Законопроект о гражданстве

От редакции. Мы продолжаем публикацию серии законопроектов, подготовленных в рамках Манифеста национального возрождения.

Приглашаем читателей к активному обсуждению поднимаемых законопроектами проблем. Обращаемся с просьбой к тем, кто планирует присылать свои предложения. Их надо формулировать с конкретным указанием статей законопроекта и предлагаемых изменений в четких юридических формулировках. Адрес авторов для связи shtabvozrozjdeniya@yandex.ru

Законопроект №4 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в связи с ограничением возможности иметь двойное гражданство)

Пояснительная записка к законопроекту

Напоминаем читателям, что пунктом 10 мер Концепции национального возрождения предусмотрено: «Запретить двойное и множественное гражданство в России». На концептуальном уровне было сформулировано следующее предложение (АПН, 19.12.2011).

«Предлагаю Государственной Думе внести изменения в Федеральный закон «О гражданстве», запрещающие гражданам России иметь двойное (множественное) гражданство. Приобретение российским гражданином паспорта другой страны должно повлечь за собой потерю российского гражданства. Исключение могут составить только бывшие республики СССР. Для решения проблемы соотечественников необходимо заключение Россией межгосударственных двухсторонних соглашений по вопросам гражданства с бывшими республиками СССР. Причем, таких соглашений, чтобы их соблюдали, а не пренебрегали или денонсировали в одностороннем порядке. Раз Россия поднялась с колен, она должна добиться уважения к себе, в том числе, используя при необходимости американский опыт, например, модернизируя известную «доктрину Монро».

Аналогичный закон, запрещающий иметь двойное гражданство депутатам Государственной Думы и региональных законодательных органов власти, был принят IV-й Госдумой. Надо расширить его действие на всех граждан России. Это решит многие проблемы и повысит устойчивость государства.

Приведу пример Швейцарии, которая высоко ценит свое гражданство. В этой стране гражданин, приобретая паспорт другой страны, сразу же и навсегда теряет швейцарское гражданство. Мы, Россия, не проходной двор Европы, Азии или Америки, мы ничем не хуже Швейцарии. Нужно юридико-техническое оформление идеи и поправки в закон о гражданстве».

Эта идея обусловлена, тем, что по логике и по справедливости все те, кто наделен политическими правами, вытекающими, как известно, только из отношений гражданства, и желает участвовать в политической жизни России должны, прежде осуществления политических прав и обусловленных ими действий, продемонстрировать свою лояльность нашему Отечеству. В особенности это касается людей публичных, чьи голоса доносятся с трибун и площадей. Со всей ответственностью они должны продемонстрировать, что забота их о благе Страны, вылившаяся в политическое русло, действительно является искренней и что, сердце их здесь – с Россией.

Необходимо, чтобы граждане, занимающие «активную гражданскую позицию» и в особенности, осуществляющие публичную политическую деятельность, зачастую сопряженную с призывами к политическим изменениям, выразили также и свою гражданскую ответственность и готовность пережить те политические изменения и возможные испытания, к которым они призывают, вместе с народом, о котором они, по их утверждениям, пекутся. Выразить это можно – через отказ от иностранного гражданства, в случае его наличия. Недопустимо, чтобы лица, принадлежащие юрисдикции других государств, являющиеся гражданами России, лишь формально под видом участия в политической жизни страны реализовывали бы через это иностранные интересы, действуя безответственно и во вред России. Конструкция двойного гражданства нелепа, как «служение двум господам» и опасна для страны тем, что ставит под угрозу ее национальные интересы, допуская в политическую сферу чуждых людей, а кроме того девальвирует ценности патриотизма и саму нравственно-духовную связь человека и его Родины.

Реализация идеи недопущения двойного гражданства возможна, с учетом следующих особенностей.

В силу части 3 статьи 6 Конституции России «Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его». Данная статья Конституции находится в ее Главе 1 «Основы конституционного строя», нормы данной Главы имеют приоритет над иными нормами Конституции: «Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации» (статья 16 Конституции). Соответственно, иммунитет от экспатриации (лишения гражданства) не может быть законодательно преодолен даже с использованием средств, опирающихся на статью 55 Конституции (о допустимых пределах ограничения конституционных прав). Посему меры законопроекта можно адресовать только в будущее: принятие иностранного гражданина в гражданство Российской Федерации возможно только при одновременном отказе его от гражданства иностранного государства; лишить же российского гражданства тех лиц, которые на момент принятия проектируемого закона окажутся носителями двойного гражданства, не представляется возможным (для этого надо не просто вносить изменения в Конституцию, а принимать новую в порядке, установленном статьей 135 действующей). Однако, можно предусмотреть возложение на таких лиц обязанности по отказу от иностранного гражданства в определенный срок, невыполнение которой будет влечь меры административной ответственности (предположим - штраф, поскольку выдворить нельзя), такие меры и станут механизмом, побуждающим к отказу от иностранного гражданства.

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в связи с ограничением возможности иметь двойное гражданство)

Статья 1. Внести в Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" следующие изменения и дополнения:

1. Статью 4 дополнить частью 8 следующего содержания:

«8. Прием в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина допускается при условии его отказа от прежнего гражданства (гражданства иностранного государства). Приобретение российским гражданином гражданства иностранного государства без одновременного прекращения российского гражданства допускается лишь при приобретении гражданства государств – правопреемников союзных республик бывшего Союза ССР на основании соответствующего международного договора Российской Федерации, допускающего двойное гражданство»

2. Статью 6 изложить в следующей редакции:

«Статья 6. Двойное гражданство

1. Обладание гражданином Российской Федерации гражданством иностранного государства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации, имеющий в случаях, установленных международным договором Российской Федерации также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации.

2. Приобретение гражданином Российской Федерации гражданства иностранного государства, с которым у Российской Федерации не заключен договор, допускающий двойное гражданство, влечет возникновение у такого гражданина обязанности в течение шестимесячного срока принять решение и осуществить необходимые фактические и юридические действия, направленные на отказ от российского гражданства, либо на отказ от гражданства иностранного государства. Невыполнение данной обязанности в предусмотренный срок влечет применение мер ответственности, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях.

Для обсуждения: 3. Установление факта приобретения гражданином Российской Федерации гражданства иностранного государства, с которым у Российской Федерации отсутствует договор, допускающий наличие двойного гражданства, является основанием для исключения избирательной комиссией субъекта Российской Федерации такого гражданина из соответствующих списков избирателей». (Положение не соответствует ряду норм Конституции (прежде всего ст. 32), поэтому требует своего обоснования через ее статью 55; кроме того, для реализации такого положения необходимо внесение изменений в избирательное законодательство).

3. В пункте «г» части первой статьи 13 слова «либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин» исключить. Часть третью статьи 13 исключить. Часть четвертую считать частью третьей.

4. Дополнить Главу III статьей 211 следующего содержания:

«Статья 211. Выбор гражданства (оптация) при приобретении гражданином Российской Федерации гражданства иностранного государства.

В случае приобретения гражданином Российской Федерации гражданства иностранного государства, с которым у Российской Федерации отсутствует договор, допускающий наличие двойного гражданства, указанный гражданин обязан осуществить выбор гражданства в порядке и сроки, установленные статьей 6 настоящего Федерального закона».

5. Дополнить Главу V статьей 231 следующего содержания:

«Статья 231. Ограничение двойного гражданства.

Изменение гражданства ребенка при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей, а также изменение гражданства недееспособных лиц при изменении гражданства опекунов и попечителей осуществляется с соблюдением условий, установленных статьей 6 настоящего Федерального закона».

Статья 2. Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях следующие изменения и дополнения.

1. Дополнить статьей 19.33 следующего содержания:

«19.33. Нарушение правил об ограничении двойного гражданства

Нарушение гражданином Российской Федерации, приобретшим гражданство иностранного государства, правил оптации гражданства, предусмотренных законодательством о гражданстве -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот тысяч до трех миллионов рублей.

Примечание. Лицо, выполнившее требования об оптации гражданства до окончания срока производства по делу об административном правонарушении освобождается от административной ответственности».

2. Часть первую статьи 23.1 после цифр «19.32» дополнить цифрами «19.33».

3. Пункт 15 части второй статьи 28.3 после цифр «19.7» дополнить цифрами «19.33».

Статья 3. Вступление в силу настоящего Федерального закона.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 1 месяца с момента его подписания.

2. Граждане Российской Федерации, которые на момент вступления в силу настоящего Федерального закона будут являться обладателями гражданства иностранного государства, с которым у Российской Федерации отсутствует договор, допускающий наличие двойного гражданства, обязаны принять решение о выборе гражданства в порядке, предусмотренном статьей 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» в редакции настоящего Федерального закона, в срок, не превышающий одного года со дня вступления настоящего Федерального закона в силу.

Предлагаем читателям высказать мнение и предложить изменения по законопроекту. Законопроект будет передан в Государственную Думу.

Наш адрес для связи :shtabvozrozjdeniya@yandex.ru.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram