Иркутские несправедливости

 

Бизнес-скандал последних дней: депутат Госдумы от «Справедливой России» Андрей Крутов инициировал проверку Счетной палатой Российской Федерации насколько эффективно компания «РУСАЛ» распоряжается предоставляемыми ей налоговыми льготами. Дословно он высказался так (цит. по РБК daily): «У нас есть проблема: крупнейшие предприятия в области (речь идет об Иркутской области – авт.) принадлежат Rusal. Они используют все возможные налоговые льготы, толлинговые схемы, выводят деньги в офшоры». При этом депутат не забыл упомянуть об отсутствии социальной справедливости в финансово-хозяйственной деятельности «РУСАЛа» на территории области, заявив, что «в реальности рабочий в горячем цеху получает 15-20 тыс. руб.».

Реакция «РУСАЛа» последовала незамедлительно. 6 марта компания выпустила пресс-релиз, в котором, в частности, говорится: «Участившиеся в последние несколько дней выступления Андрея Крутова по темам, касающимся РУСАЛа, наглядно показывают, что он совершенно не владеет информацией о ситуации на предприятиях компании и либо был введен кем-то в заблуждение, либо, возможно, намеренно искажает информацию, что может выглядеть как выполнение чьего-то заказа. Высказывания Андрея Крутова компания расценивает как не соответствующие действительности и рассматривает юридическую возможность привлечения его к ответственности за распространение информации, наносящей ущерб компании... Что касается оплаты труда сотрудников, то на иркутских предприятиях РУСАЛа средняя заработная плата составляет около 40 тыс. рублей, что является одной из самых высоких зарплат в отрасли».

Занятное, надо сказать, заявление, с претензией. Но по порядку.

Во-первых, мысль о том, что депутат от Иркутской области «совершенно не владеет информацией о ситуации на предприятиях компании» звучит как-то нелепо. Уж кому, как не ему знать о настроениях среди тысяч работников трудовых коллективов предприятий «РУСАЛа», расположенных в регионе.

Это, скорее, «РУСАЛ» пытается состряпать хорошую мину при плохой игре, заявляя о «40 тыс. рублей» зарплаты работников. Для сравнения: средняя заработная плата на предприятиях так ненавистного «РУСАЛу» ОАО «ГМК «Норильский никель» составила по итогам III прошлого года 85,0 тыс. рублей с учетом оплаты труда менеджмента. Это легко подтверждается ежеквартальной отчетностью «Норникеля», находящейся в свободном доступе (впрочем, о ежеквартальных отчетах подробнее чуть ниже).

Во-вторых, «выполнение чьего-то заказа» – это, вероятнее всего, кивок в сторону того же «Норникеля». Ни для кого не секрет многолетний внутрикорпоративный конфликт в «Норникеле» между двумя ведущими акционерами: «Интерросом», осуществляющим непосредственную операционную деятельность на предприятии, и «РУСАЛом», первоначально пытавшимся получить контроль над «Норникелем», а затем после постигшей не привыкшего проигрывать О.Дерипаску неудачи, осуществляющего методичные гринмейлерские атаки на комбинат с целью получения максимально возможных отступных (на худой конец – дивидендов).

В-третьих, идея о привлечении Андрея Крутова «к ответственности за распространение информации, наносящей ущерб компании» выглядит и вовсе фантасмагорично, поскольку тот, как известно, обладает депутатским иммунитетом.

Кроме того, если уж «РУСАЛ» и подаст на депутата в суд, то ему придется раскрыть бухгалтерскую и прочую отчетность своих предприятий, а она по непонятным причинам недоступна. И пусть в п.1 ст.92 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» сказано, что «открытое общество обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность», а разделом V Приказа ФСФР от 10 октября 2006 г. №06-117/пз-н «Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» прямо предписывается раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета, для «РУСАЛа» эти нормативные акты не указ – индульгенция на информационную закрытость высочайше получена. Одним словом, верьте нам, ребята, на слово – мы работаем честно и своих работников не обижаем.

А между тем, дела в «РУСАЛе» идут не ахти. Согласно итогам производственной деятельности компании, в 2011 г. производство алюминия на предприятиях группы выросло всего на 1%, притом, что мировое потребление алюминия увеличилось на 10%, а производство – на 8%. На фоне стагнации производственной деятельности «РУСАЛа» в прошлом году, иркутские алюминиевые активы шли в общем тренде: прирост производства на Братском алюминиевом заводе составил все тот же 1%, а на Иркутском – 2%.

Говоря об иркутских алюминиевых предприятиях нельзя не сказать о том, что проблема энергопоставок на предприятия группы (более 26% себестоимости алюминия в 2010 г.) решена «всерьез и надолго»: 50,2% уставного капитала ОАО «Иркутскэнерго» принадлежит ОАО «ЕвроСибЭнерго», структуре, принадлежащей En + Group все того же О.Дерипаски. Помимо этого, в Иркутской области самые дешевые энерготарифы в стране (в «Иркутскэнерго» помимо прочих активов входят Братская, Иркутская и Усть-илимская ГЭС). Поэтому нет ничего удивительного в том, что несколько лет назад «РУСАЛ» и «Иркутскэнерго» подписали договор о поставке электроэнергии на алюминиевые заводы по фиксированным и, понятное дело, выгодным для «РУСАЛа» тарифам.

Единственное, в чем можно упрекнуть Андрея Крутова, так это в том, что он приравнял применение толлинговых схем и офшорной формы собственности «РУСАЛа» к налоговым льготам. По действующему законодательству, рьяно охраняемому тем же депутатским корпусом, ни первый аспект, ни второй нарушениями или льготами не считаются. Так, согласно все той же «РУСАЛовской» отчетности, в 2011 г. с применением толлинга (переработки иностранного сырья с последующим вывозом готовой продукции) было ввезено 65,4% всего потребленного глинозема и 60,1% бокситов. В ущерб, заметим, развитию российских добывающих мощностей.

Что же касается офшорной приписки «РУСАЛа» на острове Джерси, где ставка налога на прибыль (как и других налогов) нулевая – то это уже притча во языцех. Сколько говорено-переговорено о том, что до 90% крупнейших негосударственных производственных активов России оформлено на офшоры, а воз и ныне там. Причем, переоформление собственности происходило, в основном, в приснопамятные 12 лет путинской стабильности. И рассчитывать на то, что в предстоящие 6 лет очередного президентского правления Владимира Путина здесь что-нибудь изменится, скорее всего, не приходится. Хотя что мешает тому же Андрею Крутову и его коллегам-справедливороссам разработать законопроект, ограничивающий присутствие оффшоров в нашей экономике?

Нужно быть последовательным – если уж привлек внимание к фактическому грабежу «РУСАЛом» российских финансовых и природных ресурсов, то иди дальше и предложи соответствующие изменения в законодательную базу. Тогда и будет чем отчитаться за результаты думской работы перед горемыками-иркутянами.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram