«Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка»

В издательстве АСТ минувшей осенью вышла новая книга известного экономиста Александра Долгина. В своем труде ведущий теоретик и аналитик современной экономики попытался ответить на вопрос: как субъективные интересы людей влияют на рыночную экономику? В ходе исследования автор приходит к открытию «второй невидимой руки рынка», вслед за Адамом Смитом выявляя независимые объективные факторы, непосредственно влияющие на образование спроса и предложения. Автор делает множество интересных предположений и пытается объяснить, зачем обществу так много товаров, как связаны между собой талант, успех и «звездность», как заработать в социальных сетях, как измерить материально культурные ценности, почему бедным выгодно заниматься меценатством и, наконец, что же такое клубная экономика, лежащая в основе предложенной теории.

В своих рассуждениях Александр Долгин отталкивается от идеи о том, что новая экономика это, прежде всего, экономика клубов, различных объединений людей, создаваемых в их интересах. В клубе складывается благоприятная среда обитания уникальных личностей, населяющих социум. Качество жизни конкретного человека зависит от того, что за люди его окружают, а также от характера взаимодействия с ними. Клуб создает предпосылки для продуктивной совместной деятельности. Это касается самых разных областей жизни, больших и малых вопросов: от проблем ТСЖ и экономически выгодных коллективных закупок до высших форм культурной и политической активности. Поэтому клуб — ключевая форма бытования общества.

В книге есть ряд прорывных глав. Главная из них — «Эволюция второй руки». Открытие принципа действия «невидимой руки» — величайшее достижение экономической мысли. С помощью этой метафоры Адам Смит объяснил, как рынки, а с ними и огромные зоны человеческой деятельности, регулируются без прямого обмена информацией между людьми — через цены и баланс спроса и предложения. До недавнего времени никто и помыслить не мог о другом типе координации, поскольку коммуникации были запретительно дороги. С появлением IT-индустрии, электронной почты и поисковых машин они сильно подешевели. Наладился обмен из уст в уста, когда частное высказывание передается не по цепочке, а становится доступно всем и сразу. Благодаря этому в дополнение к знаменитой адамсмитовской в полную мощь заработала вторая невидимая рука. Этот механизм, изложенный в книге, позволяет понять многое в современном жизнеустройстве. В основе принципа действия второй руки наблюдение не за ценами, а за тем, кто какие товары/услуги покупает и с каким эффектом. Строго говоря, вторая рука существовала всегда, только действовала более скрыто, чем первая. Имеется в виду система статусных различий, которая издревле управляла людьми.

Способ действия второй руки — продуктовое разнообразие и темп его обновления, с помощью которого люди маркируют статус, вкус, принадлежность к группе и страте. Зачем это нужно? Чтобы поддерживать необходимые контакты и входить в нужные круги. Таким образом, интересы, которыми дирижирует вторая рука, затрагивают и деловую сферу жизни, и личностную. Вторая рука, в отличие от первой, управляет сложными знаками и действует с помощью знаков, а не цен (которые, впрочем, вычитываются из знаков). С помощью них она выстраивает табели о рангах не только имущественные, но и культурно-символические. Люди выбирают вещи по вкусу и по карману, и благодаря сигналам, которые подают эти вещи, объединяются, дистанцируются, соперничают с другими людьми. Они видят тех, кто ниже себя, равных себе, а также тех, до уровня которых хотели бы подняться. Эти «выше» и «ниже» выстраиваются параллельно в двух главных координатах — денежной и культурной. В то время как первая, адамсмитовская, рука управляет обращением товаров и услуг, вторая рука отвечает за регуляцию клубов и отношений. Первая рука действует через производителей, которые реагируют на спрос, вторая — через потребителей, которые предъявляют спрос на те или иные товары, необходимые им для обозначения различий.

Из книги Александра Долгина становится ясно, что существующий жизненный уклад оценивается критиками общества потребления с неверных позиций, по неправильным критериям, а потому несправедливо.

В действительности, современное общество гуманно. Оно стремится наилучшим образом отвечать интересам свободной личности. Многое проистекает в нем не из одной капиталистической жажды наживы, как принято сетовать, а прежде всего из нормальной тяги людей к счастью. Экономика производит для людей сигнальную систему, эффективность которой зависит от скорости, трудоемкости и полноты взаимного «просвечивания». А это, в свою очередь, влияет на качество окружения, в котором живут люди, на набор жизненных сценариев, которые они могут выбрать, на качество потребляемых товаров и услуг, на содержательность коммуникаций и, в конечном счете, на качество личностного времени, качество жизни и ощущение счастья.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter