Россия, поздняя осень – именины казанские

Что в осени ценно русскому человеку  кроме того, что обильно живописал Александр Сергеевич Пушкин?

У меня – личные детские воспоминания.

Вспоминается картина  -  перевёрнутая ванна из оцинкованной стали. Я - отрок лет шести, с отцом  в дачном домике, кругом ноябрьская стылая хмарь, отец моет в снеговой шуге  картошку, обтирает, закладывает в  маленькую алюминиевую кастрюльку, и, хлоп её к верх дном  прямо на оцинковку! А снаружи  - чушечками сосновыми обложил, поджёг их… Уже через десять минут – потеплело и вкуснейше запахло печёной картошкой, которой потом и насытились, и нутро согрели.

А  в Казанском крае осень – время вспоминать исторические события и особые, Казанские, церковные праздники.

15 (2) октября 1552 г – на следующий день после праздника Покрова Пресвятой Богородицы -  в результате ожесточённого противостояния войск Иоанна Грозного и хана Едигера Казань пала.

С этого времени Казанское Ханство перестало существовать как государство а его территория стала частью России, и его народ тоже стал частью народа России.

Сразу после боёв всех погибших, на ком был нательный крест,  схоронили в братской могиле, позднее в 1832 г на этом кургане  была возведена замечательная каменная церковь , известная сейчас как Храм-памятник православным воинам, павшим при взятии Казани, освяшён он был в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя.  Таких уникальных строений в форме военной палатки, увенчанных  георгиевским воинским крестом в мире ещё только два – в Севастополе  в Крыму и на Шипке в Болгарии.

Именно по причине того, что захоронение образовано после праздника Покрова, в Казани покровская родительская  суббота празднуется не в ближайшую субботу накануне  праздника, а в ближайшую субботу после праздника.

Во времена рассвета Российской империи место захоронения воинов Иоанна Грозного было весьма почитаемым. Здесь проводились не только регулярные церковные службы,  но различные воспитательно-патриотические акции. В середине XIX века праздников сугубого поминовения осенью проводилось несколько, но главным городским праздником были «именины Казанские»— 2 октября. В это время кроме крестного хода, у храма-памятника устраивался также военный парад, где всегда присутствовал губернатор, архиерей и все уважаемые казанцы.

По завершении времён богоборческого безвременья церковные службы на Храме-памятнике  - и не только  поминальные в октябре – возобновились в 2000 году и с тех пор проводятся здесь регулярно.

Единственная помеха проведения служб на самом Храме-памятнике – высокая вода Куйбышевского водохранилища, по которой церковь порой оказывается на острове. В этих случаях либо требуется лодка, либо служат  по близости – напротив, на берегу. Так было  в октябре, в нынешнем году.

Молились на храм и на образ Спаса нерукотворного, закреплённый в ветках прибрежного куста.

И в октябре же нынешнего года состоялась и панихида по Казанцам, убиенным в первой мировой войне.

Поклонный крест – пока из сосны -  был установлен ещё год назад на Арском кладбище, что в центре Казани по предложению общины старо-поморского согласия. Тогда же отслужили и две панихиды – по православному чину и по  старо поморскому –  древнерусским знаменным распевом. А после – и мулла, председатель центра исламской культуры «Иман» Наиль хазрат Гарипов прочёл дуа (поминальную молитву) по захороненным на кладбище умершим.  Татары-мксульмане  воевали плечом к плечу с русскими. Так было с присоединения Казанского ханства во все времена, и по сей день.

Старообрядцы старопоморского согласия – панихида у поклонного креста в память жертв Первой мировой войны.

Вообще, надо сказать, что Арское кладбище – кладезь истории казанского  края. Вот, тоже  в субботу 17 октября 2015 г. здесь служили две панихиды в память жертв расстрела демонстрации 1905 года у памятника, сохранившегося на братской могиле. На доске памятника, уже отвалившейся и прислонённой к постаменту, угадываются имена трёх похороненных.  Всего же в этот день 17 октября 1905 года – ровно 110 лет назад – были расстреляны около сорока человек, а в волнениях участвовали десятки тысяч, понятно, что далеко не только бунтари-свободолюбивцы студенты и интеллигенция – а массы рядовых граждан и обывателей.

 

Панихида по демонстрантам, убиенным 17 октября 1905 г.

Догадывались ли эти люди, погибшие, как все тогда считали, за справедливость, что ждёт их страну последующие десятилетия? А  те, кто в них стрелял и отдавал приказы – со своей стороны, наверняка в полной уверенности, что защищают  стабильность и государственные устои?

Ясное дело ни те, ни другие – не догадывались. Даже и те, кто стимулировал, провоцировал и организовывал беспорядки, даже многие, кто были авторами идейных брожений и интеллектуальных конструкций нового мироустройства – уж, во всяком случае, в своём большинстве – наверняка не давали и не могли дать адекватной оценки возможным последствиям, масштабам личных трагедий десятков миллионов судеб своей страны.

С одной стороны – народ, жаждущий справедливости, подогреваемый сторонниками решительных реформ, с другой – народ, инстинктивно не приемлющий смут, презрительно называемый в советское время черносотенцами, казаки, полиция и царские  войска. Как всё это знакомо нам, свидетелям смут рубежа восьмидесятых-девяностых в СССР-России, цветных революций и кровавого Майдана!

Взятие Казани Грозным, народные возмущения и расстрелы демонстраций в 1905-м или 1917, первая мировая или другие трагические события – обо всём нужна человеческая память и церковное поминовение. И, каменный символический крест по православным, погибшим в первой мировой – нужен в нашем крае хотя бы один. Вот, после панихиды обсудили и решили  собраться ближайшие недели на расширенном заседании Общества любителей Казанской старины с тем, чтобы там обсудить –  каков будет этот памятник и как собрать на него народные средства.

Наконец и три года выношенную  семейную задачу воплотил,  наконец и я, раб Божий, грешный Михаил – отлил своими руками и установил крест на могиле отца. Волгарь, рыбак был знатный. Вот, и камень для отделки с берегов наших рек насобирал я постепенно  и теперь встроил в крест и основание. Даже шлифованные кусочки кирпича красного на месте язв Спасителя, как символы невинной крови – угадываются …

Будем поминать - и родителей,  и всех!

Хоть собором, хоть малым числом, хоть в одиночку, на домашней молитве – пока живы мы русские, православные.

Святый Боже! Святый Крепкий! Святый Безсмертный, помилуй нас!

В любой мороз, ветер и непогоду http://www.youtube.com/watch?v=FsHDy0D1H9M

А самый великолепный и многочисленный праздником у нас – конечно завтрашняя «Казанская»! На крестный ход из храмов, что в центре, всё прибывают и прибывают стройные ряды верующих и священства… И, вот, вся многотысячная процессия с иконами, хоругвями, даже флагами, с молитвенным пением двинется по кремлю и центральным улицам Казани от Благовещенского собора Казанского кремля – к историческому месту обретения Казанской иконы Божьей Матери. Потечёт как река могучая, неиссякаемая. А мы, конечно верим – так будет здесь – до скончания веков !

 

Начало крестного хода в Казани 4 ноября 2014 г.

 

Михаил Щеглов,

г. Казань

3 ноября 2015 г.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter