказаться. Отказ означает для него абсолютное унижение, превращение в парию и носителя зла. Прежде всего, в глазах самого себя.

 

Именно поэтому некоторые жертвы массовых репрессий в СССР 1930-х гг. кричали «Да здравствует Сталин» перед самым расстрелом!

 

Именно поэтому глава империи ацтеков легко дал взять себя в плен, а индейцы массово умирали, когда испанцы превращали их в горнорабочих из земледельцев и воинов.

 

Именно поэтому европейские либералы продолжают выходить навстречу мигрантам с плакатами «Добро пожаловать!». Хотя среди них есть люди, уже пострадавшие от рук вновь прибывших…

 

Подлинное тоталитарное мышление – удел людей, так или иначе причастных элитарности, членов некоего «ордена меченосцев» или связанных друг с другом «орденов». Для более низших слоёв тоталитарное мышление подаётся как нечто относительно внешнее, но полезное, красивое и приятное.

 

Более высокое. Элитарность – одна из причин, почему за тоталитарное мышление цепляются.

 

Теперь коротко рассмотрим проявления тоталитарного мышления в разных культурах.

 

Причиной появления тоталитарного мышления у индейцев древней Мезоамерики стал недостаточно высокий уровень технического развития и развития государственных структур при высочайшей духовной культуре, о которой говорит уровень произведений искусства.

 

Организовывать и держать под контролем людей приходилось не рационально - бюрократически, а идеологически. Особенно это касалось высших слоёв общества. Отсюда пошло восходящее корнями к шаманизму воспитание элиты как воплощений (пусть уже и непрямых) важных для земледельца явлений природы: дождя, солнца и пр. В таких условиях существенно подавлялось личное «я» элитария. Он сливался со своей функцией и не мыслил себя вне её. Отсюда, в ряде случаев, очень эффективное выполнение этой функции. В том числе и с выходом на внерациональный уровень.

 

Система воспитания людей-функций стало социокультурной причиной появления мезоамериканских городов –государств с развитой архитектурой, культурой, духовной жизнью. Материальной причиной стала высокоурожайная кукуруза (маис). Вместе они компенсировали техническую отсталость (неиспользолвание металлов в производстве и военном деле, отсутствие колеса и тягловых животных).

 

Однако случаи ослабления тоталитарных механизмов воздействие на элиту приводили к быстрому снижению уровня её компетентности и добросовестности. На что в условиях слабости рациональных государственных механизмов, быстро и жестко реагировали воинственные соседи и социальные низы. Можно предположить, что это стало одной из причин падения городов –государств майя классического периода.

 

Тоталитарное мышление так же делало мезоамериканскую элиту крайне негибкой и зависимой от догм. Именно это вместе с представлениями о возвращении бородатого бога Кецалькоатля облегчило конкистадорам арест и использование в своих целях правителя ацтеков Монтесумы…

 

Тоталитарная коммунистическая идеология СССР понадобилась, прежде всего, для унификации русского народа, переформатирование его из народа индивидуалистического в народ, приверженный абстрактным внеличностным регуляторам. Русские казались коммунистам слишком своевольными, анархичными и разнообразными. Также тоталитарное мышление должно было частично компенсировать, как и у индейцев Мезоамерики, несоответствие слабых технических средств грандиозным задачам.

 

Носители тоталитарного мышления захватили власть над русскими. После чего они добились очень многого. Рост промышленности в 1930- е гг. был обеспечен как засчёт административно –силового принуждения ( для обычных русских), так засчёт  добровольно воспринятого тоталитарного мышления (у ряда представителей различных элитных и полуэлитных  групп СССР). Тоталитарное мышление наряду с тотальным ограблением деревни, большими  жертвами и кредитами ФРС стали той силой, которые обеспечили рост промышленности  и промышленно-транспортного сегмента инфраструктуры в предвоенные и военные годы. Что во многом и обусловило победу в Великой Отечественной войне, последующий выход в космос и некоторые другие достижения. Этот факт и его причины были позднее художественно отрефлексированы в знаменитой песне В.С. Высоцкого «Мы вращаем Землю».

 

…Мы не меряем Землю шагами,

Понапрасну цветы теребя,

Мы толкаем ее сапогами

- От себя, от себя. …

 

И от ветра с Востока пригнулись стога,

Жмется к скалам отара.

Ось земную мы сдвинули без рычага,

Изменив направленье удара. …

 

Кто-то встал в полный рост и, отвесив поклон,

Принял пулю на вдохе,

Но на Запад, на Запад ползет батальон,

Чтобы солнце взошло на Востоке. [i]

 

Сравним с ацтекским мифом о сотворении нынешнего (пятого) солнца и луны.

 

«И вот уже вновь люди населяли землю, но было темно, потому что еще не было солнца. Опять все боги собрались вместе, чтобы выбрать того, кто будет Солнцем. Но никто не хотел становиться Солнцем, потому что для этого необходимо было пожертвовать жизнью. Много раз спрашивали боги, не хочет ли кто-нибудь стать Солнцем, но никто на это не отваживался. Наконец поднялся один богато одетый господин и сказал:

- Я буду Солнцем!

И еще раз спросили боги, не хотел ли кто-нибудь еще стать Солнцем, и вышел еще один бог. Он был беден, из одежды на нем была только набедренная повязка, а тело его было покрыто язвами. Но он смело сказал:

- Я буду Солнцем.

Богатого господина звали Текусистекатль, бедного звали Нанауацин. Затем и бедный, и богатый удалились, для того, чтобы подготовиться к церемонии. Четыре дня они должны были поститься и приносить дары богам….

Наконец церемония началась. Первой была очередь Текусистекатля. Он приблизился к костру, чтобы броситься в него, но жар был такой сильный, что бог не смог побороть свой страх. Он отступил и приблизился вновь, но снова ему не хватило смелости. Четыре раза он попытался прыгнуть в костер, и четыре раза терпел неудачу.

Настала очередь Нанауацина. Бедный Нанауацин не колебался. Он закрыл глаза и бросился в костер. В тот же момент языки пламени взметнулись до самого неба.Богатый Текусистекатль устыдился своего малодушия и бросился в костер вслед за Нанауацином. Огонь поглотил и его.

Все боги преклонили колени и в молчании ожидали выхода Солнца. Они смотрели во все стороны, так как не знали, откуда должно было появиться Солнце.

Вскоре один из богов воскликнул: «Смотрите! Смотрите!» Все повернули головы на восток, туда, куда указывал этот бог. Небо было красным, как пламя, и Солнце ярко блистало в свете своих золотых лучей. Никто не мог на него смотреть, таким ярким и горячим оно было. Его лучи проникали всюду. На земле стало светло и тепло.

Но когда Солнце проделало свой путь, к большому удивлению богов, взошло второе Солнце. Это был Текусистекатль, который бросился в костер вслед за Нанауацином. Это второе Солнце уже не светило так ярко, как первое, но все же давало много света. На земле больше не было ночи» [ii].

 

Если бы ацтекские воины услышали песню Владимира Семёновича, то очень бы её полюбили. Особенно элитные воины-орлы, близкие дневному светилу…

 

Однако анархизм и индивидуализм русских, слабость в русской культурной среде внеличностных поведенческих регуляторов наряду с партикуляризмов представителей нерусских народов успешно победили тоталитарное мышление. И победило его, прежде всего, само «начальство». В отличии от начальства классических майя, это были весьма гибкие люди, располагавшие различными методиками использования в своих целях людей, не являющимися их горячими сторонниками. Это и тотальная зависимость общества от бюрократии и  её приводных ремней, и многое другое.

Начальство успешно до поры до времени приватизировало государство и общество. Во второй половине XX в. оно отказалось  от попыток поменять индивидуалистический менталитет русских. Оно, сочетая подавление с кормлением, лишило их навыков самоорганизации и самозанятости, сделало русских зависимыми от него на уроне пропитания и элементарной защиты. Хотя возможно, не столь сильно, как государствообразующие этносы некоторых развитых стран.

 

Тоталитарное мышление в среде западных либералов и элиты в целом  развилось и победило по двум взаимосвязанным причинам.

 

С одной стороны, оно стало плодом долгой выработки в демократическом обществе эффективных принципов управления человеком «изнутри», без использования прямого и грубого принуждения. Здесь выработка тоталитарного мышления шла рука об руку с развитием политической пропаганды и различных видов рекламы.

 

С другой стороны, в первой половине XX в. либерализм и западные элиты столкнулись с вызовами со стороны тоталитарных идеологий, активно и успешно использовавших в своих целях  такие элементы демократии, как выборы свободу слова, опору на массы. Одновременно либералы стали ощущать вызов цезаризма в «своей» среде.  Со стороны некоторых представителей крупного капитала вкупе с яркими политиками-популистами.

Ради сохранения своей власти либералы и западная элита добровольно отказались от права свободно мыслить и действовать, от личностного начала в политике и интеллектуальной жизни, и перешла на тоталитарное мышление. Это ей облегчила инкорпорация в свои ряды уже готовых носителей тоталитарного мышления. Например, многих западных левых. В меньшей степени пособников нацизма и фашизма.

 

Окончательно переход элит завершился в третьей четверти XX в., его громким выражением стало убийство в США братьев Кеннеди, импичмент Никсона. Т.е. подавление внутренних цезаристских тенденций. Позднее принцип распространялся, что называется, вширь и вглубь.

 

Были достигнуты огромные успехи в построении небывало богатого и управляемого общества, в Холодной войне побеждён СССР. Но теперь близится закономерный конец.

 

На Западе внеличностные регуляторы всегда были сильнее, чем в России. И поэтому западная элита и интеллигенция массово вряд ли откажется от таких принципов своего тоталитарного мышления, как интернационализм, толерантность и многое другое. Для них эти принципы есть основа как элитарного статуса, так и оправдания своего существования как такового.  Именно поэтому Ангела Меркель ведёт политику в отношении мигрантов крайне сходную с таковой Монтесумы в отношении конкистадоров. Рациональность элитарных западных групп в значительной степени подавлена.

Гораздо более «прогрессивны» здесь испытывающие всё большие трудности «демократические» слои и использующие их политики –неопопулисты вроде Трампа. Как известно, мощное сопротивление конкистадорам оказали ацтекские воины, не получившие жреческого образования, во главе с новым правителем Кауатемоком….

 

Хотя и они вряд ли смогут остановить наступление неофеодализма как общественного уклада.

 

Тоталитарное мышление, даже ели оно вырабатывалось в весьма архаичном обществе, делает данное конкретное общество более уязвимым и недолговечным. Как по причине негибкости поведения элиты, так и трудности поддержания нужного «градуса» тоталитарности.

 

Как и демократия, тоталитарное мышление способно давать быстрый и значительный результат, который сравнительно легко может быть сведён на нет. В отличие тоталитарных и демократических обществ от традиционных. Последние не столь эффективны, но более долговечны.

 

Тоталитарное мышление либо рефлексия по его поводу, пусть и негативная, породило на разных материках и у разных народов монументальное грандиозное искусство, нарочито подавляющее отдельное и частное в пользу общего принципа, архетипичности. Представим здесь несколько иллюстраций данного тезиса.

 

 

 

[i] Высоцкий В. Мы вращаем землю. // http://song5.ru (да обращения – 14. 08. 2016).

[ii]   Мифы. Ацтекские мифы // http://www.katastrofa.h12.ru (дата обращения – 14. 08. 2016).

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter