Сергею Махлаю остается надеяться только на церковь

Председатель совета директоров ОАО «Тольяттиазот» Сергей Владимирович Махлай награжден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом орденом преподобного Сергия Радонежского второй степени за вклад в реконструкцию и воссоздание храма Преображения Господня на Преображенской площади г. Москвы. Об этом событии сообщили СМИ Самарской области, где и находится «Тольяттиазот».

Удивительно, что впервые за всю историю этой высокой конфессиональной награды среди ее кавалеров – бизнесменов, врачей, политических и общественных деятелей – затесался уголовник. Ведь не так давно решением суда Сергей Махлай (он же Serge Makligh, он же George Mack) был лишен поста председателя совета директоров ОАО «Тольяттиазот». Произошло это потому, что вот уже почти год как он заочно арестован в связи с расследованием уголовного дела о мошенничестве на миллиарды долларов и находится в международном розыске по линии Интерпола. Новость о награждении, однако, будто бы возвращает скрывающегося от российских правоохранительных органов в США Махлая не только в состав совета директоров ТоАЗа, но и в стан благопристойных граждан, да еще и с некой аурой добродетели и меценатства. Опасаясь суда мирского, Сергей Махлай, очевидно, пытается заработать очки на суде Божием.

А грехов, которые нужно замаливать, у Махлая предостаточно. В 2011 году он возглавил совет директоров ТоАЗа, сменив на этом посту своего отца Владимира. В конце 2012 года Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере на «Тольяттиазоте». По версии следствия, «Тольяттиазот» продавал свою продукцию по заниженной цене швейцарскому трейдеру Nitrochem Distribution AG, дочерней структуре Ameropa AG Андреаса Циви, который еще и владеет 12% акций «Тольяттиазота». Трейдер уже реализовывал продукцию по рыночной цене. Год спустя было возбуждено еще одно уголовное дело по статье «злоупотребление полномочиями» по факту вывода из ТоАЗа наиболее ликвидных активов – метанолового производства вместе с земельным участком, на котором оно расположено. Суммарный ущерб, нанесенный предприятию незаконными действиями, оценивается экспертами в $1,5 млрд. В декабре 2014 года суд заочно арестовал Сергея Махлая, его отца Владимира Махлая, главу Ameropa Андреаса Циви и директора Nitrochem Беата Рупрехта. Все они сейчас разыскиваются Интерполом.

В 2011 году проверка Ростехнадзора обнаружила на предприятии более 500 нарушений в сфере промбезопасности и охраны труда. С тех пор претензии к ТоАЗу постоянно предъявляли экологи, контрольно-надзорные и налоговые органы. На протяжении нескольких лет эксперты и журналисты в один голос твердили, что предприятие является самым технологически отсталым в отрасли и все больше превращается в источник постоянных техногенных угроз регионального и федерального масштаба. В 2015 году эти опасения подтвердились, когда участок аммиакопровода «Тольятти – Одесса» в Воронежской области прорвало, и в окружающую среду попали тонны ядовитого аммиака. Около 800 мирных жителей пришлось эвакуировать, местному хозяйству был нанесен ущерб в миллионы рублей. В связи с аварией возбуждено и расследуется уголовное дело. Сам Махлай, тем не менее, не счел нужным даже приехать в Россию и поднять вопрос, скажем, о компенсациях пострадавшим от его трубопровода людям.

И на фоне всего этого – столь высокая конфессиональная награда, орден Преподобного Сергия Радонежского? На самом деле, преступники на Руси, преследуемые светскими властями, издревле пытались замолить грехи в Церкви. А после развала СССР и падения атеистической доктрины в храмы потянулись не только простые верующие, но и, в том числе, крепкие люди на дорогих «Мерседесах», одетые в спортивные костюмы и с массивными золотыми цепями на шеях. И сегодня пожертвования в пользу Церкви многие, к сожалению, воспринимают как покупку индульгенций, которых в православной традиции никогда не существовало. Еще в 2006 году известный российский бизнесмен и постоянный участник списка Forbes Алексей Ананьев сказал в интервью «Ведомостям»: «Мне фраза “социальная ответственность бизнеса” кажется искусственной. Какой-нибудь завод сливает ядохимикаты в реку, там уже ничего не живет, трубы дымят, все задыхаются, дети болеют, но зато завод взял и профинансировал какую-то часовню. Вот это, наверное, социальная ответственность бизнеса – поставили галочку». Слова Ананьева как нельзя лучше подходят к истории с награждением Махлая орденом. С той лишь разницей, что этот владелец «какого-нибудь завода» еще и подозревается в совершении тяжких преступлений и скрывается от правосудия за рубежом. Кроме того, спонсируя строительство храма, Махлай жертвует не личными средствами, а незаконно выведенными с ТоАЗа деньгами, с которых не выплачивались ни налоги, ни дивиденды, иначе говоря, просто украденными.

Возможно, Махлай и правда раскаялся, и теперь старается для высших сил. Испокон веков покровительством Церкви пользовались разного рода юродивые или блаженные. А мистер Махлай в последнее время как раз демонстрирует признаки резкого ухудшения морально-психического состояния. Когда-то в одном из своих интервью он заявил о намерении предложить работу в своем бизнесе участницам Pussy Riot, которые прославились благодаря акции в Храме Христа Спасителя. А в последнее время Махлай постоянно жалуется, что его преследуют рейдеры, миноритарные акционеры, коррумпированные правоохранительные органы и другие приспешники сил зла. Эти преследователи явно доставляли ему неудобства и мешали заниматься служебными обязанностями. Не исключено, что следующим шагом Сергея Владимировича станет отказ от всего мирского и уход в монастырь, чтобы остаток жизни провести в молитвах о прощении грехов. Ну а если ему все-таки доведется предстать перед судом мирским, у его защиты будут серьезные основания заявить о невменяемости своего подопечного.

Первая публикация - Новые Ведомости

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram