Сверхзвуковой транспортный самолет и поражение НАТО

Несколько дней назад журнал "Эксперт" на страх врагам выдал многозначительное сообщение о том, что в России будет разрабатываться Перспективный авиационный комплекс транспортной авиации (ПАК ТА), который позволит перебросить целую танковую армию. На закрытой коллегии ВПК обсуждался проект создания такого самолета, который мог бы перевозить 5 танков "Армата" на расстояние в 7 тысяч километров без дозаправки. 80 таких самолетов могут перебросить 400 танков "Армата". Генерал, пожелавший остаться неизвестным, сказал, что шокирован такими широкими планами, хотя тут же признал, что переброска такого оперативно-тактического соединения имеет огромное военное значение.

Безусловно, что такие сообщения просто так не появляются. Скорее всего, это отечественный ответ на переброску американских войск и бронетехники в Европу с намеченным шествием по европейским странам, на планы создания европейской армии, да и вообще на обозначившиеся в американском истеблишменте агрессивные поползновения. Мол, не уймете некоторые горячие головы в командовании, через десять лет будете иметь перспективы добровольного воссоединения Аляски с Россией. Однако, вряд ли стоит воспринимать это сообщение только как остроумную пугалку для заклятых друзей. Создание такого комплекса вовсе не выглядит столь уж фантастическим.

 

Самолеты и моторы

 

В этом сообщении указывается, что изменено техзадание для ПАК ДА, и теперь создаваемый самолет должен иметь около 2000 км/час скорости, практической дальности 7 тысяч км и грузоподъемность в 200 тонн. Надо отметить, что грузоподъемность в 200 тонн вовсе не является самой большой. Ан-225 "Мрия", оставшийся на Украине теперь, имеет грузоподъемность в 253 тонны. Но дело не в этом, а в скорости. ПАК ТА мыслится сверхзвуковым.

Некоторые идеи на сей счет, видимо, уже есть. В Интернете появился эскиз необычного самолета, выполненного по схеме "утка", с двухкилевым оперением, с шестью двигателями, четыре из которых размещены на передних крыльях. Судя по уже обозначившейся привычке российских производителей делится с публикой уже устаревшими эскизами (как было с ПАК ФА и танком "Армата"), скорее всего, это самая первоначальная идея ПАК ТА, в которой явно просматривается комбинирование удачных идей, взятых у Ту-160, Ту-144 и Ан-225. Эта экстравагантная конструкция явно была первой пробой пера, тогда как можно сделать предположение, что дальнейшие проработки идут по пути комбинирования Ан-225 и Ту-160. От ракетоносца-стратега возьмут интегральный центроплан с мотогондолами и крылья с изменяемой стреловидностью, а от "Мрии" двухкилевое оперение, по всей видимости, устанавливаемое на центроплан. Пока что это только предположения, со временем нам все покажут и расскажут.

Почему бы не взять в качестве транспортного самолета Ан-124 или Ан-225, которые уже строились и опробованы в эксплуатации? Причина, видимо, прозаическая и не состоит в устарелости конструкции этого самолета. Эти две машины изготавливались на Украине, на киевском ГП "Антонов" и оснащались двигателями Д-18Т, выпускавшимися АО "Мотор Сич" в Запорожье. Долгое время вынашивались разные проекты российско-украинской кооперации в производстве самолетов, но теперь, в свете новой политической ситуации, эти проекты совершенно отпали. Новый самолет нужно теперь делать целиком в России, благо Ту-160 производился на Казанском авиационном производственном объединении им С.П. Горбунова (КАПО), и оснащался двигателями НК-32 производства ОАО "Кузнецов" (ранее Куйбышевский моторный завод) в Самаре. "Тройка" для выпуска ПАК ТА будет такой же: ОАО "Туполев", КАПО и ОАО"Кузнецов".

Весь вопрос состоит в том, что для создания сверхзвукового транспортного самолета нужны гораздо более мощные двигатели, чем НК-32. ПАК ТА будет по максимальному взлетному весу сопоставим с Ан-225, у которого он составляет 640 тонн, тогда как у Ту-160 - 275 тонн. Для него требуется двигатель с тягой на форсаже в 40 тонн. Такой двигатель разрабатывался на ОАО "Кузнецов" в начале 1990-х годов - НК-44, но потом работы по нему были прекращены. По всей видимости, самарские двигателестроители дали гарантию, что они доведут эту разработку до конца в требуемые сроки, и это стало одной из причин того, что появились новые планы.

Впрочем, оставим сферу самолетостроительных предположений. Как показывает практика, дело это неблагодарное и способно вызвать лишь пустую дискуссию с теми, кто убежден, что российское авиастроение больше ничего стоящего произвести не в состоянии. На мой взгляд, разработка ПАК ТА не составляет совершенно неразрешимой задачей, для нее есть многочисленные заделы, в том числе и советские, точно так же, как возможна постройка новых самолетов определенной серией. Тем более, что возможны различные промежуточные варианты, оснащенные двигателями НК-32 или даже ПС-90А2, но пригодные для дальнейшего переоборудования под новый двигатель.

 

Танки + десантники

 

Гораздо более интересна сама по себе идея - посадочный десант крупной танковой группировки. В определенном смысле, это разрыв с советскими традициями применения танковых войск, и чуть ли не первая оригинальная оперативно-тактическая идея, появившаяся в Российской армии. Прицел этой идеи очевиден: высадка крупной подвижной танковой группировки в тылу противника способна резко изменить ход любого вооруженного конфликта.

В статье в журнале "Эксперт" были также упомянуты десантируемые самоходные противотанковой пушки "Спрут-СД" (в статье почему-то названные легкими танками) и САУ "Мста-С". "Спрут-СД" показывает, что в качестве пехоты, без которой танки действовать не смогут, предполагается использовать ВДВ. Вообще, усиление воздушно-десантных войск тяжелым вооружением - давняя проблема, которую пытались решать разными способами. Боевой опыт показал, что десантируемая техника вовсе не решает проблем качественного усиления воздушной пехоты. Она имеет слабую защищенность и низкий моторесурс. Это относится и к "Спрут-СД". Сама по себе эта прекрасная машина, но ее слабое бронирование, держащее только пули крупнокалиберного пулемета и осколки, не годится для противостояния на равных с танками противника, а также слабовато и для переносных противотанковых средств. Без танкового и артиллерийского усиления даже прекрасно тренированные десантники, увы, мало что могут.

Сражения в Афганистане, в которых были задействованы десантники, показали, что десантируемая техника малопригодна для действий против противника, оснащенного самыми простыми и распространенными противотанковыми средствами, вроде знаменитого РПГ-7. Потому десантные полки и бригады в Афганистане были перевооружены штатной бронетехникой мотострелковых войск и усилены гаубичными батареями и танками. Так, 56-я гвардейская отдельная десантно-штурмовая бригада в 1986 году получила 102 единицы БМП-2Д, 60 единиц БТР-70, 24 единицы "Нона-С", 18 единиц гаубиц Д-30, 6 единиц "Гвоздика", 9 единиц БМ-21, 36 единиц 82-мм минометов 2Б14-1 и даже 4 единицы танков Т-62. С таким вооружением бригада стала очень грозным противником моджахедов и участвовала во всех крупных операциях во время Афганской войны. Новая идея переброски танков и самоходок транспортными самолетами - это развитие афганского опыта.

ВДВ в сочетании с "Арматами" и самоходками - совсем другой разговор. Это уже полноценная подвижная группировка, способная на большие дела. Первая волна десанта с десантируемой техникой может захватить подходящий аэродром, на который ПАК ТА доставят тяжелую бронетехнику. Дальше десантники пересаживаются на доставленную технику (в линейке "Арматы" есть также тяжелый бронетранспортер; но вместе с танками можно доставить также и другие типы бронетранспортеров, ПАК ТА предусматривает и эту возможность) и превращаются в полноценную мотопехоту. Такая подвижная группировка может расширить зону вокруг аэродрома, нарушить коммуникации противника, захватить ключевые позиции, взять города, рейдировать по вражеским тылам, в зависимости от стоящей боевой задачи. Захваченный аэродром становится, таким образом, исходной точкой наступления оперативно-тактического масштаба.

Тут достаточно вспомнить известный марш-бросок на аэропорт "Слатина" в Приштине 11-12 июня 1999 года, который сломал все планы НАТО в Косово. Тогда также планировалось использовать этот аэропорт для переброски в Косово дополнительных сил, вплоть до дивизии ВДВ и тяжелой техники. Хотя тогда обошлось без прямого столкновения российских десантников и войск НАТО, тем не менее, этот марш-бросок показал огромное значение захвата крупного аэродрома с последующей высадкой десанта. Также выяснилось, что НАТО не способно парировать такой десант.

С точки зрения этого опыта, не так трудно оценить выгодные стороны предлагаемой оперативно-тактической идеи. Конечно, она предусматривает в большей степени операции в Европе, нежели высадку в Америке (хотя и это вполне возможно). Возможны два варианта. Первый - переброска подвижной группы в Калининград и развитие наступления с территории этого Калинградского оборонительного района; это оборонительный вариант. Второй - захват парашютным десантом подходящего аэродрома в какой-либо европейской стране, а затем переброска на него подвижной танковой группы; это наступательный вариант. В обоих случаях авиация бросается на расчистку неба от вражеской авиации над районом десантной операции и подавление зенитных средств. Здесь большую роль играет скорость проектируемого ПАК ТА. Сверхзвуковой транспортный самолет сокращает высадку крупного десанта до нескольких десятков минут, что само по себе является огромным преимуществом, а также позволяет оперативно снабжать наступающую группировку боеприпасами и топливом. Парашютный десант за каких-то пару часов превращается в оперативно-тактический прорыв танковой группировки или даже нескольких группировок, который вполне может потрясти всю систему европейской обороны до основания. Судя по тому, что известно о силах НАТО в Европе, они вряд ли что-то смогут этому противопоставить, особенно в столь сжатые сроки. Эдак можно и Брюссель взять нахрапом.

Как мы видим, ПАК ТА кардинально меняет положение дел. 80 машин этого типа являются постоянной угрозой скоротечного военного поражения НАТО на европейском ТВД со всеми вытекающими отсюда военными и политическими последствиями.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter