Подкарпатская Русь. История одного сепаратизма. Collaborazione regionale

Слово «коллаборация» происходит от латинского collaboro - «работать совместно», а точнее от латинского co - «с, вместе» и laboro - «работать». Для многих европейских народов, втянутых во Вторую мировую войну, «коллаборация» прочно связана с предательским сотрудничеством с врагами родины, с гитлеровцами и их пособниками. Особо постыдной и наказуемой она становилась в добровольном варианте.

В русском языке это слово звучит скорее как устаревшее и относится к галицизмам (поразительно!) При этом оно несет совсем иной оттенок – именно сотрудничество в широком смысле.

В новое время «коллаборацией» стали называть процесс совместной деятельности двух и более человек или организаций для достижения общих целей, при котором происходит обмен знаниями, обучение. Например, в научных кругах. Коллаборация - это и сообщество, группа людей, участвующих в таком процессе. В Коллаборацию "Байкал" в Дубне входят ОИЯИ, Институт ядерных исследований, НИИЯФ МГУ, "Курчатовский институт", германский центр DESY, Иркутский, Нижегородский и Санкт-Петербургский морской университеты.

И все же слово не избавилось от отрицательной составляющей – о коллаборации артистов, художников, ученых с властями предержащими все еще говорится скорее пренебрежительно. Причем говорится и журналистами – представителями второй древнейшей профессии, и естественно, политиками...

Дежа вю... Подкарпатская Русь, толпа врывается в Белый дом. Восторженные молодые люди допрашивают таможенного чиновника. Перед выборами в Ужгороде меру подбрасывают боевую осколочную гранату. Господа А.Яценюк и В.Кличко искательно заглядывают в глаза госпоже Др. Меркель. Евромайданных лидеров похлопывают по плечам Кэтрин Эштон и Джон Керри. Нацисты с факелами и знаменами «СВОБОДА»! Заявление русинской интеллигенции о поддержке киевских самозванцев. Мейл какого-то активиста с подробным описанием, как меня будут бить битой. Пост еврейской суфражистки о дружбе с Правым сектором... Всё это я где-то уже видел!?

В начале прошлого века русины Угорской Руси, которые старались побыстрее стать мадьярами, назывались «мадяронами». Было в этом слове что-то неуважительное, когда его произносили близкие. Но с еще большим неуважением относились к этим близким новые венгры. Был мадяроном и молодой амбициозный священник и педагог из русин Августин Иванович Волошин. Точнее, сначала он был вполне увлечен русинскими национальными идеями и даже написал «Методическую грамматику угро-русского литературного языка». Однако, служебного роста без поддержки в Будапеште, без коллаборации с властями представить и тогда было невозможно. Поэтому и Волошин был, точнее, стал «государственником», ярым патриотом и сторонником унитарной Венгрии. Свое славянское имя он не применял и прозывался на венгерский манер Агоштон. Однако, всё изменило поражение Венгрии в Великой войне и ее обрезание по Трианонскому договору странами-победительницами. В попытке как-то удержать разбегающиеся земли венгры предложили русинам стать почти государством – венгерской Русинской Краиной. Но предложение опоздало. Уже и тогда не без участия Соединенных Штатов территория русин на юг от Карпат была прирезана к вновь образованной Чехословакии. Волошин вспомнил свое русинское происхождение и активно включился в строительство автономной Подкарпатской Руси.

Сотрудничество с чехословаками, однако, пробуксовывало, они не спешили выполнять свои обязательства по приданию русинам обещаной широкой автономии. В поисках партнеров для усиления своей небольшой Христианско-народной партии Волошин обращает внимание на новую на Подкарпатье силу – на эмигрантов из польской Галиции, воинственных украинских националистов. И те срочно искали лидеров – их идеолог Василий Гренджа-Донской сожалел, что «у нас еще не появился ни украинский Муссолини, ни украинский Гитлер». С радикалами из этого сектора дружит на всякий случай, особо свои действия не рекламируя, и масариковская Прага, - против поляков, против венгров, да и против русин. Звездный час Волошина приходит, когда небольшой украинской диаспорой и ее влиянием на события в регионе начинает интересоваться ведомство фон Риббентропа в фашистской Германии. Коллаборация «Украинский Пьемонт» или «Карпатская Украина», к которой планируется присоединить всю (!) соборную неньку, набирает силу. Подвизавшийся до того на вторых ролях монсиньор Волошин по подсказке из Берлина 26 октября 1938г. назначается Прагой Премьером автономной провинции Подкарпатская Русь.

Гитлеровский дипломат Хенке сообщал в Берлин: "Сегодня ко мне пришёл карпато-украинский премьер А.Волошин и попросил передать глубочайшую благодарность фюреру от карпато-украинского народа за его освобождение. Карпатская Украина знает, что свою независимость она приобрела исключительно благодаря политике фюрера и этого она никогда не забудет!" Дальше-больше. 1 ноября 1938г. в Праге А.Волошин выложил немцам свои пожелания и предложения:

1) «Как можно скорее открыть консульство Германии в Ужгороде;

2) Прислать немецких специалистов и инструкторов для создания системы управления в Карпатской Украине;

3) Немедленно начать переговоры по государственным вопросам, чтобы как можно скорее заменить в Карпатской Украине чешское и другое економическое влияние на немецкое.». Ну, и вершина хозяйственной мысли, с которой, похоже, недавно европейские и киевские деятели списывали Соглашение об ассоциации ЕС и Украины:

«10) ...украинское государство не будет развивать свою тяжёлую промышленность. Это было бы ненужной пролетаризацией страны и поставило бы в опасность европейского рабочего»(!).

Премьер также заявил, что намерен строить свою страну на авторитарных принципах, так как либеральные формы власти слаборазвитый в политическом и культурном отношении народ приведут к катастрофе. По возвращении из Праги монсиньор распустил все политические партии, кроме своей, и создал концлагерь «Думен». Одно исключение все-таки сделали: «Всем гражданам немецкой народности разрешено организовываться в «Немецкую партию» на основе национал-социалистических идей, а также носить знаки отличия и знамена со свастикой».

15 марта 1939 г. А.Волошин на пару дней становится Президентом провозглашенной им же Карпатской Украины. И бежит в Прагу, так сказать, от греха подальше и от венгерских войск, которым Гитлер дал карт-бланш на «освобождение» «Карпатской территории». В течении всей войны монсиньор занимает теплое местечко завкафедры в пражском «Украинском Вольном Университете», между прочим, единственном ВУЗе, который гитлеровцы оставили открытым в протекторате после подавления восстания чешских студентов. Он наблюдает из окна, как Красная Армия освобождает Прагу от фашистов, как рушится Великий германский рейх. Вероятно, он чувствовал себя крупным политиком, европейским либералом, которому простительны многие довоенные и совсем недавние, военные заблуждения и коллаборации. Он уже как бы и не помнит, что в 1939г. просил у Гитлера протектората, а после нападения фашистской Германии на СССР предложил себя на пост вождя занятой немецкой армией Украины. Заодно как специалист-богослов посоветовал фюреру уничтожить на Украине православную церковь... В мае 1945г. был (почему-то!) арестован СМЕРШем, в июле в возрасте 71 года умер в Москве в Бутырской тюрьме. В 2002г. ему присвоено звание Героя Украины - за выдающуюся личную роль в борьбе за утверждение украинской государственности.

Регулярные венгерские войска, разгромившие 18 марта 1939 г. остатки «Карпатской Сичи», встречались населением Подкарпатской Руси цветами. Это было, с одной стороны, отражением сильного внутреннего сопротивления русин, венгров и румын чуждому проукраинскому режиму монсеньора Волошина. Не может селянин привыкнуть к наездам боевиков и крикам: «Сичь вам радость несёт, нация превыше всего». С другой стороны, это было знаменитой русинской коллаборацией, историческим стремлением вытерпеть всё и выжить любой ценой. Опустив глаза, отвернувшись от сцен кровавых расстрелов венгерскими гонведами украинских сичевиков и втянутых в бойню, подставленных своими вождями русинских гимназистов, народы «Карпатской территории - Kárpátalja terület» вернулись к совместной жизни в венгерском государстве. Режим диктатора Миклоша Хорти представлял собой политический микс прагматичного европейского национализма и модного в те времена фашизма. Однако, попытка некоторых, в т.ч. русинских историков, вывести Хорти и его завзятых чиновников из кровавого нацистского поля, не выдерживает никакой критики. Достаточно привести несколько цифр: только с территории Подкарпатсткой Руси за время хозяйствования там венгров было интернировано 104 177 (!) евреев. Подавляющее большиство из них было уничтожено – ничего личного, только национальное. Забитых цыган просто никто не подсчитывал. Не церемонился режим и с русинами, которые не соглашались с установками единого и справедливого государства. Были убиты не только члены диверсионных антифашистких групп Олексы Борканюка и Ференца Патоки, но и те, кто давал им приют. Около 300 лиц, подозреваемых в поддержке разведчиков были брошены в тюрьмы, а оттуда переправлены в немецкие концлагеря. В печально знаменитом Мараморош-Сигете в 1944 г. венгерские власти судили и казнили 27 патриотов. Расстрелы для устрашения проходили и в Чернотисово, и в Виноградово, и в Хусте. Героическое восточно-славянское сознание, для которого помощь партизанам со стороны местного населения является само собой разумеющимся, не может постигнуть европейское и западно-славянское отрицание необходимости и естественности вооруженного сопротивления захватчикам. Например, убийство Райнхарда Гейдриха, наместника рейха в Праге сегодня осуждается значительной частью чешского общества. Ведь оно повлекло за собой карательную акцию гитлеровцев в Лидицах. Поэтому и на Закарпатье сегодня за гибель антифашистов и мирных жителей от рук режима Хорти отвечают как бы коммунисты, СССР, в общем, «москали».

Русины при Хорти «замерли», как йоги они замедлили пульс и снизили температуру тела... Хотя они и были оптированы, приняты в венгерское общество и наделены всеми его правами, в т.ч. правом быть призванным в венгерскую армию и воевать вместе с немцами против антигитлеровской коалиции. Впрочем совсем не обязательно было участвовать в боевых действиях. Достаточно было, например, делать свое дело и демонстрировать такую любовь к родине, что нормального человека бы подташнивало. Вот, что выложил корреспонденту газеты «Уй мадьяршаг» священник Александр Демянович из Рахова: «Я был счастлив, когда мне удалось известить господина полковника Унгера о том, что венгры могут спокойно прийти сюда, ибо их здесь ждёт не оружие, а уже приготовленная триумфальная арка… Прошу вас, господин редактор, не пишите слово «русин», а пишите - «рутен», ибо мы не русины, а рутены. Русин тот, кто в мыслях своих переходит границу, мы же, рутены, желаем навсегда остаться в этой нашей тысячелетней отчизне, и никакая мысль не в силах нас отвлечь… Большинству рутенов автономия не нужна. Ведь автономия означает отделение от государства, а мы, рутены, признаём, что нам следовало бы стремиться к наибольшему единству с венгерским государством… Мы полностью желаем слиться с мадьярством». Емерих Ортутай, настоятель Цегольнянской церкви в Ужгороде и депутат венгерского парламента в 1943 г., в то время, когда тысячи мужчин, женщин и детей Подкарпатья гибли в газовых камерах, говорил с трибуны: «То, что мы видим со стороны правительства в его отношении к нашим национальным меньшинствам, это такое большое проявление великодушия, так сказать, порыв венгерского духа, романтики, что в подкарпатском понимании мы привыкли говорить: акции русин котируются выше, нежели акции мадьяров… - мы не желаем ничего большего». А ведь мог промолчать...

Русины «замирали» не только при Хорти, но и во время майдана и, особенно, во время правления «Киевской хунты» – может быть так будет называться она в истории... Затихли телефоны, исчезли мейлы, посты на Одноклассниках, на Фейсбуке. Но русины не только замедлили пульс и снизили температуру тела... Они включили и другие отработанные в веках защитные механизмы.

5 марта, в период крымского кризиса представители 4-х русинских общественных организаций и 6-ть представителей творческой интеллигенции заявили: «От имени (всех?) русин Закарпатья мы решительно осуждаем грубую агрессию Российской Федерации против суверенной Украины под циничным прикрытием защиты прав национальных меньшинств на Украине... Мы решительно осуждаем также лозунг «Украина для украинцев». Это не что иное, как инициированные российскими спецслужбами провокации, которые они продолжают делать в нашем крае с 1944 г. Мы верим в Украину, в которой обеспечиваются права и свободы граждан, независимо от их национальностей». А ведь могли промолчать... Кому, как не им, хорошо известно, что именно «свободная» Украина на протяжении 23 лет своего существования не признает существование русин. А может и не могли промолчать, ощущая за спиной острые взгляды и бейсбольные биты в руках молодых «бойцов» из правых и левых секторов. Как не могли и их родители в далеких 30х и 40х годах, чуя спиной дула и штыки хортистских гонведов.

На днях областной прокурор Олег Сидорчук призвал закарпатцев не поддаваться на сепаратистские призывы, быть патриотами и сообщать правоохранителям о подозрительных лицах, которые их распространяют. Русинские блоггеры высмеяли его очень специфично: они обеспокоились, что количество «стукачей» может превысить количество жителей и тогда телефонным, интернетовым и почтовым сетям области грозит полный коллапс. «Я убежден, что несмотря на попытки разделить наше государство этого сделать не удастся никому... Уверен, что в нашем регионе граждане не являются сторонниками сепаратистских настроений », - отметил прокурор. Такое впечатления, что человек прибыл сюда вчера...

Оценки ситуации на Украине из Подкарпатской Руси существенно разнятся. Вот, например, как чувствует ее Лауреат Русской премии Роман Пищальник: (Я специально не перевожу с русинского на русский. Не могу представить, что это так уж необходимо.)

Душа болить ня за славянськый Род,

Вмиравуть люди за чужі ідеї.

Уже бы раз изчезнув тот оплот,

Котрый віками зводять фарисеї.

И докіть брат на брата буде йти ,

И докіть рукы будуть потирати

Баригы скверні - попросту чорти,

Котрым єдно, што в світі продавати ..?

Прийшов тот час,- кониць вашуй дорозі,

Уже не довго - добре затяміть,

Вы розбудили и не спить в барлозі

Славянськый змеригованый медвідь !!!

А вот что на тему Украины и России и разницы между русским и русинским языком думает другой Лауреат той же премии – Михаил Чухран:

Толковати, гадаю, ни треба,
Што насправді я маю в виду -
По русинськы говорят из неба,
А на русском говорят в аду.

Михаил Михайлович настоящий поэт, ради красного словца он не пожалеет никого... Я в этой ситуации радуюсь, что среди русских поэтов очень мало тех, кто вообще знает поэзию Подкарпатской Руси и поэтому в сетях не находится талантливого балбеса, котрый бы в пику зарифмовал, например, что на русском говорят во дворцах, а на русинском в хлеву. Вот бы открылся простор для борьбы за межнациональный мир М.Чухрану – украинскому журналисту, есть такая профессия.

А есть ли вообще русины – бойцы? Есть! Иван Петровций, Лауреат Русской премии, исключенный из союза писателей Украины «за участие в русинстве, которое есть антиукраинским»:

- В этот смертельно тяжелый для Пудкарпатской Руси час я молитвенно складываю руки и из самых глубин моего сердца, от самых трепетных чувств моей русинской души твердо говорю «Я русин был, есьм и буду!» Хотя все двадцать три года прозябания в «незалежной Украине», к которой нас «великий» Сталин присоединил еще в 1944м году, русин на родной, испокон веков своей земле чувствует себя человеком из самого бедного рода людского, особо унижаемого «своим» «старшим» «братом» украинцем и «суперстаршим» «братом» галичанином. В то время, когда из-за сегодняшней нищеты в «незалежной Украине», наш трудолюбивые, работоспособные, работящие люди вынуждены покидать свои семьи и идти на заработки в далекие страны, галичане и украинцы збегаются на нашу русинскую землю и под протекцией Киева и Лемберга устраиваются на государственные службы, - говорят, русины начальниками быть не могут. И, поверьте мне, что галичане и украинцы на наших таможнях, в обл- и райгосадминистрациях, в редакциях и на иных барских должностях… зарабатывают, - и наворовывают! - намного больше, чем наш несчастный народ на тяжелых и часто унизительных работах в далеких странах. Все годы «незалежной Украины» наши истинные русины думают о своей незалежности от незалежных галичан и украинцев, которые признавая и превознося свою национальность, русинскую национальность признавать не собираются.»

Спрашиваю: Иван Юрьевич, не страшно? – Страшно, - отвечает,- но не могу молчать!

Collaborazione regionale. Кто бы мог подумать, что Партия регионов, на которую в надежде на поддержку сделали ставку многие политические русины, рассыпется как карточный домик! И русинские «лидеры», дипломаты и реалисты, которые в порыве коллаборации были уже готовы стать русинами-украинцами и свидомыми русинами, остануться без работы и будут прятаться от разных секторов. «Пацаны», которые в 90-х годах предлагали предпринимателям и политикам «крышу», теперь называются «бойцами» и предлагают предпринимателям и политикам сознательно помочь Украинской национальной гвардии, а взамен получить «почет и уважуху»... в общем-то, ту же «крышу».

Есть ли на Закарпатье силы, способные реально бороться за восстановление конституционного порядка или за автономию? Наверное, есть... Внутренний отпор «галичанам», «пришлякам», «бандеровцам» несмотря на захват ими ключевых властных позиций все еще достаточно силён. Есть среди миллиона с лишним закарпатцев около тысячи мужчин, готовых дать вооруженный отпор отморозкам из полувоенских самооборон и гвардий. Молча встанут рядом с ними и несколько десятков тысяч (!) бывших офицеров и прапорщиков Советской Армии. Если за их спинами будут стоять «зеленые человечки». Но человечки вряд ли дойдут до Закарпатья... Будем реалистами.

Поэтому мечта большинства подкарпатских русин - это объявить войну Венгрии и... сдаться!

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram