Круговая порука безверия

Лет пять назад мы говорили о кризисе православия сигуменом Григорием Лурье из РПАЦ, и он поведал о «голубом лобби» в московской патриархии. Признаться, я не поверил в подобное, увидев выпячивание частной отвратной темы. В июле ряд публикаций вдруг скинул полог с адского греха. Оказалось, проблема давняя и с последствиями. Содомия как форма укрепления соборности! Ничего себе, заявленье. И горло перехватит, и сплюнешь с досады на такой срам. Ладно, стерпим, странно другое – за осуждением архиереев и общей неловкостью – полная растерянность о путях искоренения. Надо же – дожили и здесь до ступора.

Тысячу лет внедряли православие, свершали монашеские подвиги, создали богословскую доктрину, написали тысячи книг о постижении веры, уверяли в незыблемости канонов – и такой конфуз. Выходит, что-то тонко скрывали, а желаемое выдавали за реальность. Сор из избы никому не хочется выносить, но если шило из мешка лезет, вопросы надо решать.

Какие проблемы будоражат РПЦ? Утрата соборности – первое, что глаза колет. Одних все устраивает, другие недовольны, и стороны непримиримы. Весь российский период – хроника конфликтов в РПЦ. Уклон патриарха Алексея II к иудейству вызвал критику, возникла церковная оппозиция, радиостанция «Радонеж» озвучила её, а митрополит Санкт-Петербургский Иоанн олицетворил это крыло. Расстрел Белого дома усилил противоречия, а выбор президента в 96-ом расколол православных на два лагеря. Принятие в 2000 г. нового Устава с нарушением правил усилило разлад. В 2007 г. митрополит Чукотский Диомид критикует церковь за утрату чистоты веры и обозначает причины ошибок. Этой весной ижевские иереи заявили о грехах РПЦ в открытом письме патриарху Кириллу. Не считая десятков малоизвестных столкновений.

В этой битве за веру патриархия довела ситуацию до противостояния архиереев и общины. Недовольство приходского духовенства уже не скрывается, обсуждается в блогах священников и мирян. Епископы властвуют феодальными сеньорами, батюшки как бесправные вассалы сносят произвол, а за протест их лишают приходов или переводят в глушь. В церкви насаждается авторитаризм и потакание страстям. Содомический грех – одна из сторон деспотии. Осатанели, что ли, архиереи, сведя братскую любовь к плотскому сношению и полагая – лучше с мужчиной, нежели с женщиной? Что вы, практично: внешне грех скрыт, «голубая среда» даёт контроль над ставленниками, и страсть утолять легко. Свои люди, сочтёмся. Патриарх и Синод знают и терпят, потому что… выгодно. Суть проблемы – кадры для управления епархий.

Архиереи должны быть в курсе жизни, ладить со спонсорами и проявлять дипломатию. Все они – из учёных монахов, получивших постриг при обучении. Такие монахи еще нестойки душой, подвержены мирским соблазнам, и двоедушие становится чертой характера. В итоге перед нами – симпатичный лицемер при сане. Надеюсь, изврат немногих коснулся, но изворотливость – будто вторая натура. Если поставить епископом игумена из монастыря, епархию начинает лихорадить. Не умеет аскетичный архиерей лавировать, а общение с региональной властью и бизнесом требует кривить душой. Так иерархию РПЦ заполнили чуть не оборотни в рясе: на словах агнцы, в делах – волки. Административная потребность обернулась криминалом против веры и братства. Дальнейший разбор вытянет целую гроздь неприглядностей и всё взаимосвязано.

Деньги сблизили архиереев и власть: освобождение от налогов при финансовых операциях открыло широкое поле для сотрудничества. О коммерческом размахе остаётся догадываться, но интернет пестрит постами о безакцизной торговле табаком и алкоголем, рыбными промыслами и долей нефти под эгидой Гундяева. Это же – Клондайк, золотое дно! На рок-фестивале в 2004-ом нас вселили в гостиницу «Университетская», якобы принадлежащую этому митрополиту. По стенам иконы висят, в тумбочках – Новый завет. В номерах-то всякое деется, прямо как в песне – «попу – баян, икону – папуасу». Недавно в Новосибирске архимандрита Феодосия из храма Всех Святых лишили настоятельства за стяжательство. Отче держал автостоянку, монахам давал послушание в виде охраны, а барыши – в свой карман. Подобных случаев множество.

Может, всё сплетни? Факты знает налоговая инспекция, а церковь блокирует информацию о своей жизни. Освещают житие елейно, а подоплёку – под священный покров. Возник двойной стандарт – в тени благочинности скрыты дорогие авто и растраты, возлияния на светских приёмах и прочие излишества. Для чего это архиереям? Государство поддерживает православие, а долг платежом красен. Требуется проявлять лояльность и демонстрировать дружбу с иноверцами. Здесь корень экуменизма и сергианства – зависимости от светской власти. За 20-ть лет уступок и ошибок Патриархия потеряла православную чистоту, опорочилась, наполнилась менеджерами в клобуках и обрела антицерковный вид. Миряне сомневаются и отпадают от воцерковления. Не лежит душа к лицемерию, надо бы в храм, а не хочется. У худого дерева и плод с червоточиной.

Перекос и измена религиозных генералов на пустом месте не возникают, главная причина глубже. На Поместном соборе в 1988 г. не поставили вопрос о сотрудничестве многих иерархов с КГБ и религиозным советом. Эти агенты в рясах имели клички и подчинялись коммунистам, но… вошли в Синод, а многие поныне наверху иерархии. Об этом писал священник Георгий Эдельштейн в «Записках сельского священника». Старшие пастыри попросту перенесли двуличие и лицемерие в административную систему РПЦ, окружив себя подобными архиереями. Нажитый советский опыт заработал в России, но с буржуазной спецификой, а формализм веры и насаждение сергианства – следствие прошлых грехов. Сразу открываются истоки всех бед в церкви.

Покаяния в отступничестве, конечно, не было, а вот новую Россию клирики приняла «на ура». Надо же, наше общество стоит на семи смертных грехах – от сребролюбия и честолюбия до сластолюбия и гордыни, а епископы души не чают в светских властях! Будь хоть немного веры, подвергли бы обструкции российские основы и обличали вред для души. Ничего похожего – благостная дружба с кремлём. Критика социальных пороков от патриархии выглядит ханжеством, ведь эти язвы рождает система, с лидерами которой иерархи рука об руку. Особо ярко проявилось новое фарисейство в 2000 г. на Архиерейском соборе, когда нагло перекроили Устав РПЦ и узурпировали власть в сторону Синода. Если президентская администрация верховодит в стране, то и патриархия будет копировать стиль начальника. Как реагируют православные братья?

Часть клира и паствы от такого безобразия лишь отмахиваются, пеняя братьям на высокоумие и правдоискательство, ведущее к расколу и смуте. Думайте, мол, о личном спасении, а жизнь иерархов только гордыню распалит. Моя хата с краю, лишь себя уважаю. Во-первых, смута давно гуляет и ширится, во-вторых – у верующих не может быть «личного понимания» Завета Христа. Речь не о ребусе, а о сути веры. Веками говорено – личное спасение и соборное служение. Эти части неразрывны, а если о пороках молчать – греху потакать. Иного понимания в православии нет. К радости, остались братья, как отец Павел Адельгейм или протоиерей Дмитрий Назаров, смело говорящие об ужасающем положении в РПЦ. Поговорить-то можно, а как искоренять?

Общее мнение – возврат к принципам Поместного собора 1917-1918 гг. Как это, если иерархи – как символ их отрицания? Заменить руководство и всё переменится? Таких сил на обновление нет. 60 миллионов православных словно воды в рот набрали и втихаря маются от бессилия. Хуже – начни реформировать церковную систему, и грянет раздор. Однако скрытый раскол налицо и неизбежно выйдет наружу, тогда о единстве забудь, а судилище распалит до расправы. Патовая ситуация – то и другое потребует изрядно пострадать. Значит, болезнь надо лечить сейчас, пока тело не обездвижено, а то пальцем будут тыкать в пролежни, и не оправдаешься.

Надо понять, сергианство появилось не при большевиках – от крещения клирики подчинялись княжеской власти, помыкая братьями-холопами. В 1905 г. будущий богослов С. Булгаков написал в «Неотложной задаче», что «…официальное «православие», которое в течение веков позорило христианскую религию союзом с господствующей формой государственности, унижаясь до роли не только атрибута этой государственности, но и прямо полицейского средства… и долго будет этот яд зачумлять все, что будет воздвигнуто на этом месте». Увы, из прошлого выросло горькое настоящее. Именно административный диктат архиереев и сеет смуту, а уж верующие с грехом пополам хранят веру. В этом ответ о религиозном тупике.

Официальное «православие» изжило соборность, сведя веру к покорности строю и одинокому спасению под патронажем попа. Миряне разобщились в изоляции, потому церковники выгодны любой власти, и она всегда будет контролировать православных начальников, а они – лицемерить и развращаться, внушая тотальную праведность третьего Рима.

Давно попраны правила и дух Вселенских соборов. Например, из священного чина надо извергать падших, но архиереев за содомию не наказали. Миряне в банях с женщинами моются, в дни воскресные на колени встают, своекорыстие, роскошь и симония повсюду. За аборты, содержание публичных домов или когда три воскресных дня в храм не явился – точно требуется отлучение. Сколько миллионов надо прямо сейчас изгнать? Если далее копать, вовсе крамолой запахнет. Как величают отступников, по-своему толкующих каноны? Их называют «еретиками», а у нас что – русская вариация на греческую тему? По третьему правилу Халкидонского собора клирикам запрещено «ради гнусного прибытка» заниматься «мирскими делами», а епископы по уши в бизнесе. Согласие со Статьёй 28 Конституции о равноправии всех религий и атеизма для православия как измена: служат двум господам и Иисус не помеха. Подобных отступов тьма.

Поместный собор нужен, но слепому ясно – через движение снизу, ведь без обратной связи не соборность, а лишь профанация будет. Мирянам потребно не скалиться в интернете, а сбиваться в группы, идти в храмы и отыскивать здравых священников, да совместно решать наболевшее. Далее надобно налаживать связи меж такими группами по стране. Если какого батюшку за правду накажут, так защищать и от епархии требовать отчёта, а надо – пикетировать и освещать в СМИ архиерейский диктат. Удастся соединиться в движение, сможет низовое духовенство самых достойных выдвинуть, тогда и созывать Собор, а уж духовенство разберётся с отступничеством и покаянием. Такая работа более похожа на соборное единство клира и мирян.

Думаю, немало поязвят об идеализации «подхода снизу» и махом усомнятся в успехе. Ну-ну – правом на спасение воспользовались, а от обязанности защищать правду Божию уклонились. Во, православный подвиг – одной рукой креститься, другой соблазны пестовать, похохатывать да горделиво поучать от «личного разумения», а случится какая напасть – на чёрта вину валить, и подушку щекой давить! Такие ухищрения на праздность и крепят круговую поруку безверия. Всё будут тягать бесконечное бревно из своего необъятного ока, пока не наступит смерть приходам, а верующие от безысходности вконец не раздухарятся. Для общинного спасения дано пророчество о Судном дне, и не лукавый запутает, а ложное смирение и суесловие спихнут русских в очередную катастрофу. И продлится в лету непотребная канитель, пока звёзды с небес не сверзятся …

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter