Наш гностицизм

Каковы основные признаки постмодерна? Одни из них наличие - гностических учений. Учений, направленных на разрушение мира, разрушение общества. Или уход из него. Знанием – «гнозисом», считалось неприятие мира и пути ухода из него. Эти учения решительно отвергают существующую действительность. И работают на уничтожение общества. Даже если утверждают совсем иное.

Эти самые гностики впервые заявили о себе в поздней Римской империи. Все они отрицали этот мир, это общество, этих богов. Всё это они считали ложным и злым. Из этого надо было вырваться. В светлый и гармоничный Иной мир. Где больше не будет ни власти тупых и плоских божеств, таких же императоров, и таких же соотечественников. Всё это стало чужим. И от всего этого надо было избавиться.

Установка на это была общей для гностиков. В остальном они были разными. Кто –то обращался к греко-египетской синкретической традиции ( гностический герметизм), другие гностики считали себя христианами, третьи основывались на иранских началах (манихейство). Кто считал, что чтобы «выломаться» из мира сего нужно быть аскетом. Кто-то – что нужно целенаправленно придаваться всем порокам.

Христиане были близки гностикам. Но они ими не были. Христиане лучше всех отвечали за свои слова и убеждения. Жизнью. И они лучше всех проявили себя в создании коллективов выживания. Где люди не болтали, а помогали друг - другу. Именно поэтому христиане по праву победили всех в Римской империи.

Античные гностики были радикальны на словах. Они концептуально и чётко формулировали свою идеологию. На деле они нередко были благонамеренными римскими гражданами. И их было мало.

У нас теперь тоже поздний постмодерн. И гораздо более «пышный», чем в античности. Концептуальных гностиков у нас мало. Но гораздо больше гностиков-практиков. Теперь они гораздо более разные. И они везде. И во власти тоже.

Те не стремятся бежать от мира, но разрушают его вокруг себя. И все они дружно разрушают наш социальный мир. Гностики – это приверженцы господствующих «европейских ценностей», защитники «меньшинств» и пр. Некоторые из них, радикальные экологисты например, открыто заявляют, что они – за уничтожение человеческого рода. По крайней мере – западной его части. Взять тот лозунг немецких геев: «Германия вымирает, а мы аплодируем!». Но большинство либералов об этом открыто не заявляют. Они за общество, за демократию, за счастье людей. При этом они делают всё, чтобы западное общество исчезло. Таковы и наши либералы и представители власти. Во всём подобные европейцам.

В целом либералы, если их припереть к стенке, легко соглашаются, что живут по принципу Смердякова «или миру провалиться, или мне чай не пить». Они вполне согласны на то, чтобы мир провалился. Лишь бы им чашечку выпить. Даже если это дрянной чаишко в пакетике. Который в пятый раз заваривают. Это же их суверенное право личности. После реализации которого хоть потоп. А пока «остановись, мгновенье»! И плевать, что оно не остановится.

Есть и очень влиятельные концептуальные гностики-практики. Которые сражаются за уничтожение «этого мира» и одновременно пытаются из него «выломаться». Это радикальные исламисты. Самые рафинированные гностики нашего постмодерна. Они сознательно разрушают наш социальный мир. И путём мученической смерти стараются индивидуально спастись из мира физического.

Очень много у нас и стихийных гностиков-эскапистов. Которые стараются «уйти из этого мира». Это многие «неформальные субкультуры». Которые во второй половине XX века пытались «двигать революцию». А потом были переварены «системой» и перешли на чистый эскапизм.

А сколько у нас «неорганизованный» гностиков – эскапистов! Алкоголиков, наркоманов, игроманов. Людей, ушедших из «этого мира» в Интернет.

Гностическим желанием «уехать из этого мира» объясняется и популярность в западных интеллектуальных кругах буддизма и индуизма. Религий в своей глубинной части так же эскапистских. Буддизм ещё на манихейство повлиял…

В европейских странах и России есть и другие силы. Христианство и национализм. Которые, к сожалению, занимают невнятную позицию. Направленную на соглашательство с «этим миром». Христиане стараются подстроится под власть, и под либералов, и под меньшинства. Которые их гнобят и/или развращают. Националисты в основном ориентированы на ностальгию на Европу /Россию советского и отчасти досоветского периода. Словом, пытаются под «этот мир».

Отчасти это «электорально» оправдано. Не хотят «отталкивать людей». Или начальство со спонсорами. Но это – тактика.

В стратегической перспективе «нашего» социального мира «по любому» не будет. Потому, что он просто-напросто пожирает сам себя. И этим живёт. Главное звено западного мира – экономическая система, сейчас существует за счёт подавления рождаемости, самоорганизации и культуры европейских народов. Долго поэтому «этот мир» не протянет.

Так же, как и во времена Античности, победят те, кто будет его разрушать и создавать новый.

К сожалению, сейчас место, занимаемое в период поздней античности христианством, занято радикальным исламом. Именно его представители наиболее последовательно из всех «гностиков» отвечают за свои убеждения. Чужой и собственной жизнью. А так же создают эффективные коллективы выживания, объединённые в общемировую сеть.

Поэтому националисты могут чего-то добиться, делая то, что в «нашем мире» «неправильно». Мужчины никому не помогают инее защищают. А в «лучшем случае» - гнобят других. Националист – мужчина берёт кого-либо конкретного под защиту. «Нормальная образованная» женщина думает, прежде всего, о карьере. Националистка – о семье. (На практике националистки – активные деятели. И всё же…И про деток не надо забывать). «Нормальные современные» люди живут по «принципу Смердякова». Националисты работают для физического и культурного воспроизводства своего народа. Именно этим реальные националисты отличаются. А не ксенофобией или набором каких-то идеологем.

Хороший врач-педиатр лучший националист, чем записной митинговый оратор!

Христианам надо стремиться уподобиться первым христианам. Отвергшим не на словах, а на деле «этот мир» и «это общество». Со всеми его «властями». И вышедшими на борьбу с ним. Христианин должен бежать от того, чтобы занимать в «этом мире» вообще какое-либо место. Тем более, не должен ни в коем случае быть «духовной элитой России» и ездить на дорогом джипе…

В эпоху Средневековья христианство господствовало над миром. В первую очередь – не благодаря поддержке царей и инквизиции. А благодаря способности этот мир отвергать. Вспомним византийских и русских юродивых, Франциска Ассизского. Погром религиозности в Европе начался после появления протестантизма. Когда церковь оказалась подчинённой королям, князьям и собраниям бюргеров. То есть, этому миру и его нуждам.

Примером русским христианам может служить священномученик о. Павел Адельгейм и его праведное житие. Удивительным образом подобное житию св. апостола Павла. Всю свою жизнь он положил на создание общин верующих в разных местах. Терпел гонение от имперских властей (советская власть) и фарисеев (владыка Евсевий). И апостол, и священномученик были убиты металлическим орудием…

И если у нас будет мало таких «священномучеников Павлов», останутся одни «шахиды Саиды Бурятские»…

Нельзя забывать, что дни нынешнего миропорядка сочтены. И то, что сейчас на пике славы и возможностей, вскоре может исчезнуть безо всякого следа. И то, что сейчас считается «маргинальным» и «никчёмным», вскоре может начать править миром. Люди, считающиеся сейчас успешными, возможно очень скоро умрут от голода. То, что было самым важным для нас и наших отцов, наши внуки не будут знать совершенно.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram