Некоторые политические партии, участвующие в выборах депутатов Московской городской думы, слишком увлеклись решением прагматических задач и забыли о ранних договоренностях. В итоге февральское соглашение о едином кандидате от оппозиции ни одна партия, которая подписала его, не соблюдает. В каждом округе левые кандидаты присутствуют в избытке, и избиратель оказывается дезориентирован среди них. В результате он может запутаться и попросту отказаться голосовать за оппозицию, считает заведующий кафедрой общей политологии Высшей школы экономики Леонид Поляков.
Три оппозиционные партии, КПРФ, «Справедливая Россия» и «Альянс зеленых – Народная партия» планировали пойти на выборы депутатов МГД единым фронтом. Еще в феврале они подписали соглашение, в соответствии с которым намеревались в последний месяц избирательной гонки сделать шах и мат своим соперникам – снять всех слабых кандидатов от оппозиции в пользу сильного и «обеспечить монопольное превосходство в Мосгордуме». «Монопольное» или нет, но, по мнению Леонида Полякова, такая тактика могла бы принести коммунистам, эсерам и зеленым до 12 мандатов в столичном парламенте.
Могла, но не принесет. Накануне выборов подписанты встали в позу. Партии отказались признавать слабость своих кандидатов и стали требовать от своих бывших партнеров снимать с выборов своих игроков. Посыпались взаимные обвинения в несоблюдении договоренностей и жалобы в прессе. «Дальше разговоров дело не пошло… Теперь каждый сам за себя», - посетовал в разговоре с «Известиями» секретарь бюро совета московского регионального отделения «Справедливой России» Илья Свиридов. При этом снимать с выборов своих эсеры не согласны в принципе, так как не видят «очевидных сильных кандидатов от оппозиции».
Провал соглашения о едином кандидате фиксируют и в КПРФ. «С ними (экс-партнерами, - ред.) просто невозможно договориться», - возмущается пресс-секретарь фракции КПРФ в Мосгордуме Екатерина Домогатская. Снимать кандидатов КПРФ тоже не готова, но все еще ждет этого от коллег, к примеру, в 21 округе, где работает эсер, и «при этом еще и во всем поддерживает «Единую Россию».
Задора в ситуацию вносят кандидаты-самовыдвиженцы, которые, «размахивая» соглашением, требуют даже от тех партий, которые его не подписывали, снять своих кандидатов. Пресс-секретарь «Яблока» Мария Епифанова рассказала журналистам, что такие требования им выдвинул Максим Кац в пятом округе, «ссылаясь на какие-то соцопросы».
Вся эта предвыборная «чехарда», считает Поляков, не идет на пользу оппозиционным партиям и сбивает с толку избирателей. «Становится ясно, что сама идея единого левого фронта, которая еще полгода назад рассматривалась как вполне работоспособная, не работает. Партиям стало понятно, что фронтального наступления с единой повесткой и выигрышем в ряде округов, не получится. У оппозиции приоритеты другие. Возобладал принцип «своя рубашка ближе к телу», люди решают свои прагматичные задачи, реализуют материальные интересы – кандидаты уже потратились, на них сделали ставку определенные спонсоры. Поэтому думают о своем успехе, своих мандатах», - констатирует политолог.
Однако если предположить, что в Москве есть единая группа избирателей, голосующих за левые партии, то оппозиции было бы логично, объединившись, «протестировать» своего избирателя перед выборами в Госдуму в 2016 году, считает Поляков. Этого не сделано, и это – «стратегическая ошибка». «Как всегда, сегодняшний день заслонил перспективу», - констатирует эксперт.
Более того, под сомнением – и тактика оппозиции. «Посмотрим, получится ли у них вообще кого-то провести. Если они не снимают кандидатов по предварительному расчету, соответственно, конкурировать им приходится и с идеологическими конкурентами, и кандидатами со своего поля. Тем самым они дезориентируют, раскалывают своего избирателя, которому приходится думать, за кого из левых голосовать. Такая тактическая борьба, связанная с конкретными прагматическими интересами, может привести к тому, что левые в московском парламенте могут быть вообще не представлены, или представлены крайне мало. Сегодня в МГД всего два коммуниста, дай бог это число сохранить», - говорит Поляков.