Неофеодализм при дверях

Различные националистические и патриотические силы предлагают различные проекты революционного изменения русской государственности. Это и православная империя, и империя наподобие советской, и русское национальное государство.

Все эти проекты теоретически хороши. За ними стоят группы интеллектуалов и их сторонников.

Проблема в том, что больше особенно никто не стоит. Все эти проекты в настоящее время являются субкультурными. И интересны только определённой среде. Не за одним из них пока нет серьёзной народной поддержки. Как, к сожалению, нет и народа как такового. Русского народа.

Народ – это не только набор индивидов, говорящих на одном языке и имеющих общее самосознание.

Народ – это система самоорганизации и самообеспечения. Вполне автономной от государства. Это система родственных кланов, территориальных и религиозных общин, этнических диаспор, сообществ взаимопомощи. Без неё ни один этнос не жизнеспособен.

Русский народ всего этого в необходимом масштабе не имеет. Он во власти постмодерна. Т.е, атомизированные и ни как изнутри не организованные массы. Плюс различные меньшинства и субкультуры. От правящих и влиятельных до абсолютно незначительных.

Вернёмся к проектам переустройства русского государства. Все они рассчитаны на абсолютно другое общество. Православная империя непосредственно имела своим фундаментом систему коллективов выживания. В виде крестьянских общин. Они представляли из себя организационно – экономический фундамент государства. В коллективах выживания транслировались основные ценности, на которых держалась империя. Что ещё важнее.

Советская империя и национальное государство – модерные проекты. Они непосредственно не основаны на системе коллективов выживания. И в значительной степени этим коллективам враждебны. Но для модерного проекта необходимы ценности, которые ещё совсем недавно вырабатывались в этих коллективах. Таких, как единство общества, чёткая и единообразная система ценностей. В ходе модерного проекта государство и общество как бы заменяет отдельные коллективы выживания, сливает их в единое целое. Этому способствует и система государственного управления, и образования, и социального обеспечения. И разделяемые всем обществом ценности.

В России модерн закончился. Его институты пришли в негодность. А главное, утерян набор единых ценностей. Вернуться к модерну сейчас практически невозможно. Потому, что нет спроса на всеобщее единение. Нет спроса на объединяющую идею. Иначе её давно бы нашли. Официальная пропаганда никому не интересна. Революционная тоже.(К стати, национально – демократические революции в странах восточной Европы происходили в обществах позднего модерна, а отнюдь не постмодерна. К тому же национальная составляющая в них была усилена длительным опытом иноземной оккупации и, соответственно, национально-освободительной борьбы).

Остаётся восстанавливать общество с элементарных кирпичиков. С коллективов выживания. Где именно выживание коллектива диктует набор ценностей и идеалов, наиболее для него подходящих.

Побегут ли современные русские массово вступать в коллективы выживания? При нынешней социально-экономической системе – конечно же нет. В ней ещё может худо-бедно существовать атомизированный индивид. А заставить вступить его в коллектив выживания может только очень серьёзная угроза. Вроде угрозы неминуемой гибели.

Учитывая вектор развития нашего общества, можно предположить, что скоро такая ситуация сложится. В России наступает неофеодализм. Именно для него расчищает путь постмодерн, уничтожая традиционные основы народов-носителей и достижения модерна.

Неофеодальное общество деидустриализировано и недемократично. В нём будет господствовать прямое принуждение и право сильного. Выжить в нём сможет только член какого-либо достаточно жизнеспособного коллектива. Одиночка может быть только мёртвым или рабом.

Скорее всего неофеодализм наступит в России гораздо раньше, чем где-либо в Европе. Необходимо учитывать развал модерной инфраструктуры общества. В частности экономики и образования, потери управляемости государством. Так же слабость демократических традиций и огромную силу этнических диаспор, исторически живущих по феодальным принципам. Без всякого «нео».

Приблизить или отдалить наступление неофеодализма мы скорее всего не можем. В некоторой степени к нему можно подготовиться. Например, пропагандируя идеи создания коллективов выживания. Понятно, что неофеодальные славяне России будут очень отличаться от современных русских. Это будет другой народ (народы). Но всё же что-то можно сохранить.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram