«Федоров» пишем – «Роснефть» в уме

Больше года назад Сергей Федоров - легенда советского, российского и американского хоккея - был назначен генеральным менеджером ЦСКА. Практически одновременно в команду пришли также новый главный тренер, американец Джон Торчетти, и новый исполнительный директор. Обновленный ЦСКА летом довольно серьезно усилил состав, однако вхождение в сезон пошло с пробуксовками. Ситуация усугубилась травмами ряда ведущих игроков, часть из них до сих пор на больничном. Однако клуб сумел выйти из кризиса и сегодня находится среди лидеров западной конференции с уверенными перспективами попасть в плей-офф и продвинуться в нем максимально далеко.

Разумеется, ЦСКА и его новое руководство получили от журналистов свою долю критики, что было событием ожидаемым. К сожалению, не всегда она была конструктивной. Некоторые СМИ до сих пор ведут на Федорова и ЦСКА настолько брутальную и злую атаку, что не может не вызывать подозрений. А если вспомнить, что все значительные перемены в ЦСКА (включая приход Федорова и нового тренера) произошли после покупки клуба корпорацией «Роснефть», то становится предельно ясным, против кого на самом деле развязана информационная война.

Метаморфоза Ларина

Затяжной погром клубу и его генеральному менеджеру устроила газета «Спорт-Экспресс». Вот уже который месяц подряд ведущий хоккейный обозреватель издания Игорь Ларин и его коллеги, не стесняясь в выражениях, рисуют картину «катастрофы ЦСКА». Роль ее автора приписывается в основном Сергею Федорову. Критика Ларина часто выходит за рамки журналистской этики, Федорову и Торчетти достаются обидные и злые эпитеты, например, «ЦСКА не нужен фарс Федорова на льду», «Торчетти-спагетти», «присланный нам Петрушка из цирка». Особую пикантность ситуации придает то, что Ларин, как утверждают знакомые с происходящим в российском хоккейном закулисье, во многом обязанный своей журналисткой карьерой и репутацией «специалиста по НХЛ» именно семье Федоровых. Он всегда боготворил представителей прославленной хоккейной династии, в особенности Сергея. «История хоккейной жизни Федорова - это инкрустированная золотом книга», «Он, вероятно, лучший нападающий в истории нашего хоккея» - это тот же Ларин о том же Федорове, всего лишь год назад.

И вдруг мнение Ларина, всегда позиционирующего себя как «близкого друга семьи», о Сергее Федорове резко стало негативным. Из выдающегося спортсмена генеральный менеджер ЦСКА на страницах СЭ превратился в полную бездарность и клоуна, которому не место в хоккее, а «инкрустированная золотом книга» - в сплошную историю неудач. Наши источники, близкие к спортивной семье, связывают эту метаморфозу с произошедшим с Лариным «отказом от дома» после приглашения Федорова в ЦСКА. В семье решили, что с журналистом лучше завершить «особые отношения», которые длились с 90-х годов. Тогда Игорь Ларин вовремя разглядел в отце Сергея - Викторе Федорове потенциал спикера и инсайдера и сумел, как говорится, «сесть на тему». Практически весь период пребывания Федоровых в НХЛ Ларин активно задействовал Федорова-старшего и его сыновей в своей журналистской работе, не гнушаясь при этом использовать слабость отца звезды к алкоголю, чтобы вытянуть комментарий поскандальнее. После возвращения Сергея в Россию журналист пытался продолжать общение с Федоровыми в старом формате, надеясь на поток эксклюзива теперь уже про российскую лигу. Но не сложилось. Виктор Федоров отказался общаться с Лариным. Сергей Федоров все чаще отправлял журналиста за комментариями в пресс-службу ЦСКА. В итоге, понимая, что за произошедшей переменой в отношениях стоит Сергей, Игорь Ларин организовал в СМИ мощную травлю Федорова и его клуба и сумел подключить к ней своих коллег.

Конец финансового беспредела

Версия о том, что известный спортивный обозреватель на страницах спортивного издания сводит личные счеты с мировой хоккейной звездой вполне правдоподобна. Сергей Федоров, напомним, является трехкратным чемпионом мира, серебряным и бронзовым призером Олимпийских игр. Три раза он становился обладателем Кубка Стэнли и 6 раз участвовал в матчах всех звезд НХЛ. Является рекордсменом среди российских хоккеистов по количеству очков за карьеру – более 1500, свыше 1000 из них – в НХЛ. Однако объяснить одним желанием «опустить» звезду атаку «Спорт-Экспресса» на клуб и его руководство мешают ряд фактов и совпадений, указывающих на то, что, в действительности основным объектом «наезда» является именно компания «Роснефть».

Зубодробительная критика СЭ нового руководства ЦСКА зачастую касается не только личностей. Под сомнение ставится эффективность всей финансовой и трансфертной политики владельца клуба. Это, безусловно, удар по «Роснефти», которая, выполняя наказ президента, пришла в ЦСКА и принялась его развивать, оперативно погасив долги по зарплате игрокам и активизировав строительство новой ледовой арены. В клуб были десантированы несколько менеджеров «Роснефти», которые организовали аудит и навели порядок с расходованием средств. На страницах «Спорт-Экспресса» этот процесс был представлен так, что «мальчики из «Роснефти» выдавили всех профессионалов. На самом деле, менеджеры госкомпании занимались наведением элементарного финансового порядка. Знакомые с деталями произошедших в ЦСКА изменений предполагают, что в процессе финансового оздоровления среди прочего были прекращены «левые» выплаты СМИ и отдельным журналистам. Есть информация, что и СЭ, и Ларин были в списках «состоявших на довольствии». Обозреватель Игорь Рабинер. проработавший в «Спорт-Экспрессе» 18 лет, практически с момента его основания, в прошлом году выступил с сенсационными признаниями на эту тему, которые буквально взорвали спортивную общественность и стали поводом для его увольнения из редакции. «В отделе хоккея в какой-то момент вообще уже не понимали, кого можно критиковать, – столько контрактов об информационном партнерстве с клубами было подписано...», - пишет Рабинер в своей книге «СЭкс» в большом спорте» .

Под жесткий контроль были взяты трансфертные цены на игроков, комиссионные агентов, премиальные и многие другими финансовые вопросы, составляющие ежедневную ткань жизни спортивного клуба. По сути, «мальчики из Роснефти» сделали то, в чем давно нуждается не только ЦСКА, но и весь российский профессиональный спорт.

Кому выгодно?

Наведение финансового порядка в клубе, безусловно, вызвало раздражение у целой группы хоккейных и околохоккейных интересантов, однако и оно, похоже, не является конечным и глубинным объяснением атаки на ЦСКА и «Роснефть».

Начало компрометационной кампании совпало с появлением у издательского дома «Спорт-Экспресс» осенью прошлого года нового владельца - гендиректора петербургского филиала «Первого канала», владельца местного медиа-холдинга Ragrad video Эдуарда Райкина. Тогда же произошло удивительное перерождение обозревателя СЭ Игоря Ларина, превратившегося из обожателей Федорова в его ярого критика.

Сама личность Эдуарда Райкина, купившего убыточный «Спорт-Экспресс» за долги (их размер «Ведомости», со ссылкой на неназванного бизнесмена, участвовавшего наряду с Райкиным в переговорах с прежним владельцем СЭ Иваном Рубиным, оценили более чем в $5 млн.), лишь подлила масла в огонь. Главным образом потому, что может пролить свет на то, кто же отважился нанести столь удар по имиджевым позициям «Роснефти».По данным из открытых источников, Эдуард Райкин, гендиректор ЗАО «Первый канал – Санкт-Петербург», весьма близок к «Национальной медиа группе» Юрия Ковальчука, которой принадлежит 25% «Первого канала». Другая структура того же акционера – банк «Россия» - является собственником крупнейшего отечественного оператора телерекламы «Видео Интернешнл». Этим летом Эдуард Райкин даже рассматривался холдингом в качестве нового гендиректора «ВИ». «Газета.ru» прямо указывала, что покупателями газеты выступили структуры, связанные с «Национальной медиа группой», намекая на настоящую роль Райкина в этой сделке.

Политолог Евгений Минченко в нашумевшей серии своих докладов «Политбюро 2.0» называет Юрия Ковальчука членом одной из конкурирующих за максимальное политическое и экономическое влияние в стане элитных групп. Это влияние, по мнению эксперта, касается и сферы ТЭК, где у «Роснефти» - очень сильные позиции и возможность составить оппозицию группе Ковальчука. Нынешний «наезд» на «Роснефть» руками Райкина и устами Ларина очень похож на попытку набросать «черных шаров» компании, продемонстрировать ее якобы провалы в управлении спортивным клубом - а спорт, как известно, одна из самых близких тем для первого лица государства.

Впрочем, нельзя сбрасывать со счетов самого Эдуарда Райкина, который в этой истории (или, точнее, истерии) может выступать не только инструментом, но и бенефициаром. Перед покупкой «Спорт-Экспресса» Райкин был вторым по величине после «Ростехнологий» акционером известного петербургского электронного предприятия «Авангард» и владел почти 19% его акций. В 2010 году «Роснано» вложило в «Авангард» 550 млн. рублей. Благодаря этим инвестициям на мощностях предприятия было развернуто производство современных энергоэффективных датчиков давления и деформации и, внимание, газосигнализаторов и прочих систем безопасности газопользования . Завод также оказывает услуги по калибровке и проверке газоаналитических приборов и датчиков. В марте прошлого года «Роснано» вышло из проекта в отличие от Райкина. «Роснефть» как известно работает не только в нефте- но и газодобывающей отрасли. Таким образом, информационная война «Спорт-Экспресса» против «Роснефти», отмечает пожелавший остаться анонимным специалист-практик в области госзакупок, вполне может служить средством давления на тендерную политику нефтяной госкомпании. Подобного рода «принуждение к сделке» с помощью СМИ мы хорошо помним со времен Гусинского и Березовского.

Не понятно известно ли об этих «шалостях» покровителям и кураторам Райкина в Смольном. Вице-губернатор Санкт-Петербурга по вопросам культуры и СМИ Василий Кичеджи особенно благоволит Ragrad, который, по сообщениям питерской прессы, недавно стал фактическим подрядчиком «Информационно-издательского центра правительства Санкт-Петербурга «Петроцентр», и официального издания Смольного «Санкт-Петербургский дневник». В прошлом году город выделил «Дневнику», куда пришла новая команда во главе с бывшим управляющим партнером Ragrad и главредом «Делового Петербурга» Олегом Третьяковым, беспрецедентные 114 млн. рублей. Чуть раньше Петербург с такой же легкостью расстался с двумя историческими зданиями на Невском проспекте – кинотеатрами «Нева» и «Художественный» - в пользу другой компании Райкина «Синема мир»…

В своей книге Игорь Рабинер подробно описывает, как новые питерские хозяева, освоившись, начали ставить редакции жесткие рамки кого критиковать, а кого нет. Приглашенный по началу Райкиным на должность главного редактора ИД «Спорт-Экспресс» Константин Клещев – великолепный репортер, проработавший в СЭ при Владимире Кучмии более 10 лет, успешный менеджер, запустивший такие проекты, как журнал «Проспорт» и интернет-ресурс Sportbox.ru – продержался в новой должности всего лишь полгода. Несмотря на внятную программу по выводу СЭ из творческого и финансового кризисов, Клещева просто уволили на одной из планерок, а его место занял Кузнецов – руководитель отдела хоккея, того самого, где, по воспоминаниям Рабинера, из-за «заносов» «в какой-то момент вообще уже не понимали, кого можно критиковать». Напомним, что Кузнецов, наряду с Лариным является мотором компании против ЦСКА и «Роснефти».

Так что нынешний «наезд» на клуб и компанию-владельца скорее всего был санкционирован руководством издания, которое уготовило «Спорт-Экспрессу» роль информационного оружия сливного типа, но никак не уважаемого СМИ или успешного бизнес-проекта.

В любом случае, очевидно, что в этой большой игре сошлись интересы самых разных групп и личностей – от больших до малых. Представители могущественного клана, издатель средней руки, использующий подконтрольное СМИ в качестве дубинки, отодвинутые от финансовых потоков бывшие функционеры, обиженный на знаменитость журналист – все они являются выгодоприобретателями в этой истории. Кто-то мечтает об аппаратной подножке руководителю «Роснефти» Игорю Сечину, кто-то – о выгодном сотрудничестве с госкомпанией, иные – о клубной кассе и газетных гонорарах. Только страдают от этого, к сожалению, прославленная команда, российская звезда мировой величины и когда-то не плохая спортивная газета.

Это конкретные доказательства того , о чем ведется речь в нашей статье:

 

Первая публикация - www.moscow-post.com

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram