Кремлевские игры или реальный шанс?

Одним из результатов заседания Совета по делам казачества при Президенте РФ проходившем 22 ноября 2011 года стало принятие решения о создании постоянной профильной комиссии по привлечению войсковых казачьих обществ к охране лесов и участию в развитии лесного комплекса Российской Федерации. Атаману Иркутского войскового казачьего общества Шахову Н.И. до февраля 2012 года предложено подготовить пакет документов, необходимый для создания указанной постоянной профильной комиссии по привлечению войсковых казачьих обществ к охране лесов и участию в развитии лесного комплекса Российской Федерации.

Основное внимание участники совещания уделили созданию единой структуры – Всероссийского войскового казачьего общества – позволяющей оптимизировать управление существующими на территории Российской Федерации войсковыми казачьими обществами. Александр Беглов отметил, что «последние Указы Президента и постановления Правительства, подписанные Владимиром Путиным, говорят о том, что казачество сегодня возрождается. Присутствующие на совещании подписали соглашение об учреждении Всероссийского войскового казачьего общества.

В этом контексте, едва ли не завершающим шагом к объединению казачества, по мнению руководства страны, стало вручение Президентом РФ Д. А. Медведевым в Георгиевском зале Кремля знамен войсковым казачьим обществам 7 декабря 2011 года.

"Сегодняшний день, 7 декабря, войдет в историю российского казачества как день возрождения важнейшей традиции – вручение войсковых знамен, - отметил глава государства. - И глубоко символично, что на этих главных воинских реликвиях золотой нитью вышиты слова: " Во славу Отечества". Казачество сыграло огромную роль в развитии нашей страны, в ее защите, во многом казачество было творцом российской истории. Государство поддерживает стремление казаков – возродить исконный уклад жизни, свои самобытные культурные традиции и духовные ценности. В течение 3 последних лет, я напомню, реализуется специальная концепция государственной политики в отношении казачества. Мы будем и дальше привлекать казаков к государственной и иной службе, в том числе по охране государственной границы и общественного порядка"[1].

Сразу же после вручения знамени перед Атаманом и правлением Терского войскового казачьего общества встал вопрос - «Где будут храниться войсковые регалии?». На прошедшем в станице Курской 10 июня 2012 года Расширенном совете атаманов войскового общества было принято компромиссное решение:

- знамя ТКВ врученное Президентом РФ под охраной казаков будет находиться в столице СКФО в Пятигорской и Черкесской епархии;

- войсковой флаг займет свое место во Владикавказском Войсковом штабе;

- хоругвь, пожалованная Патриархом РПЦ Кириллом, будет отдана на хранение в управлении Ставропольской и Невинномысской епархии[2].

2012 год стал для российского казачества насыщенным на события. Год был непростым, особенно в политическом плане. В марте прошли выборы Президента РФ. Реестровые казачьи войсковые общества приняли самое активное участие в этой выборной кампании, оказав уже традиционно поддержку партии «Единая Россия» и ее кандидату В. В. Путину.

Со сменой президента произошли изменения и в российском правительстве. По распоряжению нового главы государства руководить Советом при Президенте РФ по делам казачества, по-прежнему было доверено А. Д. Беглову. Его заместителем стал Д. О. Рогозин, который одновременно является заместителем председателя правительства РФ и курирует военно-промышленный комплекс, атомную и космическую отрасли.

В 2012 году Министерством регионального развития РФ была разработана «Стратегия развития российского казачества до 2020 года» утвержденная Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 15 сентября 2012 года. Стратегия основана на положениях Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, утвержденной Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым 2 июля 2008 г. № Пр-1355.

В утвержденном Президентом РФ документе предписано соответствующим ведомствам «создать экономические условия для привлечения членов казачьих обществ к несению государственной службы». А также способствовать «развитию духовно-нравственных основ», «повышению роли российского казачества в воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма и его готовности к служению Отечеству, в том числе с использованием потенциала казачьих кадетских корпусов; поддержке международного сотрудничества российского казачества при установлении международных контактов российского казачества с организациями казаков государств — участников СНГ и дальнего зарубежья»[3].

Цель стратегии — содействие развитию и консолидации российского казачества посредством усиления его роли в решении государственных и муниципальных задач, совершенствования взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов, иных госорганов и органов Местного самоуправления, организаций и общественных объединений с российским казачеством и формирования эффективных механизмов общественно-государственного партнерства.

В документе значится, что направлениями реализации стратегии являются совершенствование организации государственной и иной службы российского казачества; совершенствование системы взаимодействия органов государственной власти с российским казачеством; поддержка экономического развития российского казачества; содействие организации работы с казачьей молодежью, ее военно-патриотическому, духовно-нравственному и физическому воспитанию, сохранению и развитию казачьей культуры; содействие развитию международной деятельности российского казачества, а также геральдическое обеспечение деятельности российского казачества.

Реализация стратегии будет осуществляться на основе планов мероприятий, которые будут разработаны уполномоченным правительством федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами[3].

В целях реализации «Стратегии» Министерством регионального развития РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации и Войсковыми казачьими обществами подготовил сводный «План мероприятий на 2013 год по реализации стратегии развития российского казачества до 2020 года и последующий период».

Однако не все оказалось так просто, как желало Правительство РФ и Совет по делам казачества при Президенте РФ. Стратегия внесла еще больший раскол между «реестровыми» казаками, и казаками этническими, ратующими за утверждение казачества в качестве народа, возрождения казачьей культуры и традиций.

Но все, же наиболее неоднозначным и противоречивым явлением для всего российского казачества стало инициированное Советом по делам казачества при Президенте РФ создание казачьей партии. Сразу же после заседания Совета при Президенте РФ по делам казачества, который прошел 18 октября в городе Москве, председатель Александр Дмитриевич Беглов заявил, что в первом квартале 2013 года в Минюсте будет зарегистрирована новая Казачья партия[3].

24 ноября в Подмосковье прошел учредительный съезд Казачьей партии Российской Федерации, в котором приняли участие 97 делегатов из 46 субъектов Российской Федерации. В работе съезда приняла участие и делегация общественной организации терских казаков Терско-Малкинского округа Терского казачьего войска из Кабардино-Балкарской республики[3]. Председателем партии был избран вице-губернатор Ростовской области Сергей Бондарев. По словам вновь избранного партийного лидера Сергея Бондарева, партия видит свою задачу в том, чтобы создать условия для участия казачества в общественно-политической жизни, донести мнение казаков до общества и обеспечить взаимодействие с органами государственной власти. При этом, будущую численность КаПРФ лидер партии затруднился назвать, но отметил, что партия создана не только для казаков, но согласно устава открыта и для представителей разных национальностей и конфессий.

До настоящего времени не ясно представителями, каких казачьих объединений был проведен съезд вновь образованной Казачьей партии Российской Федерации, если большинство казачьих войсковых обществ и объединений открестились от этого деяния. Так, атаман Всевеликого Войска Донского Виктор Водолацкий в прямом телеэфире азовской телекомпании «Пульс», после вопроса ведущего Алексея Склярова о новой казачьей партии, перекрестился со словами: - «Слава Богу, мы к ней никакого отношения не имеем».

Атаман Кубанского казачьего войска Николай Додула еще до съезда КаПРФ, выступая перед казаками на IV Всемирном форуме казаков в Новочеркасске, сказал: «Нам навязывают два варианта, оба из которых для казачества вредны: первый – создать «казачью партию», второй – стать членами уже существующих партий, принять их идеологию. И тогда казачество якобы будет защищено. Хотя все прекрасно понимают: перестав опираться на свою собственную идею – идею возрождения казачества как народа, идею казачьего братства и казачьего единства, - казачество мгновенно окажется «размазанным» и очень скоро перестанет существовать вообще. Мнение кубанского казачества здесь таково: никаких партий нам не надо! У нас уже есть то, что превыше всех партий: казачья идея, казачий народ, казачье войско».

Атаман Оренбургского казачьего войска Владимир Романов, так же раскритиковал идею Казачьей партии: «Реестровый казак, согласившийся взять на себя обязанности нести государственную службу, должен оставаться вне политики, а значит, вне партий. Как и военнослужащий, он должен быть готов выполнить приказ государства, а не какой-то конкретной политической силы. Не записавшиеся в реестр члены общественных казачьих организаций могут состоять в партиях», - заявил атаман в одном из интервью областной газете.

Совет атаманов наиболее крупной Общероссийской общественной организации «Союз казаков России» в Постановлении от 9 сентября принял решение: «1. Считать создание казачьей политической партии в современных условиях нецелесообразным вредным для казачьего движения России. 2. Атаманам и казакам Общероссийской общественной организации «Союз казаков» поддержать решение Атаманского Правления Союза казаков России, не участвовать в мероприятиях по созданию казачьей политической партии, не вступать в эту партию, не делегировать казаков на съезд казачьей партии».

Атаман Ставропольского казачьего войска Дмитрий Стригунов в своем интервью «Правде.Ру» заявил, что создание специализированной казачьей партии может внести раскол в казачье движение. "У нас сейчас единоначалие — есть атаманы наделов, округов, станиц, а появление партийного лидера, предположим, атамана какой-то станицы, который будет давить на других атаманов, может нанести дисбаланс сложившейся казачьей структуре управления". Вместе с тем предводитель Ставропольского казачьего войска выразил опасение, что в подобную партию могут попасть люди, не имеющие никакого отношения к казачеству – проще говоря, самозванцы.

По мнению атамана Терского казачьего войска входящего в Союз казаков России Игоря Логвиненко, идея создания казачьей партии мало того, что непродуктивна, но еще и противоречит закону о политических партиях. В Российской Федерации по закону о политических партиях недопустимо создание партий по национальному, религиозному или профессиональному признакам, - заявил в интервью «Правде.Ру» Игорь Логвиненко.

Несмотря на столь негативные отношения со стороны как реестровых, так и общественных казачьих организаций Минюст 25 января 2013 года добавил вновь созданную Казачью парию Российской Федерации в реестр юридических лиц.

Что касается рядовых казаков, то их мнения разделились на три основные группы. В первую группу вошли те, кто считает, что казаки не должно входить ни в какую политическую партию, тем более ее создавать. Во вторую – те, кто считает вполне допустимым участие в политических партиях и в том числе во вновь образованной казачьей. В третью же вошли те, кто считает, что нужно исправить грубейшие просчеты, допущенные при сознании казачьей партии и попытаться превратить ее в политический орган для отстаивания своих интересов. К изначальным просчетам, прежде всего, относят неудачное название КаПРФ, вызывающее ассоциации с коммунистической партией. Не менее существенным просчетом считается и некритический подход к отбору делегатов на учредительный съезд партии. В результате чего на него попали люди далекие от казачества или скомпрометировавшие себя перед казаками. Еще одни просчетом называется отсутствие гласности при подготовке съезда и то, что Устав партии готовился без широкого обсуждения и учета мнения казаков.

В 2012 году прошло несколько заседаний Совета при Президенте РФ по казачьим вопросам. Так, первое заседание прошло 16 февраля 2012 года в Москве, и было посвящено подведению итогов в деятельности Совета при Президенте РФ по делам казачества за прошедший 2011 год. Заседание провел председатель совета А. Д. Беглов. Участники заседания обсудили работу совета в 2011 году. В частности, было отмечено, что в прошедшем году значительное внимание уделялось организации объединения российского казачества и взаимодействию с казачьими обществами за рубежом, общественной и культурной деятельности, военно-патриотическому воспитанию молодежи. В соответствии с изменениями федерального законодательства в 2011 году был уточнен порядок ведения государственного реестра казачьих обществ в России, а также установлен официальный статус казачьих кадетских корпусов.

На 2012 году участниками заседания было запланировано утверждение и начало реализации Стратегии развития российского казачества до 2020 года – документа, определяющего ключевые направления государственной поддержки казачества в России. Так же члены совета рассмотрели вопросы развития международных связей российских казачьих организаций, а также деятельность Министерства регионального развития РФ как уполномоченного федерального органа исполнительной власти по взаимодействию с казачеством.

18 октября 2012 года в Москве прошло очередное заседание Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества. Режим видеоконференции, в котором проходило заседание под руководством А. Д. Беглова, позволил поучаствовать в мероприятии в режиме «он-лайн» представителям казачества из различных регионов Российской Федерации.

Основным вопросом заседания Совета стало подписанное Президентом РФ «Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года». Председатель Совета А. Д. Беглов сообщил, что реализация Стратегии предполагает совершенствование нормативно-правовых актов в отношении российского казачества. Так, «в настоящее время осуществляется подготовка проектов указов Президента РФ о внесении изменений в Указ Президента РФ от 15 июня 1992 года № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества» и в Указ Президента РФ от 9 августа 1995 года № 835 «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации»»[3].

Ведется работа над подготовкой модельного закона субъекта РФ по вопросам административной политики в отношении российского казачества и привлечении членов казачьих обществ к несению государственной или иной службы. «В указанном законе в первую очередь должны найти отражение наиболее передовые и эффективные механизмы по организации деятельности казачьих обществ субъектах Российской Федерации. Реализация указанных инициатив позволит наилучшим образом обеспечить взаимодействие органов государственной власти в субъектах РФ и органов местного самоуправления с казачьими обществами»[3].

В своем докладе о «Стратегии развития государственной политике РФ в отношении российского казачества до 2020 года» заместитель министра юстиции РФ М. А. Травников в частности сказал: «Содействие развитию международной деятельности российского казачества подразумевает идею консолидации казачества к 2020 году не только внутри России, но и во всем мире»[4].

Заместитель председателя правительства РФ Д. О. Рогозин призвал активно привлекать к участию в частных военных компаниях. По его словам, при Военно-промышленной комиссии РФ образованна межведомственная рабочая группа по созданию частных военных компаний (ЧВК). Согласно мировой практике, ЧВК аккумулируют профессиональный потенциал бывших сотрудников спецподразделений, военнослужащих и используется тем или иным государством, прежде всего для защиты своих экономических интересов в том или ином регионе планеты. В настоящее время некоторые российские компании трудятся за рубежом, в частности, по программам военно-технического сотрудничества, но нанимать для обеспечения их безопасности частные охранные структуры иностранных государств весьма затратно. В то же время в России есть немало прекрасно подготовленных сотрудников силовых структур, находящихся в запасе, в том числе казаков, которые охотно согласились бы работать в частных военных компаниях.

Первый заместитель министра внутренних дел РФ А. В. Горовой рассказал о методике работы войскового казачьего общества по учреждению частной охранной организации. Он напомнил, что право заниматься охранной деятельностью казаки получили благодаря соответствующему правительственному постановлению. Однако констатировал, что единственное казачье охранное предприятие пока официально зарегистрировано лишь в Кубанском казачьем войске.

Директор Департамента по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественными объединениями Министерства иностранных дел РФ О. В. Васнецов раскрыл суть Методических рекомендаций по ведению международной деятельности войсковыми казачьими обществами, общественными организациями и объединениями казачества России. При этом отдельные участники заседания сочли неправильным порядок, запрещающий нашим соотечественникам, проживающим за рубежом, вступление в российские общественные объединения казаков в индивидуальном порядке. В соответствии с методическими рекомендациями такое желание может быть реализовано только путем создания на территории РФ посольской станицы, насчитывающей минимум пять человек[3].

Для терского реестрового казачества 2012 год стал так же знаменательным, закончилась эпоха руководства Терским Войсковым казачьим общество атамана В. П. Бондарева. 8 сентября 2012 года в городе Новопавловске состоялся Большой отчетно-перевыборный круг Терского войскового казачьего общества[5]. Благословил работу круга епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. Власти Ставрополья на круге представил вице-губернатор – председатель правительства Ставропольского края Юрий Павлович Тыртышов. Так же на круге присутствовали: заместитель полномочного представителя Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Юрий Павлович Олейников, член Совета при Президенте РФ по делам казачества Андрей Вениаминович Ярин и другие официальные лица.

В отчетном докладе атаман ТВКО Василий Павлович Бондарев подвел итог работы правления за год. Так, из отчета атамана стало известно, что на данный момент государственную службу депутатами различных уровней несут 135 казаков ТВКО. Касаясь общей политической ситуации в Северо-Кавказском округе, атаман подчеркнул, что остаются по-прежнему неоднозначные отношения между казачеством и структурами власти в республиках. Наблюдается отток славянского населения и уменьшение казачьего населения. Казаки-терцы широко привлекаются на службу в армию, и теперь они будут служить не только в 205-й отдельной мотострелковой бригаде Буденновска, но и в 247-м десантно-штурмовом полку, расположенном в Ставрополе. Кроме того, на территории Терского войскового казачьего общества в муниципальных и добровольных дружинах задействованы 3200 казаков. Хуже дело состоит с экономическим развитием общества. Вопрос о выделении войску 70 тысяч гектаров земель для ведения сельского хозяйства завис в судебных инстанциях, а ведь это важнейший фактор закрепления населения в сельских населенных пунктах. В настоящее время земельные наделы имеют Аланский республиканский казачий округ в количестве 50 гектаров и Ставропольский округ, которому принадлежит 405 гектаров и более 30 тысяч гектаров взятых в аренду, по высокой цене, что не позволяет рентабельно вести хозяйство. Тем не менее, более или менее успешно работают в войсковом обществе 152 хозяйства специализирующихся в производстве и обработке сельхозпродукции. «Собственно реабилитации казачества после жесточайших репрессий, когда были потеряны земли, предприятия, промыслы, не произошло», - посетовал в своем выступлении В. П. Бондарев

Особо в своем докладе атаман остановился на работе с молодежью. Созданы кадетские классы, которые казаки практически содержат за свой счет, не получая государственной поддержки. Так же атаман поведал, что с 1 сентября 2012 года открылся первый казачий кадетский корпус в городе Буденновске, начато строительство корпуса в Кисловодске. Властями Кабардино-Балкарской республики принято решение о формировании кадетского корпуса на базе Терского сельхозтехникума в поселке Учебном Прохладненского района. С начала 2011 учебного года открыты два кадетских класса в школе № 8 города Прохладного. Школа урядников успешно работает в Ессентуках, и пять казачьих кадетских классов сразу в 2011 году при поддержке Министерства образования Ставропольского края было открыто в Апанасенковском районе. Всего же на 1 сентября 2012 года ТВКО действуют: 40 учебных заведений, практикующих казачий компонент, 127 казачьих классов[6].

Заканчивая доклад двенадцать лет возглавлявший ТВКО атаман Василий Павлович Бондарев объявил, что подал рапорт о снятии с себя полномочий атамана. Как пишет в своей статье Юрий Сошин: «Процесс снятия полномочий произошел сравнительно тихо, советский комсомольско-партийный работник Бондарев сделал все, чтобы не было скандала с его уходом. Процедура передачи власти была в целом, достаточно демократичной. Кандидатами на должность атамана было несколько: Кузнецов, Клименко, Кондратьев и Черкашин»[7].

Далее в срежиссированом ходе работы Круга возникли некоторые замешательства связанные с протестами со стороны делегатов от Кизлярского Особого приграничного и Терско-Сунженского окружных казачьих обществ протестовавших против непропорционального представительства делегатов от различных субъектов ТВКО. Из присутствующих на Круге примерно 340 делегатов – подавляющее большинство были из Ставропольского края, значительно меньше было представлено Аланским округом (РСО-А), еще меньше Терско-Малкинским округом (Кабардино-Балкария). Он был представлен всего 40 делегатами, а Кизлярский и Терско-Сунженский были представлены 15 и 3 делегатами соответственно[7]. Троя из четырех претендентов на должность атамана добровольно сняли свои кандидатуры еще до голосования. В итоге большинством голосов делегаты Круга выбрали атаманом члена станичного казачьего общества поселка Свобода Пятигорского районного казачьего общества, генерал-майора Сергея Александровича Клименко, который был рекомендован на эту должность Советом при Президенте РФ по делам казачества.

Впервые имя Сергея Александровича Клименко прозвучало в июле 2012 года на войсковом совете атаманов во Владикавказе, когда атаман Бондарев предложил сформировать кадровый резерв ТВКО. Именно тогда представители от города Пятигорска и выдвинули своего кандидата[8]. О новом войсковом атамане известно, что родился 1 апреля 1956 года в селе Заветном Кочубеевского района Ставропольского края. Имеет два высших образования и ученую степень кандидата юридических наук, а также воинское звание генерал-майора[8].

Какова будет политика нового руководства Терского Войскового казачьего общества, станет известно уже в ближайшее время. А пока ни для кого не секрет, что нынешний интерес Кремля к казачеству есть простое следствие непростой ситуации на Северном Кавказе. Регион медленно, но верно движется к катастрофе, и это не в последнюю очередь последствия непродуманной ельцинской политики. В начале девяностых, когда либеральные «младореформаторы» занимались разграблением российской экономики, в Чечне и Ингушетии русское и казачье население изгонялось и физически истреблялось. Но никого это не волновало, ельцинская власть к воплям казаков о помощи была абсолютно глуха. Теперь же когда от русского населения в некоторых Кавказских республиках не осталось и следа Российские Федеральные власти забили тревогу. В преддверии же выборов в Государственную Думу РФ и Президентских выборов власти как это было уже не раз, вспомнили про казаков.

Как писал в свое время известный политолог и публицист Юрий Сошин – «Вспомнив о казачестве, кремлевская власть продолжает поддерживать местные кавказские элиты, чья политика, прямо или косвенно, направлена на ликвидацию казачества в национальных республиках. При этом реестровое казачество, существующее зачастую под прямым контролем местных «князьков», служит инструментом для гашения идущей снизу социальной активности и разрушения казачьего движения изнутри. Невозможность смены «административных атаманов», подлоги клевета, поощрение внутренней междоусобицы и провокации – все идет в ход»[9]. Так один за другим выдавлены деятельные лидеры казачьего возрождения, которые могли возглавить реестровое Терское казачье войско: атаманы Ю. Чуреков, М. Серков, М. Середенко. Как говорится, люди, уважающие себя, с чувством собственного достоинства, способные к самоорганизации, опасны для властей всех уровней.

Одна из главных и основных функций реальной государственной поддержки казачества – приведение казачьего движения в нормальное, четкое и прозрачное правовое поле. В этом основа недопущения антиправовых действий, создания в казачьем движении структур для самоконтроля и самоочищения. Необходимо правовое поле, в котором вообще была бы возможной самоорганизация и успешное – не на бумаге! – функционирование казачьих общин. Прежде чем обеспечивать правовой контроль деятельности казачества, надо эту деятельность обеспечить, сделать в принципе возможной. При этом нельзя забывать о том, что проблемы казачьего населения и казачьих организаций есть отражение всех глубинных российских проблем. Принятие нынешних поправок в уже существующий закон «о государственной службе Российского казачества» вряд ли что-либо может изменить принципиально. Для возрождения, а главное становления казачества необходимо возрождение и становление особой социально-культурной среды, в которой новое казачество сможет существовать[9]. И не последняя в этом роль отводится средствам массовой информации.

На сегодняшний день деятельность по возрождению казачества широко освещается в печатных и электронных средствах массовой информации. Первые частные казачьи сайты в интернете стали появляться на территории Российской Федерации еще в 1998-2002 годах. Среди первых частных казачьих сайтов были: «Казачий центр», «Вольная станица», «Казачий стан», «Казачество XV-XX вв.», в последующие годы число сайтов возросло в сотни раз. В настоящее время свои официальные сайты имеют практически все казачьи войсковые общества и объединения.

Помимо интернетовских сайтов деятельность казачьих организаций освещается региональными и национальными телекомпаниями. Так, в эфире национальной телекомпании «Звезда» вышел цикл документальных фильмов «Русь казачья». Кроме того на телеканале «Звезда» периодически выходит в эфир публицистическая телепрограмма «Казаки», которую производит продакшн-студия «Массальский Мульти Медиа». В 2008 году продакшн-студия «Массальский Мульти Медиа» приступила к реализации нового проекта общественного образовательного интернет-вещания «Казак-ТВ». Цель этого проекта – создание единого информационно-культурного пространства российского казачества, сохранение самобытной казачьей культуры и традиций, а также образование и воспитание молодого поколения казаков – прежде всего учащихся казачьих кадетских корпусов, лицеев, профессиональных училищ, классов, культурно-образовательных клубов и центров допризывной подготовки молодежи. Вся эта работа планируется в соответствии с общими целями и задачами по возрождению российского казачества, а также в рамках национального проекта в области образования, несмотря на зачастую бездействие Министерства образования Российской Федерации, а временами и противодействие с ее стороны.

В заключение хочется процитировать корифея казаковедения А. И. Козлова – «Возрождение казачества – уникальная проблема громадной сложности с множеством неизвестных. Успешное ее осуществление станет неоценимым вкладом в сокровищницу мировой цивилизации. История подобного еще не знает»[10]. Как будут в дальнейшем развиваться событии, сможет ли казачество Терека занять достойное место в политической системе страны, создать мощную экономическую базу, возродить уникальную культуру - покажет время.



1. «Казачий Терек», № 12 (159), декабрь, 2011.

2. «Казачий Терек», № 6 (165), июнь, 2012.

3. «Казачий Терек», № 10 (169), октябрь, 2012.

4. «Терский казак», № 5 (36), ноябрь, 2012.

5. Бакланов П. О развитии театрального искусства в Терском казачьем войске. // «Русский вестник», № 26 (862), 2012.

6. «Казачий Терек», № 8 (167), август, 2012.

7. Сошин Ю. Смена атамана в реестровом казачестве. К итогам Большого Круга ТВКО. // «Терский казак», № 5 (36), ноябрь 2012.

8. «Казачий Терек», № 9 (168), сентябрь, 2012.

9. Сошин Ю. Есть ли будущее у казачества? //Братина. Литературно-художественный альманах. Вып. 7. – М., 2007.

10. Козлов А. И. Возрождение казачества: история и современность (эволюция, политика, теория). – Ростов-на-Дону, 1995.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram